4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности вождения легкового авто в зимний период

Как не надо ездить зимой: пять простейших правил

Все мы очень не любим нравоучений. Но это — вовсе не нравоучения. Речь не об экстремальном вождении и умении ездить в управляемом заносе (хотя и это не повредит), а о простейших навыках, которые, судя по впечатлениям от дорожных сценок моей очередной, тридцать четвертой зимы на колесах, есть не у всех. Говорим о моноприводных автомобилях, которых на дорогах большинство. У переднеприводных и заднеприводных есть, конечно, свои особенности, но то, что написано ниже, применимо и к тем, и к другим. Кстати, отчасти и к полноприводным.

Правило 1: не теряйте тягу на ведущих колесах

GQ7Q7709

Максимально упрощая: если на колесах — постоянная равномерная тяга, автомобиль не уйдет с траектории даже на снегу или на льду. Значит, по возможности тягу надо удерживать небольшой, но постоянной. Проще всего это делать на машине с механической коробкой, соответственно подбирая передачи. Немного потренировавшись, передачу можно удерживать и в автоматической коробке, не давая агрегату включать следующую раньше, чем нужно. У многих современных коробок есть ручной режим. Летом мы о нем обычно забываем, но зимой от него иногда есть польза. Не ездите на нейтрали, а переключаясь вручную, подбирайте передачи так, чтобы тяга менялась плавно и не увеличивалась резко.

Правило 2: не замедляйтесь/тормозите резко

Интенсивное замедление порой не менее опасно, чем разгон. Следите за обстановкой и спереди, и сзади, держите дистанцию. Однако слишком большая дистанция спереди при наших нравах иногда не менее опасна, нежели мизерная — как пить дать кто-нибудь влезет. Тормозить надо плавно и аккуратно, даже если автомобиль оборудован ABS. Эта система, конечно, очень полезна, но на неоднородном или неровном покрытии она периодически срабатывает нечетко, позволяя одному или нескольким колесам заблокироваться, пусть и на короткое время. Автомобиль при этом с большой долей вероятности попытается уйти с траектории. И кроме того, при резком торможении едущему сзади может попросту не хватить тормозного пути. Спора нет, он — виноват, но это, по-моему, слабое утешение.

GQ7Q8899

Правило 3: не буксуйте без толку

Выехать с заснеженной стоянки (речь не о метровых сугробах), подняться в небольшой скользкий подъем порой проще, чем кажется. Общий принцип тот же: держать постоянную небольшую тягу на колесах и не поворачивать руль без нужды, особенно на большие углы. Не забывайте об элементарном упражнении «раскачка». Если застрявший автомобиль тронулся, но тут же забуксовал и вновь встал, газовать бессмысленно. Лучше отъехать чуть назад и повторить попытку. Идеально, если успеете максимально быстро переключиться с задней на первую передач, не дав машине окопаться. На автомобилях с коробками-автоматами такой фокус сделать, конечно, посложнее. Когда автомобиль, наконец, поехал по снегу или льду, не надо резко увеличивать тягу, куда лучше быстро перейти на вторую передачу — пробуксовка ведущих колес станет меньше. Самое главное, опять же — удерживать небольшую, но равномерную тягу. При определенных навыках работы сцеплением на скользком покрытии иногда даже тронуться на второй передаче эффективнее, чем на первой. Вылезая из снежного плена или преодолевая скользкий подъем, старайтесь поменьше работать рулем.

Правило 4: не тормозите в повороте

Торможение в повороте нынче почему-то стало почти нормой. А ведь на заснеженной или обледенелой дороге это — еще опаснее, чем резкое замедление на прямой. Ведь автомобиль может в этот момент быстро и не всегда предсказуемо изменить траекторию. Безопасную скорость нужно выбрать до поворота, опять же без резких замедлений, а поворот проходить на небольшой но постоянной тяге. Немного потренировавшись, при необходимости нетрудно немного уменьшить или увеличить радиус поворота, подачей газа.

GQ7Q7764

Правило 5: не экономьте на свете

Это уж самое простое! Езда с габаритными огнями всегда, а особенно зимой — в темноте и в снегопады — сродни попытке выполнить упражнение на гимнастическом бревне в зале с погашенным светом. Теоретически может получиться. Штатные противотуманные фары созданы для… тумана. Стоят они низко, загрязняются в первую очередь и сами по себе мало помогают и вам, и тем, кто должен вас увидеть. Так что требование ездить с ближним светом во многих северных странах в правила вписали не случайно. Не стоит экономить на лампочках! А перегоревшую заменить лучше до того, как это придется сделать вместе с крылом и иными кузовными деталями.

Опытные водители, вероятно, сочтут эти советы слишком примитивными. Но судя по тому, что вижу на дорогах, таковых немного. А научиться простым вещам несложно, главное — захотеть.

Как правильно ездить зимой: советы эксперта

Зимняя пора встречается автолюбителями по-разному. Опытные водители не слишком-то переживают по этому поводу, активные «драйверы» радуются возможности эффектно поскользить в безлюдных поворотах, а новички волнуются, предвкушая нелегкий процесс получения нового опыта. Но всех их объединяет одно: необходимость понимания правильной техники зимнего вождения. О том, как правильно ездить зимой, как обезопасить себя и свой автомобиль, и что может в этом помочь, нам рассказал Иван Чужмар, тренер по защитному вождению.

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

Утренние упражнения

У тренние сугробы – первое, с чем может столкнуться водитель морозным утром. Лучшим способом выбраться из этого плена однозначно является расчистка пути перед автомобилем. Если вы не успели купить лопату, снег можно откинуть ногой или ковриком из машины, предварительно разрыхлив сугроб щеткой-сметкой. Это будет более затратно по времени, зато дешевле, чем замена бампера или радиатора.

Если за бамперы вы не переживаете, а радиатор достаточно высоко и глубоко, можно раскатать снег и самой машиной, расталкивая и трамбуя его движением взад-вперед. Однако я настоятельно не советую этого делать, если снег все-таки затвердел. Поэтому о выезде утром позаботиться надо еще с вечера, продумав себе этот выезд и посмотрев на прогноз погоды. Может быть, на зиму стоит установить будильник на 20 минут раньше, чтобы потом неспешно сделать утреннюю зарядку на свежем воздухе.

Ездим правильно

Говоря о зимнем вождении, стоит начать с простого – с главных отличий зимней манеры вождения от летней. О базовых вещах вроде прогрева и особенностей управления автомобилем в зимней одежде мы уже писали, теперь можно перейти непосредственно к движению по дороге. Летом все понятно: асфальт сухой и горячий, и сцепление шин с поверхностью максимально. Зимой же, даже в отсутствие снега, температура асфальта низка, и коэффициент сцепления холодных шин с холодной поверхностью далеко не такой высокий, а значит, и тормозной путь будет заметно длиннее.

Говоря о зимнем асфальте, стоит отметить и то, что его внешний вид зачастую обманчив. Кажется, что он просто мокрый или другого цвета – а на самом деле, он покрыт льдом. И лишь ощутив биение педали тормоза, говорящее о том, что сработала АБС, водитель понимает, что под колесами скользко. Поэтому даже на асфальте, свободном от видимой наледи или снега, стоит начинать торможение раньше, чем вы привыкли делать это летом – холодные колеса и тормоза работают иначе.

Двигаясь по зимней дороге, стоит учитывать резкость поворота руля. Если на асфальте опрометчивое движение было бы просто рискованным, то на льду оно может спровоцировать занос автомобиля. Аналогичный результат может вызвать и отпускание газа на дуге поворота: дестабилизация машины – и неуправляемое скольжение, которое, как правило, усугубляется тут же вжатой в пол педалью тормоза. А еще стоит понимать, что чуть более резкое, чем следует, нажатие на тормоз при движении на включенной передаче МКПП может заглушить двигатель – и дальнейший сценарий движения заглохшей машины без усилителя тормозов и руля имеет все шансы стать плачевным.

Стремясь наиболее динамично разогнаться на зимней дороге, не стоит использовать традиционные летние приемы. Стоит помнить, что какой бы ни была дорога, динамика зависит от коэффициента сцепления колеса с поверхностью. Если при разгоне возникает пробуксовка, зацеп практически пропадает – следовательно, чем меньше пробуксовка, тем быстрее мы разгоняемся. А поскольку на льду провернуть колесо куда легче, чем на асфальте, зимой стоит гораздо более аккуратно работать педалью акселератора.

И летом, и зимой при движении в повороте необходимо соблюдать элементарные правила. Так, видимый участок пути должен позволить вам остановиться без применения экстренного торможения – которое, в свою очередь, зависит от покрытия, шин и состояния автомобиля. Если же вы хотите поехать побыстрее, плавное и умеренное добавление газа в повороте не возбраняется – то есть, скорость на выходе из поворота вполне может быть выше, чем на входе. Однако в темное время суток нужно двигаться с такой скоростью, чтобы тормозной путь был в свете собственных фар: в случае заноса поворачивать в темноту не будет никакого желания.

В торможении зимой главное – чтобы оно было плавным, чтобы самим торможением не провоцировать скольжение автомобиля. Если у вас современный автомобиль, оснащенный множеством электронных систем активной безопасности, то их срабатывание стоит воспринимать как свою ошибку. Причин тому может быть много – резкое нажатие на педаль, место или момент торможения… Но суть, в любом случае, одна. Ну а с точки зрения правильного алгоритма, оптимальная методика торможения – это когда водитель тормозит до поворота руля, а не в самом повороте, и движется по дуге на постоянной скорости, без дотормаживания.

Продолжая разговор о торможении, стоит упомянуть и вопрос выбора зимней резины – ошипованной или неошипованной. Сегодня это, конечно, уже стало чуть ли не делом вкуса – современные технологии позволяют так называемым фрикционным шинам показывать хорошие результаты, так как тормозной путь во многом зависит от состава резиновой смеси. В вопросе того, какую резину предпочесть, стоит ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и на то, какая зима обычно у вас в регионе. А еще стоит помнить и то, что шипованные шины более шумные – однако этот шум зачастую помогает лучше понимать скоростной режим, заставляя спокойнее ехать по асфальту.

Если вы съехали на глубокий снег, то на первый план выходят уже не шипы, а правильная манера движения. Двигаться надо так, чтобы колесо успело продавить снег и наехать на него сразу, без пробуксовок и лишних дерганий рулем. Передачу стоит подобрать соответствующую скорости: поскольку скорость будет невысока, то движение будет оптимальным на второй-третьей передаче. В случае, если у вас АКПП, это может быть сложнее, но если коробка позволяет зафиксировать выбранную передачу и держать ее, этой возможностью стоит воспользоваться.

Работа газом – еще один важный нюанс: как и при движении на льду, не стоит злоупотреблять акселератором, вызывая пробуксовку. Однако, вопреки этому, не исключено, что на некоторых автомобилях с антипробуксовочной системой лучшим способом будет ехать в режиме «газ в пол», а электроника при этом будет сама подстраиваться под покрытие. Да, это звучит неожиданно – однако это может сработать. Поэтому, завидев первый снег, можно попробовать эту методику для своего автомобиля в каком-нибудь безопасном месте.

Колея на зимней дороге – еще один камень преткновения для многих водителей. Надо сказать, что сама по себе она опасности не представляет – пока вы или не заедете в нее, или не решите из нее выехать. При равномерном движении по колее проблем нет – разумеется, если у автомобиля совпадает с ней межколесное расстояние, и клиренс позволяет не цеплять днищем неровности. А вот решение ее покинуть может обернуться проблемами.

Выехать из колеи тяжелее, чем туда попасть. Однако при должном умении и понимании физики движения из нее можно выбраться как на «пешей» скорости, так и при умеренно быстром движении: главное – помнить, что во втором случае риск разворота будет гораздо выше. При попытке выехать из колеи важно понимать, куда смотрят передние колеса, и заранее выбрать передачу, чтобы она помогала вам, а не мешала. Задние колеса при этом работают против вас: при попытке вырулить передние колеса окажутся вне колеи, а задние – еще нет, поэтому при выезде нужно иметь импульс, чтобы не остановиться или, что еще хуже, развернуться и встать поперек колеи.

Отдельно стоит упомянуть важность внимательного отношения к зимней резине. Во-первых, нужно следить за ее износом: она должна соответствовать требованиям техрегламента и перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС. Во-вторых, даже при формальной годности ее к эксплуатации, стоит руководствоваться еще и здравым смыслом. Единственное преимущество старой резины в том, что у нее большее пятно контакта – но оно не скомпенсирует утерянные за годы эксплуатации свойства и выпавшие шипы.

Сама по себе зимняя резина более мягкая, но пока она не прогрета в движении, даже она не работает полноценно. Кроме того, благодаря своей мягкости она более склонна к боковому уводу – это необходимо учитывать при движении по дуге поворота и не пытаться держать ту же скорость, к которой вы привыкли летом.

И еще один важный тезис, который нужно усвоить каждому водителю: никакие персональные умения и опыт не способны скомпенсировать отсутствие хорошей зимней резины. Умение – это, конечно, хорошо. Но никакой гарантии само по себе оно не дает, а одним из главнейших качеств опытного безопасного водителя является надежность. Поэтому, чтобы дать гарантию собственной надежности, нужно быть уверенным и в себе, и в машине, и в резине. А своевременная замена шин на зимние – один из показателей истинного профессионализма.

Вождение автомобиля зимой

Особенности зимнего вождения обуславливаются несколькими факторами. К ним относятся скользкое дорожное покрытие, гололед, снег, а также короткий зимний день. Все это сильно затрудняет управление автомобилем. Конечно, при очень уж неблагоприятных условиях от поездки лучше было бы отказаться. Но зачастую оказывается так, что вопрос о том, ехать или не ехать, даже не стоит, и выезжать на дорогу все-таки приходится. Если при этом следовать определенным правилам и использовать некоторые контраварийные приемы вождения, то риск попасть в ДТП можно значительно снизить. Итак, по-порядку.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего перед выездом на дорогу надо определиться с коэффициентом сцепления колес с поверхностью, чтобы предугадать, как поведет себя автомобиль при разгоне, торможении или резком маневрировании. Проделайте эти действия еще до выезда на проезжую часть, во дворе дома или возле гаража. Выехав на улицу, обратите внимание на состояние дорожного покрытия там. Это может быть укатанный снег или гололед.

Далее — трогаемся с места. Здесь важно, чтобы первый оборот ведущих колес прошел без пробуксовки. Нужно как бы качнуть автомобиль, придав ему хоть какое-то движение вперед, а затем очень плавно прибавить газ. На машинах с АКПП это делается очень просто — рычаг переводится из положения N в положение D без участия педали газа, и машина плавно трогается с места. После этого уже можно немного добавлять газ, опять же не допуская пробуксовки. Если колеса все же забуксовали — немедленно сбросить газ и начать все заново. Газовать на месте бесполезно — колесо быстро разогреет лед, образовавшаяся тонкая прослойка воды значительно увеличит скольжение, и пробуксовка увеличится.

Если ваша машина оборудована штатной антипробуксовочной системой ( TRC — Traction Control), ее нужно выключить специальной кнопкой, с ней не получится плавно, но мощно качнуться. Не допускайте, чтобы автомобиль «повело» при трогании, особенно при выезде с парковки — в этом случае может пострадать соседняя машина.

СКОРОСТЬ. Скорость движения автомобиля должна быть безопасной всегда, а при плохих дорожных условиях она должна гарантированно позволить водителю уйти от столкновения либо применив торможение, либо маневрированием. И не следует путать безопасную скорость с разрешенной — не всегда можно на скорости 60 км/час вовремя остановиться перед внезапно возникшим препятствием, например, перед выскочившим на дорогу пешеходом. Определить для себя безопасную скорость мы должны в самом начале поездки, когда проверяем коэффициент сцепления колес с дорогой. Если на сухом покрытии при скорости 60 км/час средний остановочный путь автомобиля составляет 40 метров , то на скользком покрытии он увеличивается до 90 — 140 метров .

ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. При выборе безопасной дистанции и интервала нужно помнить, что сцепные свойства с дорогой на скользком покрытии почти вдвое уменьшаются, пропорционально увеличивается тормозной путь, и значит, нужно держать дистанцию до впереди идущего транспортного средства в полтора-два раза большую, чем обычно. Даже если ваш автомобиль переобут в зимнюю шипованную резину и оборудован всеми возможными электронными системами безопасности, впереди идущий старенький «Жигуленок» может просто развернуть на 360 град., а вот при столкновении виновным признают именно вас — это нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности для движения . водитель должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки).
В городе особую опасность представляют накатанные отшлифованные ледяные участки перед светофорами и перекрестками. Вот две аварии в этой ситуации (фото с видеорегистратора): ул. Шинная и ул. Белостоцкого .

ТОРМОЖЕНИЕ. Распространенная ошибка начинающих водителей при торможении зимой — резкий удар по тормозам. Если автомобиль не оборудован АБС , колеса сразу блокируются, машина теряет управляемость и идет юзом. На скользкой дороге (если у вас нет АБС ) необходимо применять прерывистое торможение — несколько раз нажимая и отпуская педаль тормоза, до полной остановки. Максимальная эффективность при торможении достигается при 10-15 % проскальзывании шин, причем независимо от покрытия. Используя прерывистое торможение, мы добиваемся похожего эффекта — именно так работает АБС .

ВЫХОД ИЗ ЗАНОСА — ЗАДНИЙ ПРИВОД. Ситуация следующая: при прямолинейном движении заднюю часть автомобиля начинает заносить в сторону, и машина как бы стремится развернуться поперек дороги. Действия — не тормозить, (а на механике — и не выжимать сцепление), плавно сбросить газ и так же плавно повернуть руль в сторону заноса. Сбросом газа мы уменьшаем тяговую силу на ведущих задних колесах, а расторможенные передние управляемые колеса возвращают нас на первоначальную траекторию движения. Здесь важно поворачивать руль не резко и не чрезмерно, иначе автомобиль развернет в противоположную сторону. Если это все же произошло, то выравнивать поворотом руля в сторону уже этого нового заноса, но еще плавнее и на меньший угол.

ВЫХОД ИЗ ЗАНОСА — ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. Ситуация та же: заносит заднюю часть машины, действия — поворачиваем руль в сторону заноса, но, в отличии от заднеприводных, газ не сбрасываем ни в коем случае, а немного добавляем — передние ведущие колеса как бы вытягивают автомобиль в том направлении, куда повернуты. Однако здесь есть один нюанс — важно слишком не перегазовать, иначе колеса сорвутся в пробуксовку, потеряют сцепление с дорогой и перестанут нас вытягивать. Наступит снос и поворот руля уже ничего не даст. Тогда надо немного сбросить газ до восстановления контакта с дорогой, а затем снова добавить.

ЗАСТРЯЛ АВТОМОБИЛЬ — МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА. Если закопались — не газуйте на месте, зароетесь еще больше. Попытайтесь раскачать автомобиль взад-вперед. В большинстве случаев бывает достаточно просто немного подтолкнуть. Часто помогают прохожие или проезжающие мимо водители. Если не помогает, надо достать из багажника лопату (зимой возите всегда с собой) и немного подкопать. Откапывать нужно то колесо, которое забуксовало. Загляните под машину, не легла ли она на снег защитой, поддоном, балкой или рычагами. Если да — подкапывайте и под машиной. Затем за и перед ведущими колесами прочистите лопатой две небольшие колеи, по полметра в каждую сторону. Если есть возможность, подсыпьте туда песка или щебенки и затем враскачку, не газуя, выбирайтесь из снега.

ЗАСТРЯЛ АВТОМОБИЛЬ — АКПП. Здесь немного сложнее из-за некоторой «задумчивости» автомата — он недостаточно быстро для нашего случая переключает скорости с D на R и обратно. Раскачку делаем следующим образом: держим над тормозом ЛЕВУЮ НОГУ -> на D подаем автомобиль вперед -> в верхней мертвой точке, не отпуская газ, левой ногой фиксируем машину -> отпускаем газ -> включаем R -> отпускаем тормоз и добавляем газ, и так до задней вехней мертвой точки; там опять фиксируем левой ногой тормозом, затем опять вперед — зафиксировали, назад — зафиксировали, и так пока амплитуда раскачки не станут достаточно большой, чтобы выбраться. Тормоз держать обязательно левой ногой, иначе пока вы переставите правую с газа на тормоз, машина успеет скатиться вниз.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИМОЙ». Главная, и самая коварная особенность зимнего вождения — это часто меняющееся и непредсказуемое покрытие. Неизвестно, что нас ждет за очередным поворотом: лед, колея, глубокий снег или асфальт, покрытый тонкой невидимой ледяной коркой. Такой асфальт наиболее опасен, иногда его еще называют black ice — черный лед. Нужно научиться правильно оценивать и прогнозировать изменение состояния дороги. Если потеплело и тает снег, на дороге вода, а на завтра обещают заморозки — это не страшно. Вода на дороге не превратится в лед, а высохнет, испарится. А вот если при небольшом морозе идет дождик — это уже серъезно. В этом случае мы получаем чистейший гололед. Определяется очень просто — по тонкой ледяной корочке на лобовом стекле, по которой бесполезно скользят дворники. В таких погодных условиях даже очень опытному водителю лучше отменить намеченную поездку.

Дальше. В движении наблюдайте за тем, как автомобиль держится на разных покрытиях. К примеру, на загородных дорогах на укатанном снегу довольно неплохой коэффициент сцепления колес с дорогой, опасаться следует только отшлифованных участков у перекрестков, перед поворотами и на спусках. Зимой на трассе обычно есть колея, старайтесь держаться в ней, не уходя в сторону. Если все же приходится смещаться — старайтесь, чтобы все колеса (и левые, и правые) попали на однородное покрытие. Иначе может развернуть:

На зимнем покрытии направляйте колеса туда, где сцепление шин с дорогой будет максимальным. Это или менее скользкая колея, или островки снега на льду, или более шершавый лед — в общем все, за что колеса могут зацепиться. Чтобы постоянно знать об изменении покрытия, можно время от времени «прощупывать» дорогу короткими нажатиями на тормоз, и по поведению машины делать выводы. Если автомобиль «клюет носом», немного осаживается — сцепление с дорогой нормальное, а если не реагирует и слышно скольжение шин по покрытию — вы на льду. Если машина с АБС , то в этом случае «биение» педали тормоза вы почувствуете при немного меньшем, чем обычно, усилии нажатия.

На прямых участках дороги с обледенелым покрытием на большой скорости автомобиль может «поплыть». Причина тому — попадание на невидимые глазом неровности. Что делать : как и во всех таких случаях — не тормозить и резко не бросать газ. Скольжение надо остановить сразу — резко крутнуть рулем в сторону заноса и тут же вернуть обратно. Важно помнить, что при попадании на отрезок дороги с хорошим сцеплением колеса заранее должны быть повернуты в сторону направления движения. В противном случае автомобиль резко кинет в сторону и можно потерять над ним контроль.

По тяжелому и мокрому снегу машину направляйте по колее, проложенной проехавшими ранее автомобилями. На загородной трассе опасайтесь обочин — можно свалиться в покрытый снегом кювет. Образуется так называемая фиктивная обочина, расчищенная снегоочистительной машиной.

Самое главное, чему нужно научиться в зимнем вождении — уметь спрогнозировать любую ситуацию, просчитать ее на шаг вперед и всегда знать, какое в настоящий момент сцепление колес с дорогой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector