Как стать владельцем б/у автомобиля без риска?
AvtoligaKazan › Блог › Как обманывают при покупке подержаного автомобиля с рук и как этого избежать?
Вторичный рынок автомобиля богат на мошенничество и обманы. Купить хорошую машину с пробегом по адекватной цене и без подводных камней можно, но сделать это в 100% случаях точно не удастся. Хорошо, если хотя бы половина сделок будут чисты юридически, а продавец не скроет от покупателя технические проблемы с автомобилем и неприятные пятна в его биографии в виде ДТП. В этой статье рассмотрим основные методы обмана на вторичном рынке частными лицами.
При этом ошибочно полагать, что риску подвергается только покупатель. На самом деле рискуют обе стороны. Бывают, что недобросовестные покупатели обманывают доверчивых продавцов-обывателей, хотя чаще вокруг пальца обводят покупателей.
Как могут обмануть покупателя?
Но чаще, конечно, страдает доверчивый покупатель. Ниже описаны основные мошеннические схемы автомобильного рынка.
Случай №1 — предоплата
Эта схема работает на протяжении многих лет, но до сих пор не изжила себя и ловит в капкан доверчивых жертв. На сайте по продаже автомобилей, чаще всего, Авито, Авто.ру, Дром.ру размещается объявление о продаже автомобиля. Предложение видится интересным, прежде всего, с точки зрения цены. На звонок покупателя продавец отвечает, что потенциальных покупателей много и чтобы забронировать автомобиль предлагает отправить символическую предоплату в 1000 — 5000 рублей на банковскую карту или иным способом. Сразу после перевода телефон лжепродавца становится недоступен.
Если вам предлагают сделать предоплату за машину, которую вы ещё не видели, не делайте этого. 99,9% это мошенники.
Случай №2 — плавающая цена
Слова и документы — разные вещи. Когда речь идет о больших деньгах верить на слово другой стороне может быть слишком дорого, особенно, если вы видите продавца впервые в жизни. Договорившись о цене машины и прочих деталях устно, внимательно проверяйте закрепление договоренностей документально.
Встречаются случае, когда цена на автомобиль лишь чуть ниже рыночной, что вполне может объясняться срочностью продажи, однако это может и приманкой мошенников. Такая схема обмана обнажается не сразу. Обычно на осмотре автомобиля продавец говорит без умолку, акцентируя внимание на множестве второстепенных факторов вроде косметических царапин на бампере. В целом, автомобиль действительно хорош и вполне может быть чист юридически. Когда покупатель принимает решение о покупке стороны приступает к оформлению. Продавец предлагает передать задаток и оформить расписку. Она пишется на эмоциях и на скорую руку. Специально! В итоге продавец осознано не указывают цену автомобиля, одновременно задним числом меняется стоимость машины в объявлении. После этого продавец без зазрения совести предлагает купить эту же машину, но уже по цене заметно выше рынка. Как результат покупатель становится перед выбором: либо остаться без задатка, либо купить автомобиль по явно завышенной цене. Если же дело дойдет до суда, то «продавцы», естественно, сошлются уже на новый, завышенный ценник.
Чтобы избежать такого типа обмана лучше самостоятельно подготовить бланки всех документов, обращая внимание на ключевые аспекты в виде цены, VIN-кода автомобиля и прочих деталей.
Случай №3 — аукцион
Несколько иной сценарий предыдущего варианта. Все начинается также. Хорошая машина по интересной цене. Продавец приглашает на осмотр. Покупатель смотрит и ему все нравится. В этот момент продавцу поступает звонок и приезжают другие покупатели им тоже нравятся и они предлагают купить эту машину прямо сейчас, но дороже. Расчет мошенников на то, что покупателю автомобиль настолько понравится, что он устроит аукцион за автомобиль и в итоге купить её по цене несколько выше рынка.
Сохраняйте хладнокровие, не поддавайтесь эмоциям и покупайте автомобиль с теми, кто понимает автомобильный рынок.
Случай №4 — машина с иностранными номерами
Предложения на автомобили с иностранными номерами на первый взгляд соблазнительны. Хорошие автомобили по цене значительно ниже рынка. Хочется! Но в большинстве случаев, включая варианты на номерах таможенного союза, эти автомобили не удастся легально переоформить и эксплуатировать. Технически, как правило такие машины продаются «распилы» — экземпляры, собранные из нескольких сильно битых автомобилей.
Ещё на этапе просмотра объявлений лучше игнорировать предложения на иностранном учете.
Случай №5 — оплошности в документах
Если продавец в договоре и по факту — разные лица это повод насторожиться. Распространена схема, когда так называемые «перекупщики», выкупая автомобиль у продавца сразу готовят договор купли-продажи от имени прошлого собственника, иногда даже подделывая его подпись. В любом случае, юридическая чистота сделки, в этом случае под вопросом. Покупатель несет серьезные риски вплоть до ареста ТС и потери уплаченных денежных средств.
Если автомобиль (особенно практически новый) продает с дубликатом ПТС, это стоп-фактор к покупке. Велика вероятность, что автомобиль с дубликатом документов заложен в банке. Долго наслаждаться такой покупкой не выйдет. Как только заемщик перестанет нести свои обязательства, о своих правах на машину вполне легально заявит кредитор.
Случай №6 — автомобиль двойник
Автомобиль двойник. Под этим словосочетанием понимают машину, полностью и намерено копирующую другую. Госномер, цвет, поддельный VIN-код. Опасность автомобиля двойника в том, что он копирует абсолютно легальный автомобиль, который не продается. В итоге получается, что клон успешно проходит проверку на предмет залоговой чистоты. Насторожиться следует, если продавец отказывается ехать на перерегистрацию даже если передает все пакет документов и ключей.
Обычно при переоформлении в ГИБДД выясняется, что автомобиль с теми же номерами или VIN-кодом зарегистрирован на другого владельца. В этом случае подозрительную покупку арестуют до выяснения обстоятельств, и если именно этот экземпляр окажется «двойником» — а скорее всего так и будет — обратно его получить будет невозможно, как и деньги. Все потому что автомобиль, являющийся двойником, скорее всего, в угоне, но даже если это не так, юридическое происхождение двойника определенно с пятнами в биографии.
Оформляйте договор купли в продаже непосредственно в ГИБДД и обязательно в присутствии продавца. Не покупайте автомобили у продавцов, которые отказываются ехать в ГАИ.
Как могут обмануть продавца автомобиля?
Случай № 7 Переоформление ДКП на третьих лиц после продажи
Относительно новый способ обмана. Продавцу звонят покупатели. Осмотр, подписание документов, расчеты. Сделка состоялась, продавец при деньгах, покупатель — с машиной. Важный момент — в договоре купли-продажи упущен пункт о моменте передаче автомобиля. Если к нему отсутствует дополнение в виде акта приема-передач — мошенническая схема способна реализоваться.
Спустя время после продажи продавцу раздается звонок от покупателя с просьбой переоформить договор купли-продажи на родственника, но как правило с другой фамилией. Сразу после подписания нового ДКП покупатели демонстративно уничтожают первый документ, который на деле является лишь копией. Когда же подпись второго покупателя поставлена, в «игру» возвращается первый клиент и требует передать ему автомобиль, апеллируя к первому ДКП. Проблема в том, что ни в одном из договоров юридически не оговорено время передачи автомобиля. В итоге лжепокупатели шантажируют продавца, обвиняя его в мошенничестве (ст. 159 УК РФ), хотя по сути мошенниками являются именно они, однако доказать это весьма сложно. Единственный способ обезопасить себя — заранее подготовить документы к продажи, приложив к ДКП акт приема-передач.
Случай № 8 Берегите персональные данные и данные банковских карт
Продавцу звонит потенциальный покупатель и заявляет о готовности купить автомобиль. Единственная проблема — лжеклиент находится в дальней командировке и в ближайшее время не может вернуться. В то же время он заявляет о нежелании упускать продаваемый автомобиль, поэтому сразу готов внести серьезную предоплату на банковскую карту продавца, но банк накладывает лимит на сумму перевода. Покупатель говорит, что знает как его обойти, но для этого ему нужны полные данные банковской карты продавца, включая код на обратной стороне карты, а также требует прислать смс-код, приходящий продавцу. Разумеется, если все запросы мошенника удовлетворяются, через некоторое время продавец лишается денежных средств на карте.
Не отправляйте неизвестным лицам фото своих документов, банковских карт и секретные СМС-коды. Не соглашайтесь на залог и сами не давайте его без оформления документов.
Случай №9 Ответственность за чужие нарушения
Один из наиболее распространенных сценариев. Причем отнюдь не всегда покупатель намеренно подставляет прежнего владельца автомобиля. Тем не менее, в течение 10 дней после продажи автомобиля предыдущий собственник отвечает за нарушения ПДД и другие противоправные действия (например, преступления, совершенные на его прошлом автомобиле). Особенно велик риск, если автомобиль продался в другой регион.
Подписанный договор-купли продажи в ГИБДД от продавца на практике редко принимают в качестве оправдания, мотивируя это тем, что каждый может составить такой . К тому же на разбирательства в ГАИ нужно потратить немало времени и сил. Другое дело, если ДКП заверена нотариально. Потратить время, конечно, придется, но снять с себя ответственность за чужие нарушения будет гораздо проще.
Для абсолютной безопасности юристы рекомендуют заверить договор купли-продажи у нотариуса.
Случай №10 Демонстрация автомобиля в одиночку — риск угона
С демонстрацией автомобиля в одиночку связано сразу несколько рисков: от невозможности уследить за всеми действиями лиц покупателей до банального разбойного нападения.
Встречается схема, когда осмотр автомобиля группой лиц заканчивается угоном. Чаще всего, это происходит с дорогими автомобилями в крупных городах без применения насилия.
К примеру, если ещё на этапе звонка потенциальный покупатель задает вопрос о наличии двух ключей и просит захватить на осмотр оба, есть потенциальный риск угона.
Во время просмотра будет много отвлекающих маневров. Проверка лакокрасочного покрытия, состояния кузовных элементов, просмотр документов (хотя заламинированные карточки могут не брать в руки из-за опасения оставить отпечатки пальцев). В момент отвлечения владельца один из злоеев «снимает» данные чипа ключа. Осмотр заканчивается, а за машиной начинается слежка. При первом удобном случае злоумышленники угоняют автомобиль.
Случай № 11 Двусторонний обмен с использованием договора-купли продажи — это риск
Самый значимый риск при обмене может реализоваться, если заключать не один договор-мены, а два договора купли-продажи. С юридической точки зрения произошел не обмен, а две сделки купли-продажи. Это значит, что в случае чего отыграть процесс обмена назад будет уже на порядок сложнее. А уж если одна из сторон оформила ДКП на другую фамилию то, скорее всего, это стандартный сценарий мошенничества. Мошенники намеренно оформляют автомобиль потерпевшего на третьих лиц, чтобы при обнаружении проблем (юридических или технических) с машиной, отданной потерпевшему ими не было возможности отменить сделку.
Случай № 12 Не покупайте и не продавайте автомобиль по доверенности
Предложение купить машину под доверенности априори можно считать мутным. Определенно с машиной есть юридические проблемы: автомобиль заложен, арестован или находится в угоне. При такой сделке покупатель не станет собственником автомобиля, рискует арестом и конфискацией транспортного средства.
Никакой объяснимой причины продавать юридически чистый автомобиль по доверенности нет. Посудите сами: зачем продавцу отвечать за нарушения ПДД, платить транспортный налог и даже нести ответственность за возможное совершение преступлений.
Не покупайте и не продавайте автомобиль по доверенности
Покупка автомобиля с пробегом — риск. Невнимательность и спешка может дорого обойтись. Чтобы минимизировать риск обмана следуйте приведенным правилам и не надейтесь на чудо.
Полезно?! Ставьте лайки: и подписывайтесь)
Как купить авто с пробегом: порядок действий
Согласно статистическим данным, количество покупаемых б/у автомобилей в России увеличилось на 11%. В 2020 году эта цифра продолжает расти. Такой интерес сограждан к вторичному рынку автопрома обусловлен тем, что подержанный автомобиль стоит гораздо дешевле нового. Соответственно, за меньшую сумму вы можете купить бу авто более популярной модели. Однако необходимо понимать, что такого рода сделки имеют свои подводные камни. В этой статье мы расскажем порядок действий при покупке авто с рук.
Содержание
Шаг 1. Выбираем автомобиль
Итак, вы решили стать владельцем подержанной машины. Как купить б/у автомобиль? Первое, что должен сделать любой покупатель, — это решить, для каких целей будет использоваться «железный друг»:
- хэтчбек — идеальный автомобиль для поездок по городу;
- седан — машина для тех, кто часто ездит за город;
- универсал — отличный вариант для перевозок габаритных вещей в багажнике.
Также при покупке важно учитывать и другие характеристики, например, тип привода. Наиболее актуальными на сегодняшний день считаются автомобили с передним приводом. Они просты в эксплуатации и стоят значительно дешевле машин с задним и полным приводом. Задний привод подходит для любителей больших скоростей, кроме того, RWD дает возможность контролировать машину при нежелательных заносах.
Полный привод — идеальный вариант для бездорожья. Полноприводные транспортные средства считаются самыми устойчивыми на дорогах, однако по стоимости они отличаются в большую сторону.
Необходимо обращать внимание на тип трансмиссии: «механика» или «автомат». Несмотря на то, что МКПП обойдется автолюбителю несколько дешевле, она даст гораздо больше преимуществ, например, возможность экономии топлива. Однако АКПП проще в управлении и идеально подходит для прекрасной половины водителей.
Еще один важный момент — мощность двигателя. Наиболее мощные варианты мотора позволяют загружать автомобиль в большей степени.
Шаг 2. Ищем варианты
Если вы определились с характеристиками и маркой машины, которую хотите купить с рук, пора переходить к следующему этапу — поиску возможных вариантов. XXI век дал нам отличную возможность не вставать в 4 утра, чтобы ехать в другой город на авторынок. На данный момент процедура выбора упростилась благодаря Всемирной Сети. Существует множество сайтов, на которых представлен огромный выбор подержанных автомобилей:
Кроме того, существует огромное количество форумов, на которых автолюбители обсуждают марки тех или иных автомобилей. Также вы можете почитать отзывы о «железных конях» на сайтах-отзовиках, при этом выделить для себя все преимущества и недостатки выбранной модели. Выбрали достойный вариант из частных рук, который соответствует вашим финансовым возможностям? Теперь переходим к следующему этапу – звонку продавцу и проверке транспортного средства.
Шаг 3. Проверяем автоисторию
Проверка автоистории машины из частных рук перед покупкой — крайне важное действие, выполнив которое вы сможете отсеять недостойные б/у варианты. Порядок действий на этом этапе следующий: звоним продавцу и запрашиваем VIN автомобиля и государственный номер. Как правило, хозяева «железных коней», чья история чиста, охотно диктуют покупателям эти данные. Вы получили от хозяина ВИН и госномер, далее переходим на сайт «Автокод». При помощи этого сервиса вы узнаете:
- информацию о ДТП, в которых участвовал подержанный автомобиль;
- реальный пробег;
- факты обременения (ограничения ГИБДД, залоги, лизинг, розыск);
- количество владельцев;
- сведения о работе в такси;
- информацию об ОСАГО;
- другие интересующие данные.
Уникальная возможность сервиса — проверка японских автомобилей по госномеру. У авто из Японии отсутствует ВИН, поэтому большинство сервисов не способно предоставлять по ним информацию.
Шаг 4. Общаемся с продавцом
Телефонный разговор с продавцом — это следующий этап при покупке автомобиля из частных рук. Существует вероятность того, что общаться с вами будет не хозяин, а перекуп или мелкий автосалон, который занимается скупкой и продажей б/у машин. Вариант с посредником лучше отбросить сразу, так как в большинстве случаев перекупщики покупают подержанное транспортное средство очень дешево, а вот продают его за ту сумму, которую оно в действительности не стоит.
Разговор с владельцем подержанного автомобиля лучше проводить в положительном ключе. Так человек будет больше расположен к подробному рассказу о своем «железном друге». Какие вопросы нужно задать владельцу:
- Каков пробег на машине?
- Случались ли аварии, какие последствия?
- Количество фактических владельцев?
- Нет ли обременений на автомобиле?
- Проходило ли ТС сервисное обслуживание у официального дилера?
Если хозяин сообщает о том, что автомобиль небитый, аварий не было, а проверка через сервис «Автокод» говорит об обратном, то можно мягко намекнуть о том, что вам известна данная информация. Здесь два варианта исхода событий: либо владелец положит трубку, либо будет расположен к снижению цены.
Аккуратно расспросите продавца о том, какие вложения потребуются, если вы решите купить авто с пробегом. Большинство продавцов пытается скрыть необходимость капитального ремонта автомобиля, однако есть вероятность, что вы сможете узнать правду о том, какое количество финансов потребуется вложить в б/у машину после покупки.
Шаг 5. Проверяем техническое состояние
Если вы решили купить подержанный автомобиль, то следует понимать, что проверка технического состояния – это самый важный этап. От него зависит сумма, которую вы потом вложите в своего «железного коня». Важно подготовиться к осмотру машины.
При осмотре авто с пробегом от хозяина нужно соблюдать следующий порядок действий:
- осмотреть транспортное средство со всех сторон;
- попросить владельца показать те недостатки, которые обсуждались при телефонном разговоре;
- попросить завести автомобиль, проследить за цветом выхлопа;
- обратить внимание на износ шин.
Важно проверить следы коррозии. Далее проверяем толщину лакокрасочного покрытия. Не бойтесь спрашивать у продавца все, что вас интересует. Уточните, по какой причине производилась покраска машины, заменялись ли двери, капот и другие элементы.
Шаг 6. Согласовываем цену
Для большинства желающих купить б/у машину основополагающим фактором для принятия положительного решения является цена. Торговаться с продавцом перед покупкой не только можно, но и нужно. Ведь в данной сделке заинтересованы как покупатель, так и владелец б/у машины. Цель первого — купить как можно дешевле, цель второго — продать как можно дороже.
Для того чтобы торг прошел удачно, в разговоре о цене подержанного автомобиля акцентируйте внимание на следующих моментах:
- наличие неисправностей, для устранения которых после покупки потребуется ремонт;
- внешние недостатки в виде отсутствия значка производителя, дворника и т. д.;
- внутренние изъяны, например, грязный салон, дефекты на обивке и т. д.
Помните, что даже отсутствие у владельца б/у машины второго комплекта ключей может стать поводом для снижения цены при покупке. Кроме того, уточните у владельца ТС, входит ли в сумму зимний комплект резины, динамики и другие приятные дополнения.
Шаг 7. Оформляем документы
Если цена транспортного средства устроила, и вы решили купить б/у авто, можно смело переходить к оформлению документов. Однако мы рекомендуем перед покупкой еще раз внимательно проверить машину через сервис «Автокод». От сделки лучше отказаться, если:
- на транспортном средстве имеются обременения;
- хотя бы один из номеров (государственный, VIN или кузова) машины не совпадает с номерами, указанными в отчете.
Если желаете узнать максимум правды об авто, воспользуйтесь услугами выездной проверки «Автокод». Мастер приедет туда, куда вы укажете в заявке, и проверит ТС с помощью специальных приборов.
Сегодня порядок действий при оформлении документов на машину, купленную из частных рук, стал значительно проще, чем был 10 лет назад. Теперь продавцу и покупателю достаточно заключить договор купли-продажи. Далее новый владелец получает все документы, при этом в ПТС вписывает следующие данные: ФИО, адрес передачи ТС, дату продажи, документ, подтверждающий право собственности, и подписи обеих сторон. Далее у вас есть 10 дней для постановки купленной б/у машины на учет в ГИБДД и оформления полиса ОСАГО. Также в ГИБДД должны быть заполнены недостающие графы в ПТС.
Шаг 8. Что делать после покупки автомобиля
Покупка авто состоялась, и вы стали счастливым обладателем желанного «железного коня». Теперь вам нужно выполнить несколько доступных в любом автосервисе процедур:
- заменить масло;
- слить тормозную жидкость и залить новую;
- поменять антифриз;
- отбалансировать колеса;
- поменять ремень ГРМ;
- заменить воздушные фильтры.
Если купленный автомобиль находился в эксплуатации более 7 лет, не будет лишним заменить сальники коленвала и коробки передач. Данные процедуры потребуют от вас определенных затрат (от 10 до 25 тысяч рублей). Однако стоит учитывать, что, проведя ряд вышеперечисленных мероприятий, вы будете дольше пользоваться купленным автомобилем.
Кроме того, в течение 10 дней не забудьте поставить автомобиль на учет в ГИБДД, при необходимости оформить ОСАГО и пройти техосмотр. Подробнее об этом, читайте в нашей специальной статье.
Какие есть риски при покупке бу автомобиля
Покупка машины — второе по стоимости мероприятие в жизни человека после приобретения недвижимости. Поэтому важно знать обо всех финансовых рисках, которые при этом возникают. Свободный рынок несет множество опасностей, большинство из которых невозможно отследить невооруженным глазом и без подготовки.
1. Неправильная оценка стоимости
Часто человек покупает автомобиль под действием эмоций и отдает за него больше, чем он реально стоит.
У машины может быть ряд недостатков, снижающих ее рыночную стоимость, и не каждый из них можно заметить сразу: с виду она идеальна, сияет, как новенькая, и у нее нет видимых дефектов. Но через некоторое время после начала эксплуатации начинаются проблемы. Вы понимаете, что продавец был не совсем честен с вами, и реальная цена вашей машины гораздо ниже.
Если вы решили купить машину с пробегом, то для начала нужно четко определить, какие параметры вам важны, и сумму, которую вы готовы заплатить. Изучите сайты по продаже автомобилей, обязательно ознакомьтесь с предложениями дилерских центров. Крупные продавцы, которые десятилетиями работают на рынке и наработали огромную статистику, оценивают автомобили максимально адекватно их состоянию. На этот диапазон стоимости и нужно ориентироваться.
2. Отсутствие оригинала ПТС
Если вы покупаете автомобиль за наличные, то это не станет большой проблемой. Вопросы могут возникнуть, когда вы решите его продать. По статистике, 59% машин, купленных в России в I квартале 2019 года, приобретены в кредит. Но большинство банков не выдают кредиты под дубликат ПТС из-за повышенных рисков: автомобиль может быть в залоге или обременении.
Поэтому впоследствии вам, скорее всего, придется сделать дополнительную скидку тому, кто согласится купить автомобиль за наличные.
3. Техническое состояние автомобиля
Среднестатистический покупатель не может досконально проверить машину. Этим пользуются все недобросовестные продавцы. Как правило, автомобиль с крупными техническими проблемами отправляется на открытый рынок: продавец прекрасно знает, что везти авто к официальному дилеру чревато потерями в стоимости. В дилерском центре автомобиль проходит полную диагностику, и все недостатки будут учтены в цене.
На открытом рынке можно заретушировать большинство неисправностей, будь то поломка двигателя или коробки переключения передач. Они не всплывут при пробной поездке: гении технической маскировки, используя новое масло с разнообразными присадками, способны скрыть даже очень серьезные проблемы. По статистике, обман начинает всплывать примерно через месяц после начала эксплуатации: как только падает уровень масла, двигатель начинает нагреваться, начинаются посторонние шумы, падает мощность.
Итог — ремонт, вплоть до полной замены двигателя. В случае современных иномарок это выливается в сумму от 150 тысяч рублей. Аналогичные потери можно понести на капитальном ремонте коробки передач («автомат» — чуть дороже, «механика» — чуть дешевле).
Есть два способа обезопасить себя на этот счет. Первый — каждую систему автомобиля проверять у узкоспециализированного специалиста. Нет ни одного волшебного диагноста, который найдет любую, даже очень хорошо замаскированную поломку. Второй — обращаться в дилерские центры: машины, которые там продаются, проверяют едва ли не под микроскопом.
4. Скрученный пробег
Для российского авторынка это самый жестокий бич, поскольку в нашей стране за скрутку пробега нет ни уголовного, ни административного преследования. Доказать, что пробег занизил конкретный человек, практически невозможно, поэтому привлечь недобросовестного продавца-физлицо к ответственности невозможно. Даже по формулировке «искусственное улучшение потребительских свойств товара». В результате на российском рынке подержанных автомобилей 40% — это машины со скрученным пробегом. На свободном рынке этот показатель достигает 80%.
Чаще всего пробег скручивают у автомобилей, работавших в такси (по статистике, 50% таких машин попадают на открытый рынок с искусственно заниженным «стажем»). За год они проезжают в среднем по 150 тысяч километров. Чтобы покупатель не заподозрил «таксистское» прошлое, автомобили искусно маскируют: например, для работы в такси на них «надевают» белую или желтую пленку, а перед продажей снимают — и вот перед нами условно добропорядочная красная или серебристая машина, на которой «жена ездила ребенка из садика забирать, да по магазинам». О реальном пробеге можно только догадываться.
Основная проблема таких манипуляций — усталость материалов. Для современной иномарки беспроблемная эксплуатация идет до 250 тысяч километров. Дальше понемногу начинаются проблемы, детали выходят из строя одна за другой. В регламенте на ТО производитель четко прописывает, что надо делать по достижении определенного пробега. Но если он занижен — никто не состоянии определить, каким он был в действительности (а значит, и что нужно делать на ТО).
Техническая диагностика позволяет установить факт скрутки пробега
В автосалонах факт скрутки фиксируется во время технической диагностики, покупателя предупреждают, что пробег «не оригинальный». Такие автомобили продаются с большим дисконтом, поэтому недобросовестному продавцу выгоднее выставить их на открытом рынке.
5. Кузовной ремонт и аварийность
Если автомобиль побывал в крупной аварии, то он стоит очень дешево, а если геометрия кузова была повреждена критически, то эксплуатировать машину нельзя. Официальные дилеры с такими автомобилями не работают, и они попадают на открытый рынок. Мастера-жестянщики умеют восстанавливать видимые параметры кузова, и неопытный покупатель может попасться на эту удочку.
Главная опасность такой покупки — даже не потеря денег (хотя она может быть болезненной для семьи), а полное отсутствие безопасности. При столкновении никакой защиты у тех, кто находится в салоне, уже не будет: на автомобиле, пережившем сильную аварию, несущие элементы кузова потеряли свою прочность, энергопоглощающие зоны нарушены, так что при повторном попадании в аварийную ситуацию автомобиль будет представлять серьезную угрозу находящимся в нем людям.
Восстановить такую машину нельзя, и продать, соответственно, тоже. Единственный вариант страховки на случай такого обмана — покупка у крупного юридического лица, обладающего лицензией на продажу автомобилей. В этом случае вам вернут ваши деньги, если у машины обнаружится аварийное прошлое, не позволяющее ее эксплуатировать. С частником же можно судиться годами, и никаких гарантий возвращения средств у вас нет: законодательство в этой области не такое строгое, как в случае сделки между физическим и юридическим лицом.
6. Система безопасности
Этот подводный камень — прямое следствие предыдущего. Даже в несильной аварии подушки безопасности могут «выстрелить». Недобросовестный продавец может прекрасно замаскировать соответствующие места в салоне и не сообщить покупателю об отсутствии системы безопасности. Иногда маскировка настолько талантлива, что обнаружить обман не может даже компьютерная проверка.
Всплыть это может не только при следующей аварии, но и на сервисе. Стоимость восстановления системы безопасности среднестатистической иномарки — 150—200 тысяч рублей (сюда входит комплект пиропатронов, преднатяжители, сами подушки и приборная панель).
7. Юридическая чистота
Даже если перед покупкой вы удостоверились, что на машину не наложено никаких арестов и она чиста в юридическом смысле, обременение может возникнуть и после покупки. Дело в том, что бюрократическая машина работает не очень стремительно: полная процедура наложения ареста на конкретный автомобиль длится несколько дней.
Итог печален: покупатель остается без денег и без машины. Суды по таким делам — мероприятие сложное, долгое и тоже не гарантирующее конечный успех.
Страховка на этот случай тоже только одна: если вы покупали машину у юридического лица, оно всегда примет у вас проблемный автомобиль обратно и вернет деньги.
8. Прямое мошенничество
Вспомните, сколько кругов ада вы прошли, когда покупали или продавали недвижимость. Количество документов, регистраций, проверок, которое проходит квартира, огромно. Покупатель защищен законом по максимуму — и даже при этом кого-то умудряются обмануть.
А теперь представьте, какое широчайшее поле для мошенников предоставляет открытый рынок продажи автомобиля. Ведь здесь достаточно договора между физлицами, написанного от руки, а деньги в каждом втором случае передаются наличными.
Нечистый на руку продавец может взять оплату, а машину передать только через две-три недели или не передать вовсе: «Передумал, а деньги обязательно отдам, но попозже» (и в течение этого «попозже» прокрутить ваши деньги в какой-либо серой схеме). Нередки и случаи прямого мошенничества, когда доверчивый покупатель отдает деньги и после этого больше никогда не видит «продавца».
Суд факта оплаты физлицу от физлица может и не признать: все зависит от того, насколько сильно вы себя обезопасили с юридической точки зрения. Если же вы совершили оплату юридическому лицу, любой государственный орган признает этот факт.
Как обезопасить себя от проблем при покупке автомобиля с пробегом
Здесь может быть три пути.
Первый — провести машину по цепочке специалистов, которые проверят каждую ее деталь, каждый технический и юридический аспект. Как уже говорилось выше, обойтись одним универсальным мастером не получится: например, специалист по двигателю никогда не найдет следы снятия цветной пленки с бывшего такси. И никакой мастер по коробкам передач не сможет определить юридическую чистоту автомобиля (здесь, как мы уже писали, проблема может возникнуть и постфактум, через некоторое время после покупки).
Второй — не играть в лотерею с покупкой у частника и купить автомобиль у юридического лица. Благодаря жесткому законодательству в области защиты прав потребителя таким образом вы переложите риски на продавца. В современных дилерских центрах, как правило, представлен неплохой выбор подержанных машин. Периодически открываются и специализированные торговые центры, в ассортименте которых вообще нет новых автомобилей.
Третий — купить машину у того, кому вы доверяете. В этом случае вы будете точно знать историю автомобиля, его примерный пробег, не будете сомневаться в юридической чистоте (особенно если это только вторая смена владельца). Проблема одна: очень сложно найти друга или родственника, который совершенно случайно продает автомобиль вашей мечты в идеальном состоянии. Тут работает фактор везения.
Что бы вы ни выбрали, покупка автомобиля — очень серьезное мероприятие, которое требует пристального внимания. В этом деле мелочей не бывает, и об этом всегда нужно помнить.
Как выгодно купить б/у машину — секреты успешного торга
Будьте уверены в себе, доброжелательны, в меру напористы и честны. Продавцы это ценят. Остальные правила торга рассказывают автомобильные эксперты.
Подготовка
Александр Васильев, руководитель сервиса онлайн-проверки автомобилей avtocod.ru
Узнайте больше информации
Подготовьтесь к встрече с продавцом. Узнайте информацию о машине на сайте ГИБДД, пробейте авто по базам Российского союза автостраховщиков, Федеральной таможенной службы РФ. Промониторьте автомобиль в судах и банках. Это даст исчерпывающую информацию о машине.
Если времени и желания шерстить сайты нет, но вы знаете госномер или VIN автомобиля, воспользуйтесь специальными сервисами онлайн-проверки. Они помогут узнать:
- количество бывших владельцев;
- пробег;
- юридические проблемы;
- наличие ограничений на регистрационные действия;
- информацию об угоне;
- историю ДТП
- таможенную историю и др.
Настройтесь на объективный осмотр машины
Торг должен быть обоснованным, просто так я не скину. Соглашусь снизить цену, если покупатель увидел следы ремонта, вмятины, нехватку деталей и другие технические недоделки автомобиля. Для себя выделяю пять типов покупателей:
- Толковые. Разбираются в машинах, технически подкованные. Могут снизить цену легко и непринужденно, аргументируя.
- Нытики. Постоянно ноют: «Давай здесь вот скинем, там скинем». Одного я особенно запомнил. Он хотел Субару в обмен на Форд с доплатой. Ныл, ныл, в итоге я уехал. Проходит 2 недели, он снова звонит: готов брать. А я уже продал машину.
- Перекупы. Такие слетаются на машины с ценой ниже среднерыночной. «Тринашка» в среднем по рынку стоит 150 тысяч. Я за 110 продавал. Для перекупа это уже «шоколадка». А он еще приезжает и просит отдать машину за 90.
- Дураки. Люди совсем не разбираются в машинах и готовы взять автомобиль за те деньги, которые ты просишь.
- Адекватные. С такими просто приятно общаться. Мне один раз попался, полтора часа с ним катались, разговаривали. Но машину он не стал брать. Ему другого типа надо было. Я сам сказал ему об этом, объяснил почему. В итоге он так и ездит на той машине.
Проверьте, как можно снизить цену
- Сам факт автомобиля с пробегом. Всегда можно скинуть цену на текущее обслуживание. Например, после покупки нужно будет заменить масло, колодки. Условно это стоит 10 тыс. руб. Столько и просите скинуть.
- Состояние кузова. Часто бывают перекрашенные детали — на этом тоже можно немного сбить цену. Если было не ДТП, а машиной, например, задели забор.
- Покупка «здесь и сейчас». Лет 5–10 назад я часто наблюдал на рынке: цыгане приходят и пачкой денег перед тобой трясут. Ты хочешь продать машину за 500, а они тянут 400 тысяч. Вот они, деньги, живые, только возьми! На некоторых продавцов это действует.
- Торг «с запасом». Если вы смотрите Солярис за 500 тысяч рублей, торг нужно начинать с 460–450 тысяч. Продавец откажется, но предложит свою цену. Вы поднимаете ценник, он его опускает. В итоге сходитесь на сумме, которая устраивает обоих.
Проверка истории автомобиля заранее поможет снизить цену. Какие именно нюансы могут сыграть на руку во время торга:
- Большое количество владельцев. Если машина «ходила по рукам», возможно, она технически неисправна или попадала в ДТП. Вы не узнаете, как за ней следили. Продавец не может объяснить, почему так много хозяев? Не покупайте автомобиль. По нашей статистике, если отчет показывает много владельцев, то в восьми из десяти случаев у автомобиля выявляются и другие проблемы — наличие ограничений, залоги и другое.
- Скрученный пробег. Скрученный пробег — одна из самых частных проблем, которая встречается в отчетах с автоисторией. При этом самостоятельно выявить эту проблему довольно сложно. Обратите внимание на салон: у машин с большим пробегом сильно стерты педали, руль, обивка сидений и подлокотник. Но лучше просите диагностическую карту и сопоставляйте цифры. Видите несоответствие — сбрасывайте цену.
- Участие в ДТП. ДТП — самая частая проблема, которая выявляется при онлайн-проверке автомобилей с помощью онлайн-сервисов. Обращайте внимание на места повреждений. Если было лобовое столкновение, то от машины лучше сразу отказаться. На полноценный ремонт уйдет слишком много средств. Увидели в отчете, что ДТП были, но повреждения после них незначительные — повод поторговаться. Так, кстати, можно определить перекупов — они приводят аварийные автомобили в идеальный вид перед продажей. Но за внешним блеском скрываются серьезные проблемы, которые могут нести опасность для жизни водителя и пассажиров. Так что если подержанный автомобиль выглядит как новенький, это тоже повод задуматься и тщательно проверить историю машины.
- Непройденное ТО. Если продавец не показал действующий страховой полис или диагностическую карту, насторожитесь: возможно, автомобиль не прошел техосмотр. Это повод для скидки, а также проверки технического состояния, причем как можно скорее.
- Автомобиль в залоге, кредите, аресте. Насторожитесь, если при осмотре машины нет в наличии СТС, оригинала ПТС или в дубликате указано, что авто использовался менее трех лет. Если при встрече с продавцом есть такие моменты, покажите, что не доверяете и просите скидку. Возможно, «железный конь» куплен в кредит, находится в залоге или в аресте. При покупке такого автомобиля есть риск выложить из кошелька круглую сумму на оплату долгов прошлого владельца или вовсе остаться без машины.
Осмотр
Как будет вести себя продавец
Наши эксперты рассказали, как ведут себя при продаже частники, люди из салонов, с авторынков и перекупщики.
Евгений Логинов, директор компании по подбору автомобилей «Мой эксперт»
С «перекупами» по-разному бывает. Их ценник, как у салонов, зависит от того, за какую сумму они купили машину. Если значительно ниже рынка, при этом без серьезных повреждений и технически исправную, вряд ли скинут — такую машину купят и без скидки. Когда машина с темной историей, битая — «перекуп» охотно пойдет на скидку.
Часто есть риск, что скидка при покупке — капля в море по сравнению со стоимостью дальнейшего обслуживания. Общайтесь с продавцами осторожно. Того же перекупщика вычислить легко. Главное — знать как.
Даниил Рогозинников, психолог
Нечестный продавец будет суетиться, невнятно отвечать на вопросы и торопить с решением. Его сдадут характерная микроулыбка и взгляд, отведенный вправо и вверх. Продавец изначально указывает стоимость с учетом торга. Он заранее знает, сколько может скинуть. Главное, понять это покупателю и постараться не перегнуть палку.
Как вы должны выглядеть и что говорить
Отследите мелочи, будьте внимательны, но непринужденны. Попросите скидку, если нет второго комплекта ключей, покрышек. Потолок автомобиля прокурен и нужно делать химчистку салона? Тоже повод поторговаться.
Как получить большую скидку
Александр Никонов, автолюбитель с 11-летним стажем, покупатель б/у машины
Смотрели с продавцом вдвоем машину, заметил крупную царапину на дверях. Он сказал, что красить не собирался, потому что на ходовые качества не влияет. Была замята рамка «телевизора» и скрыта под декоративной накладкой. Капот не так, как нужно, закрывался, будто был несильный удар. С продавцом решили, что в цене сочтемся. С 360 тыс. руб. получилось скинуть 20 тысяч.
Советы покупателям подержанных машин
Эксперты советуют подходить к выбору машины комплексно: штудировать объявления, «пробивать» информацию о машине в различных службах и рассуждать здраво при осмотре.
Александр Васильев, руководитель сервиса онлайн-проверки автомобилей avtocod.ru
Часто автовладельцы скручивают пробег, скрывают факт ДТП, юридические проблемы, «таксистское прошлое» или указывают в объявлении недостоверную информацию о комплектации. Проверяйте историю машины еще на этапе работы с объявлениями через сайты федеральных служб или специальные сервисы. Если выявили проблемы в автоистории, даже звонить продавцу не стоит. Зачем тратить время на осмотр ненадежной машины? Лучше сэкономьте время и продолжите поиски надежного варианта.
Каждый случай продажи индивидуален. Если царапины на машине с 10-летним опытом — это нестрашно. Хуже, когда они украшают автомобиль предыдущего года выпуска. Тогда стоит приглядеться к машине получше. Возможно, у вас будет хороший шанс сторговать определенную сумму. Но если автомобиль участвовал в ДТП, вряд ли этот шанс доставит большое удовольствие в будущем. Не ведитесь на низкий ценник. Низкая стоимость обычно у проблемных машин. Лучше сразу смотрите автомобили средней и высокой ценовой категории и готовьтесь торговаться.
Александр Никонов, автолюбитель с 11-летним стажем, покупатель б/у машины
Советую читать форумы, потому что база уже накоплена. У каждой машины есть заморочки, болячки, на которые нужно смотреть в первую очередь. Это ржавчина, двигатели-«масложоры», навесное оборудование. Если предыдущий владелец не устранил проблемы, можно «попасть» на немалые деньги.
Я помогал в покупке восьми машин. При встрече с продавцом держите себя спокойно и уравновешенно. Чем меньше говорите, тем больше рассказывает владелец. Я просто осматривал, трогал, открывал. Продавец, видимо, начинает паниковать и рассказывает подробнее, после чего скидывает цену.
Покупка машины не у собственника: особенности
Покупка автомобиля, бывшего в пользовании другого владельца – рискованная процедура, связанная с выяснением всех подробностей. Если покупать машину не у ее владельца, то нужно быть особенно внимательным и стараться не попадать на хитрости перекупщиков. Перекупы владеют несколькими хитрыми схемами, которые дают возможность испортить нервы будущему автовладельцу и быстро выманить у него деньги, ничем не рискуя.
Покупка машины у перекупщика
Многие торговые площадки, действующие по продаже автомобилей не первой свежести, предлагают специальные условия для перекупов. Они могут первыми ознакомиться с предлагаемыми для продажи автомобилями и выкупить оптимальные варианты, не участвуя в конкуренции. Поэтому продажа машин б/у стала настолько популярной у перекупщиков, и многим людям, планирующим купить авто, приходится с ними договариваться.
Действуют две основные схемы перекупщиков:
- Покупка авто у продавца, полное оформление документов между сторонами, вписывание нового владельца в ПТС. Регистрация автомобиля в ГИБДД не делается.
- Заполнение договора купли-продажи без подписи перекупщика. После этого будущий автовладелец должен договариваться с другим человеком, а не с перекупом.
Плюсы и минусы первого способа
Если перекуп купил машину и вписал себя в ПТС, то он по закону становится собственником. Поэтому при последующей продаже другой человек, решивший купить у него автомобиль, может не переживать, так как покупка будет происходить у настоящего собственника. Потребуется только проверить машину на наличие залогов, запретов и юридическую чистоту.
В этом случае регистрация автомобиля в ГИБДД не обязательна, и не играет важной роли. Будущий автовладелец должен только проверить всю историю купли-продажи, расписаться в договоре и убедиться в том, что его имя будет указано в ПТС.
Особенности второго способа
Если продавец не поставил личную подпись в договоре, то такая сделка для будущего владельца авто предвещает ему следующие преимущества:
- В ПТС не будет лишних владельцев, что положительно повлияет при последующих продажах.
- Более простое оформление автомобиля в регистрационном отделе.
Но недостатки такой схемы для будущего владельца могут сыграть злую шутку:
- Предыдущий собственник, у которого машина была куплена перекупщиком, снял авто с учета, не сказав об этом никому. Этот недостаток рассмотрим ниже, так как он важен при покупке автомобиля не у законного хозяина.
- О настоящем владельце нет информации.
- Не получится изменить данные в договоре купли-продажи.
- Если машина окажется в розыске, то найти владельца не будет возможности.
- Сложно определить начальную стоимость авто.
Такой вариант выгоден только перекупщику, так как при продаже он не участвует в сделке, и при появлении неприятных нюансов может уйти в сторону.
Как узнать: перекупщик или владелец
На практике известно несколько простых способов определения личности продавца. Разберем основные из них.
- При первой связи по телефону быстро спросить модель автомобиля, который продается. Если человек растерялся и стал уточнять, какая именно машина интересует, то это явно перекуп. У него наверняка в продаже несколько авто.
- Спросить фамилию продавца. Если оно отличается от данных в объявлении, значит владельцем автомобиля является совсем другой человек.
- Узнать по телефону, на кого зарегистрировано авто. Если фамилия отличается от объявления, то скорее всего вы имеете дело с перекупом. Но он вряд ли будет давать вам такие данные.
- Пробить телефон по разным объявлениям, что позволяют сделать многие сервисы в Интернете.
Постановка на учет
Чтобы быть полностью уверенным в оформлении машины, ее нужно поставить на учет в МРЭО ГИБДД. Для регистрации потребуются следующие документы:
- Паспорт гражданина РФ.
- ПТС с подписью прошлого владельца.
- СТС.
- Договор купли-продажи с подписями.
- Заполненный бланк заявления на регистрацию авто.
Заявление можно подать на портале «Госуслуги». Сегодня это распространенный способ обращения в ГИБДД. Если вы сразу пойдете к сотрудникам МРЭО, то вам настоятельно порекомендуют обратиться в Госуслуги или многофункциональный центр по месту жительства.
В договоре должны быть подписи настоящего и прошлого владельцев автомобиля. Важно, чтобы в договоре была указана фамилия продавца, которая занесена в базу данных ГИБДД. В этом и состоит наибольший риск покупки машины не у собственника.
Подпись в договоре не владельца
Если в договоре стоит роспись, которая отличается от данных в ПТС, то автомобиль на учет не поставят. Кроме того, сделку продажи можно оспорить в суде, и выиграть дело. При совершении сделки нужно убедиться, что подписи в договоре и ПТС одни и те же, и принадлежат старому владельцу или человеку, оформившему генеральную доверенность.
Самый популярный риск
Опасность состоит в способе оформления покупки машины. Перекупщик отдает вам договор с подписью продавца. Он заранее уже отдал экземпляр ДКП бывшему владельцу с нужными подписями.
По закону бывший автовладелец может после продажи автомобиля на 11 день снять его с учета. После этого новый владелец не сможет зарегистрировать авто.
Все объясняется простым фактом. Бывший продавец снимает машину с учета на основании договора с перекупщиком. Поэтому сотрудник ГИБДД заносит в базу данные о том, что в настоящий момент владельцем является перекуп.
После этого вы прибываете в регистрационное отделение с договором на эту же машину. Но в ваших документах в роли продавца выступает не перекупщик, а старый владелец. Получается явное отличие базы ГИБДД с предоставленными бумагами. Поэтому вам будет отказано в регистрации, и причем абсолютно законно. После этого придется находить перекупщика, подписывать с ним новый договор, а также договариваться, чтобы он заключил с бывшим автовладельцем еще один ДКП.
То есть, у вас на руках должно быть несколько документов:
- Договор о продаже авто от бывшего продавца перекупщику.
- Договор купли-продажи между перекупом и вами.
При этом важно, чтобы подписи в паспорте транспортного средства соответствовали указанным выше сделкам.
Оформление от договора владельца до подписей в ПТС
При наличии на руках всей цепочки соглашений можете быть уверены в законности всех совершенных сделок. Теперь вы можете прибыть в регистрационное отделение в назначенное время и предъявить два договора вместе с пакетом документов.
Главное – наличие цепочки доказательств перехода собственности на авто от того владельца, который указан в базе ГИБДД, к вам. Желательно иметь копию договора от бывшего автовладельца к перекупщику.
Если хотя бы один из указанных документов отсутствует, в регистрации машины в ГИБДД вам откажут.
На что обратить внимание
Покупая подержанную машину, покупатель должен внимательно отнестись к следующим факторам, которые можно считать подозрительными:
- Вместо подлинника ПТС представлен его дубликат. Иногда банки при залоге автомобиля забирают подлинник ПТС у автовладельца.
- Намеренно заниженная стоимость. Цена машины намного меньше среднерыночной, что вызывает подозрения.
- Срочная продажа авто.
- Много раз производилась продажа автомобиля. Это подтверждает теорию о попытке избавиться от проблемной машины по разным причинам.
- Продажа автомобиля, владелец которого умер. В случае продажи такой машины, на которую еще не оформлено наследство, есть вероятность, что вы приобретете ее не у автовладельца. Наследственные процедуры имеют свои особенности, и в будущем может получиться, что наследник еще не установлен. А без оформления наследства сделка купли-продажи будет незаконной.
Покупатель для подстраховки должен запросить документы по первой покупке автомобиля. Если после ознакомления с документами станет ясно, что машина покупалась в кредит, то будущий владелец может сделать запрос в банк об информации о залоге.
Поиск настоящего владельца
Найти подлинного хозяина машины можно разными способами:
- Прочитать данные в ПТС и по ним искать хозяина в социальных сетях.
- Проверив госномер и VIN-код по базе в Интернете на популярных сервисах.
Государственные структуры не имеют право разглашать персональные данные согласно закона ФЗ №152 статьи 7. На официальном веб-портале ГИБДД об автомобиле можно узнать только номер VIN, была ли машина в аварии, без личных данных автовладельца.
Как купить б/у автомобиль без последствий
09 декабря 2016 года
Варианты покупки б/у автомобиля
- Воспользоваться услугами перекупщика.
Приобретение ТС через перекупщиков является крайне рискованным. Так как риск оказаться владельцем украденной машины увеличивается, а вариантов восстановления своих нарушенных прав не много. Приобретатель изначально попадает в невыгодное положение, так как потом перекупщика найти крайне сложно (особенно если ими являются лица с поддельными документами), а взыскать уплаченные деньги еще сложнее. - Покупка авто у собственника.
Приобретение у непосредственного владельца намного снижает риски, так как у покупателя есть возможность проверить собственника и навести о нем справки. При возникновении проблем приобретатель может обратиться в суд и требовать возврата уплаченной суммы. - Приобретение через автосалоны.
Автосалон может выступать как агентом по агентскому договору, так и осуществлять продажу по договору комиссии. По уровню рискованности такая покупка стоит между первыми двумя вариантами и заслуживает отдельного внимания.
Опасности договора комиссии
При продаже авто договор комиссии используется довольно часто. В качестве комиссионеров выступают автосалоны или же транспортные средства участвуют в специальных программах, например, trade-in. Данная схема покупки авто не всегда, но в большинстве случаев сопряжена с максимальным риском для покупателя, поскольку при возникновении конфликта, транспортное средство будет конфисковано, а денежные средства придётся возвращать через суд.
Даже, если вы обратились в зарекомендовавший себя салон, который выступает в качестве агента и предлагает заключить договор комиссии, обязательно проверьте, с кем у него оформлены отношения: с владельцем машины или с перекупщиком (посредником). Не стесняйтесь, попросите договор, заключённый с собственником авто, нотариально заверенная копия, которого потребуется при заключении договора комиссии. При отказе салона предоставить данный документ, не стоит иметь с ним дело.
Ранее было в автомобильной сфере
Внимательно изучите и схему передачи денег при заключении комиссии. Нередко недобросовестные салоны, заключая с десяток договоров комиссии и получая деньги за авто с покупателей, признают себя банкротами, оставляя последних без денег и без авто. Все проблемы, возникшие с машиной, в любом случае покупателю придётся решать с тем, кто выступил комиссионером.
Основные риски покупателя
Говоря о разных схемах и вариантах приобретения авто, стоит перечислить и главные риски для добросовестного приобретателя.
- Автомобиль, приобретенный покупателем может оказаться угнанным. В подобных ситуациях, когда факт будет обнаружен, машину изымут и отдадут законному владельцу, за исключением тех ситуаций, которые бывают в качестве исключения, когда пострадавший сам разрешит оставить авто покупателю;
- Авто числится в угоне в иностранном государстве. Эти ситуации также распространены в нашей стране. Однако они наиболее благоприятны для добросовестного покупателя, поскольку мало кто решается забрать автомобиль, переправленный через границу в Россию обратно, поскольку в иностранных государствах такие пострадавшие лица автоматически получают приличную страховку со своих страховых компаний. Если же вы оказались покупателем угнанного за границей транспортного средства, от которого впоследствии отказался истинный владелец, то машина останется у вас, но сотрудники ГИБДД могут отказать в постановке на учет такого авто;
- Машина — предмет залога в банке. В данной ситуации покупатель в любом случае теряет приобретенное авто, поскольку на него обращается взыскание в пользу залогодержателя.
- У автомобиля «перебитые» номера. Это не «страшилка» из девяностых, а сегодняшняя реальность. Нарваться на такое транспортное средство может каждый покупатель, который приобретает машину без сопровождения юриста. Если выражаться юридическими терминами, то получив в распоряжение машину с измененной маркировкой, она останется у вас, но поставить на учет в ГИБДД ее у вас также не получится;
- Вы можете нарваться на так называемый «распил». При использовании данной схемы, автомобили в прямом смысле разбираются на части, из которых потом формируются «новые» транспортные средства. В документах подобный симбиоз обозначается, как «замена» основных агрегатов, что уже должно насторожить. Кроме того, “распил” изначально носит криминальную окраску, поскольку составные части ввозятся на территорию России незаконно, таможенного оформления не проходят. Как вариант, «распил» может быть документально оформлен в проблемных регионах РФ, например, Ингушетии, но и в этом случае покупать такое авто нельзя;
- Способ приобретения авто — «обмен путем заключения ДКП», который довольно часто используется в последнее время. Алгоритм здесь прост: находите понравившейся автомобиль и обмениваетесь с его владельцем, как говориться «ключ в ключ», при условии, что уже имеющееся у вас транспортное средство устраивает вторую сторону. Какие риски имеются в этой схеме? Во–первых, сделка оформляется двумя договорами купли–продажи, по одному из которых покупатель продаёт свое авто продавцу, а по второму наоборот, продавец становится приобретателем авто покупателя. При этом в договоре указывается формальная стоимость автомобиля. В дальнейшем продавец – покупатель или его друг, выступивший в качестве приобретателя машины, перепродает автомобиль третьему лицу, а вы обнаруживаете скрытые изъяны, но вернуть свою машину или совершить обратный обмен уже не сможете.
- Риск под названием «чистый таможенный ПТС» — аннулирование регистрации автомобиля, ввезенного на физ лицо, которое потом заявляет о том, что не ввозило такое транспортное средство. Продавцы для уменьшения затратности ввозят автомобили от имени физических лиц. При этом для покупателя машина становится привакательна отсутствием пробега и таможенным ПТС, т.е. он должен стать первым владельцем. А на самом деле физ лицо на имя которого бы ввезен автомобиль ничего об этом не знает, а узнав (чаще всего после получения письма из налоговой об уплате налога с продажи авто и предоставления декларации) обращается в ГИБДД и машина снимается с регистрационного учета. Т.е. новый владелец остается с авто, которое невозможно поставить на регистрационный учет.
Рекомендации
Искать решение самому или доверить работу юристу?
Лучше доверьте работу в автомобильной сфере юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.
Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение