Как сделать развал на ваз 2109
Как сделать развал-схождение своими руками на ВАЗ-2109
Практически каждый владелец автомобиля бизнес-класса при регулировке в машине такого параметра, как развал схождения, предпочтет доверить дело специалисту, чтобы тот все сделал быстро и правильно. Однако те автолюбители, которые ездят, к примеру, на ВАЗ-2109, часто решают данный вопрос самостоятельно.
Сегодня автолюбители все чаще и чаще пытаются заниматься ремонтом собственных машин самостоятельно. Ведь если речь идет об отечественной марке, то там нет ничего сложного и невыполнимого. Стоит помнить, что срок эксплуатации авто напрямую зависит от того, насколько бережно к нему относится владелец. Важно, чтобы ремонтные работы ТС проводились вовремя. Осуществлять развал-схождение на авто следует каждые 10-15 тыс. км пробега. Данные манипуляции не требуют много сил и энергии, зато смогут оградить вас от негативных последствий и продлить эксплуатационный срок машины.
Что собой представляет развал-схождение
Если вы решили отрегулировать развал-схождение на своем авто собственными силами, стоит ознакомиться с тем, что этот процесс представляет собой и для чего он необходим.
От того, правильно ли будут произведены данные настройки на транспорте, зависит курсовая устойчивость машины. Как следствие, от этого напрямую зависит и срок эксплуатации шин на колесах. Автомобиль с отрегулированным параметром не так сильно подвержен износу. Им значительно легче управлять. Кроме этого, при неправильно настроенном развале схождения возможен расход топлива намного больший, чем у исправного авто.
Развал – это угол, образующийся между вертикальной плоскостью колеса и, соответственно, плоскостью его обращения. При функционировании этот параметр воздействует на расположение колес.
Схождение – это угол, образующийся между плоскостью вращения колес и их движущим вектором. Параметр имеет влияние на расположение колес на разных скоростях, а также при поворотах машины.
Диагностика транспорта на предмет развал-схождение
После изучения теории стоит разобраться с тем, как правильно диагностировать свое авто. Ведь владельцы ВАЗ-2109 зачастую регулируют данный параметр своими руками. Сперва нужно найти гараж, оборудованный подъемником (подойдет также яма), или же найти ровную площадку.
Для начала нужно проконтролировать, чтобы:
- при движении авто прямо руль стоял ровно;
- число оборотов рулевого колеса на правую или левую сторону касательно положения при движении автомобиля прямо было одинаковым.
Кроме этого, стоит убедиться в надежности подвески, а также измерить показатели давления во всех шинах. Данный параметр должен совпадать на каждом колесе.
Предварительно необходимо убедиться в следующем:
- Что в ближайшем времени вы не планируете осуществлять ремонт подвески или управления руля.
- Что давление в колесах находится в пределах нормы.
- Что багажник и салон автомобиля пусты.
Если проигнорировать вышеперечисленные факторы, регулировка развал-схождение доставит много ненужных хлопот.
Как самому сделать развал-схождение на ВАЗ-2109
Для хорошей управляемости ВАЗ-2109 развал-схождение устанавливают на передние колеса под нужными углами. Углы осей поворота воздействуют на стабилизацию управляемых колес машины в направлении прямо. Данный угол можно регулировать путем добавления специальных прокладок в той области, где находится ось нижнего рычага.
Отклонение угла от установленной нормы грозит тем, что:
- В движении авто уводит в сторону.
- Поворот руля влево или вправо требует прикладывания разных усилий.
Для того чтобы вычислить величину схождения колес, необходимо для начала измерить расстояние между колесными ободами спереди и сзади, после чего вычислить разницу в значениях. Здесь понадобится линейка и устройство с цепочкой специального назначения. Измеряя схождение, линейка ставится так, чтобы все наконечники из закрепленных на ней трубок направлялись в шину авто по бокам, в то время как сама цепочка будет касаться земли. После установки стрелки в положение 0, нужно прокатить машину вперед так, чтобы линейка находилась сзади оси. Эти действия помогут определить точное схождение колес. Корректировка и подстройка схождения должна осуществляться при помощи вращений соединяющих муфт, что расположены на рулевых тягах по бокам. Важно помнить о том, что контргайки нужно затягивать в самом конце.
Регулировка развала на транспорте является относительно сложным процессом. Несмотря на это, этот процесс можно выполнить своими силами. Сначала стоит выполнить поднятие машины для того, чтобы шины зависли в воздухе и не соприкасались с поверхностью земли. Теперь можно определить по бокам авто на шинах специальные точки равного биения. В этом случае помощниками станут упор для руки мастера и мел или маркер. Руку необходимо фиксировать на упоре. Маркер необходим же для того, чтобы отмечать те части колес, которые немного выступают по самому диаметру. После этого колесо стоит провернуть, чтобы отмеченные точки оказались по вертикали.
Теперь около колес необходимо вывешивать специальный грузик на подвеске. Можно также поставить туда прямоугольную подставку. Пять миллиметров – допустимое значение отклонения при настройке данного параметра. Для регулировки развала на ВАЗ-2109 необходимо усилить промежуток между поперечиной и осью рычага. Можно использовать специальные прокладки. Кроме этого, в авторизованных магазинах впору приобрести шайбы, предназначенные для регулировки развала, которые изменяют развал на восемь градусов.
Для тех, кто подумывает заняться ремонтом автомобиля самостоятельно, данная статья будет очень полезна. Так или иначе, если возникнут какие-либо трудности, можно обратиться за помощью в любое СТО. Там без проблем устранят все ошибки и правильно отрегулируют развал-схождение на вашем авто.
Dzhiper89 › Блог › Как сделать развал-схождение колёс своими руками
Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.
Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.
В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.
Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс и как от них зависит поведение машины на дороге?
Развал-схождение – что это такое?
Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).
Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.
У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).
Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.
Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.
Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.
В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.
Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.
Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками
Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:
Исправность ходовой (подробнее о диагностике подвески автомобиля).
Давление в шинах.
Загрузка машины.
Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента 🙂
В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.
Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.
Перед началом регулировки развала машина должна стоять на ровной площадке.
Ставим на ободе колеса мелом по диаметру две вертикальные метки – одну сверху, другую снизу.
Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна составлять ±3 мм.
Обод может быть не идеальным, поэтому желательно прокатить машину, повернув колесо на 90°, и сделав еще 2 вертикальные метки. Снова производим замер.
Проделайте тоже самое на втором колесе и запишите результат.
После этого разверните машину на 180° и снова произведите замеры, запишите их и сравните.
Затем снимите колесо и двумя ключами на 19 отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
Сдвиньте поворотный кулак ключом на 19 за счет эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, таким образом добиваясь необходимого угла развала.
Подтяните болты, поставьте колесо на место, опустите автомобиль и качните несколько раз, нажав на крыло. Проведите замеры.
Отойдите от машины на некоторое расстояние и посмотрите на положение передних колес, сравнивая их с плоскостью задних.
На заднеприводных автомобилях угол развала должен быть в пределах +1/+3мм, а на переднеприводных машинах нормальным считается развал в диапазоне от -1 до +1мм.
Регулировка угла схождения колес
Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
Проверьте показания.
Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.
Ключом на 27 ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с рисками на гранях имеют левую резьбу.
Ключом на 24 вращайте муфту для изменения длины тяги.
Не забывайте следить за горизонтальным положением спицы руля.
Поставьте подвижную шкалу на линейке для регулировки схождения на «ноль» и прокатите машину назад.
При показаниях от -1 до +1мм можно закончить регулировку угла схождения. Для дополнительно контроля прокатите автомобиль вперед.
Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса в створ каждого заднего. При горизонтально стоящей спице руля вы легко увидите есть или нет смещения обоих колес влево или вправо. Если смещение заметно явно, то, выкрутив одну тягу и закрутив другую на одинаковое количество оборотов, исправьте смещение.
После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.
регулировка развал-схождения и проверка углов установки колес на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Проверка и регулировка развал-схождение выполняются на специальных стендах согласно инструкции по эксплуатации стенда.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Замена или ремонт деталей подвески на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 могут повлечь за собой изменение углов установки колес, поэтому проверка развал-схождение колес обязательна.
У нового обкатанного автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в снаряженном состоянии при полезной нагрузке 3136 Н (320 кгс) (4 человека и 40 кг груза в багажнике) углы установки колес должны иметь следующие значения:
развал. 0°±30′
схождение. (0+1) мм
угол продольного наклона оси поворота… ГЗО’+ЗО’
Перед регулировкой развал-схождение колес проверьте:
— давление воздуха в шинах;
— радиальное и осевое биение дисков колес: радиальное и осевое биение дисков не должно превышать для осевого -1 мм, для радиального — 0,7 мм;
— свободный ход (люфт) рулевого колеса;
— свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;
— техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа сайлентблоков, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески).
Замеченные неисправности устраните.
После установки автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 на стенд, непосредственно перед контролем развал-схождения, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза усилие 392-490 Н (40-50 кгс), направленное сверху вниз, сначала к заднему бамперу, а потом — к переднему бамперу. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.
При проверке и регулировке развал-схождения колес сначала проверяйте и регулируйте угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала колес и в последнюю очередь — схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота. Если угол продольного наклона оси поворота не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжек подвески. Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части. И наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в задней части растяжки, так как впереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки. При изменении количества шайб на растяжке следите за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки. Это правило соблюдайте и при установке внутренней упорной шайбы сайлентблока, когда полностью удалены регулировочные шайбы. При несоблюдении этих требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.
Количество регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух впереди, четырех — сзади.
Для того чтобы не изменилось положение растяжки относительно рычага передней подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага передней подвески, тем самым не позволяет поворачиваться растяжке от воздействия усилий при заворачивании гайки крепления растяжки к рычагу. Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа сайлентблока и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.
При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19′.
Угол развала передних колес на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Если угол развала передних колес отличается от нормы, то отрегулируйте развал. Для регулировки развала ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт 3 (см. рис. 6.1), установите необходимый угол развала колес. По окончании регулировки угла развала колес затяните гайки моментом 88,2 Нм (9 кгс-м).
Схождение передних колес на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Если схождение колес не соответствует норме, ослабьте ключом 67.7812.9556 стяжные болты наконечников рулевых тяг и, вращая тяги 5 (см. рис. 7.1), установите необходимое схождение. Затем убедитесь, что плоскость С шарового шарнира 2 параллельна плоскости D опорной поверхности поворотного рычага 3, после регулировки схождения затяните стяжные болты наконечников рулевых тяг моментом 19,1-30,9 Нм (1,95-3,15 кгс-м).
Рис. 6.1. Передняя подвеска автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в сборе:
А контрольный размер; 1 — телескопическая стойка; 2 — гайка; 3 — эксцентриковый болт; 4 — гайка; 5 — поворотный кулак; 6 — вал привода переднего колеса; 7 — защитный чехол шарнира; 8 — наружный шарнир вала; 9 — нижний рычаг; 10 — шаровая опора; 11 — декоративный диск (колпак) колеса; 12 — ступица; 13 — тормозной диск; 14 — защитный кожух; 15 — поворотный рычаг; 16 — нижняя опорная чашка; 17 — пружина подвески; 18 — защитный чехол телескопической стойки; 19 — буфер хода сжатия; 20 — верхняя опорная чашка; 21 — подшипник верхней опоры; 22 — верхняя опора стойки
Рис. 7.1. Схема рулевого управления автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — наконечник рулевой тяги; 2 — шаровой шарнир наконечника рулевой тяги; 3 — поворотный рычаг; 4 — контргайка; 5 — рулевая тяга; 6, 8 — внутренние наконечники рулевых тяг;
7 — болты крепления рулевых тяг к рейке; 9 — скоба крепления рулевого механизма; 10 — опора рулевого механизма; 11 — защитный чехол; 12 — соединительная пластина;
13 — стопорная пластина; 14 — сайлентблок; 15 — демпфирующее кольцо; 16 — опорная втулка рейки; 17 — рейка; 18 — картер рулевого механизма; 19 — стяжной болт муфты;
20 — нижний фланец эластичной муфты; 21 — верхняя часть облицовочного кожуха; 22 — демпфер; 23 — рулевое колесо; 24 — шариковый подшипник; 25 — вал рулевого управления;
26 — нижняя часть облицовочного кожуха; 27 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 28 — защитный колпачок; 29 — роликовый подшипник; 30 — приводная шестерня;
31 — шариковый подшипник; 32 — стопорное кольцо; 33 — защитная шайба; 34 — уплотнительное кольцо; 35 — гайка подшипника; 36 — пыльник; 37 — уплотнительное кольцо упора;
38 — стопорное кольцо гайки упора; 39 — упор рейки; 40 — пружина; 41 — гайка упора; 42 — палец шарового шарнира; 43 — защитный колпачок; 44 — вкладыш шарового пальца;
А — метка на пыльнике; В — метка на картере рулевого механизма; С — поверхность шарового шарнира; D — поверхность поворотного рычага
Развал схождения своими руками на ваз 2109
После любого ремонта подвески или рулевого управления требуется отрегулировать угол развала и схождения передних колес. Процедура эта крайне важна, ведь если не провести ее, в лучшем случае машина будет «подъедать» резину, а в худшем – ее постоянно будет уводить в сторону во время движения, что крайне опасно, поскольку чревато ДТП. Обычно автолюбители предпочитают обращаться на автосервис, поскольку там есть все необходимое оборудование. Однако некоторые желают попробовать отрегулировать сход-развал своими руками или же не могут позволить себе лишние траты. Как же провести эту операцию самостоятельно?
Содержание:
Сегодня мы подробно опишем последовательность действий, а заодно и расскажем, что значит слова «развал» и «схождение».
Что такое развал и схождение колес
Развал – представляет собой угол между вертикальной плоскостью и плоскостью колеса. От него напрямую зависит, насколько хорошо шины соприкасаются с дорожным покрытием.
Схождение – является углом между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Оно определяет, насколько устойчива машина в поворотах, и с какой скоростью изнашиваются шины.
У схождения есть один нюанс – оно различается в зависимости от привода автомобиля. Транспортные средства с задней ведущей осью должны обладать положительным схождением (когда колеса чуть-чуть повернуты друг к другу), а вот у переднееприводных автомобилей схождение должно быть отрицательным (колеса наоборот, слегка развернуты в стороны). Следует заметить, что во время движения колеса становятся ровно в обоих случаях, что обеспечивает комфортную и безопасную езду.
Есть еще одна малоизвестная регулировка под названием кастер – угол, с каким наклонен шкворень (в продольной плоскости). Кастер устанавливается на заводе-изготовителе раз и навсегда, и поэтому в регулировке не нуждается. Однако если вы вносите коренные изменения в подвеску автомобиля (например, подготавливая его к спортивным состязаниям), его нужно будет регулировать заново. Здесь эта процедура рассмотрена не будет.
Специалисты рекомендуют регулировать сход-развал 2 раза в год, одновременно с переходом на летние/зимние шины. Но по факту, подавляющая часть водителей проводят эту процедуру только после ремонта элементов подвески или замены рулевых тяг, а также перед техосмотром.
Как отрегулировать развал схождение на ВАЗ 2109
Прежде чем приступать к работе, сделайте 3 важные вещи. Во-первых, убедитесь, что в ближайшей перспективе вы не будете проводить ремонт подвески или рулевого управления. В противном случае вы напрасно потратите нервы, время и силы. Во-вторых, не поленитесь проверить давление в колесах. Если оно ненормальное, измерения будут неправильными. В-третьих, проверьте багажник и салон, чтобы там ничего не лежало, поскольку регулировка производится на незагруженном автомобиле.
Также обратите внимание, что инструкция ниже действительна для автомобиля ВАЗ-2109 и его семейства. На других отечественных автомобилях, а тем более на иномарках, процедура заметно отличается.
Регулировка развала на ВАЗ 2109
Вам понадобятся:
- Мел;
- Шнур с отвесом;
- Штангенциркуль или линейка;
- Баллонный ключ, домкрат;
- 2 гаечных ключа на 19.
1) Сначала убедитесь, что машина стоит ровно.
2) Возьмите мел и поставьте 2 вертикальные риски на ободе – вверху и внизу.
3) Воспользуйтесь шнуром с отвесом, приложив его к крылу машины. Затем измерьте расстояние от колеса до шнура в районе сначала верхней, а потом нижней метки. Показания должны различаться не более чем на ±3 мм.
4) Поскольку геометрия колеса не всегда бывает идеальной, прокатите авто немного вперед, чтобы метки сместились на 90°. Сделайте еще 2 риски, повторите замеры.
5) Повторите п. 2,3 и 4 для другого колеса.
6) Переставьте машину на 180° по отношению к предыдущему местоположению. Сделайте замеры вновь.
7) Возьмите баллонный ключ и домкрат, демонтируйте колесо. Далее с помощью 2-х ключей на 19 ослабьте 2 болта, крепящие кронштейн стойки амортизатора к поворотному кулаку.
8) С помощью ключа на 19 переместите поворотный кулак на необходимое расстояние вовнутрь или наружу посредством эксцентриситета головки болта. Тем самым вы зададите нужный вам угол развала.
9) Затяните ослабленные болты, смонтируйте колесо обратно, покачайте автомобиль нажатиями на переднее крыло. Еще раз сделайте замеры.
10) Если вы сделали что-то не так, повторите процедуру, пока замеры не покажут удовлетворительный результат.
Применительно к переднеприводным машинам нормативный развал – это -1/+1 мм.
Регулировка схождения на ВАЗ 2109
Необходимые инструменты:
- Специализированная линейка со шкалой;
- Мел;
- Гаечные ключи на 27 и 24 (необязательно).
1) Загоните машину на яму, руль должен быть ровным.
2) Мелом поставьте 2 риски на колесах, как можно плотнее к дискам (с внутренней стороны).
3) Возьмите линейку, осуществите ее преднатяг и установите так, чтобы концами она упиралась в поставленные вами риски. Следите, чтобы она ни до чего не касалась, кроме колес.
4) Слегка потрясите линейку, после чего посмотрите на подвижную шкалу, совместив 0 с указателем, а потом зафиксируйте ее.
5) Немного толкните машину вперед, чтобы она проехала несколько десятков сантиметров, а линейка изменила свое местоположение. Опять же, не допускайте контакта линейки с чем-либо, иначе все придется начинать сначала.
6) Залезьте в яму, посмотрите на показания на шкале.
Вы можете увидеть, что расстояние между колесами на задней оси и расстояние между передними колесами неодинаково, хотя оно должно быть ровным. В зависимости от ситуации, придется регулировать длину тяг в определенную сторону (делать их длиннее или короче).
- Возьмите ключ на 27, немного открутите контргайки рулевых тяг.
- Посредством ключа на 24 можно изменять длину рулевой тяги (крутить надо исключительно за муфту!).
- Далее установите шкалу линейки так, чтобы отрегулировать схождение на 0, а затем немного переместите машину назад.
- Когда показания станут равны -1/+1 мм., регулировку можно считать законченной. Не забудьте прокатить автомобиль вперед, чтобы проконтролировать измерения.
Теперь внимательно посмотрите на руль. Если он повернулся в бок, это означает, что вы не совсем правильно отрегулировали длину тяг, и одна из них теперь смещена. Чтобы это исправить, открутите одну тягу на N оборотов, и закрутите другую на столько же. Если руль встал ровно, смещение исправлено.
Выводы и рекомендации:
Как видите, регулировка развала схождения колес ваз 2109 своими руками процедура весьма непростая, но при некоторой сноровке вполне осуществимая. А проведя ее несколько раз, вы будете делать все необходимые операции без труда. Впрочем, если вы не уверены в своих силах, автосервис всегда к вашим услугам.
Сход развал своими руками
Можно с большой уверенностью утверждать, что среди водителей со стажем и только получившими «водительские права», есть такие, которые слышат об этом первый раз. Для большей части владельцев автомобилей, которые сами не проводят обслуживание и ремонт своих «железных коней», знать об этом не нужно. Для тех, кто любит мастерить и смотрит за своим автомобилем самостоятельно, эта статья может оказаться полезной.
Что понимают под схождением и развалом передних колёс.
Когда развал и схождение колёс на автомобиле установлен правильно, соблюдены все рекомендации завода изготовителя транспортного средства, это обеспечит хорошую устойчивость при движении по любым дорогам. Износ резины будет происходить равномерно по всей площади колеса, управление становиться лёгким и надежным.
Под развалом понимают положение колеса по отношению к дороге. Нормальное положение считается таким, когда наклон верха колеса направлен наружу. Эта величина определена заводом и имеет определённое значение для разных моделей автомобилей. Плохо для автомобиля и для колеса непосредственно, когда наклон его верхней части направлен внутрь. В таком случае о хорошей устойчивости и управляемости приходится забыть, а износ резины сильно ускоряется.
Под схождением понимают расстояние между передними и задними точками дисков передних колёс. Развал колёс измеряется в градусах, а схождение колёс кроме градусов, можно определить с помощью расстояния в миллиметрах.
Когда необходимо проводить проверку развала и схождения.
Различные источники рекомендуют проводить регулировку при пробеге примерно 12-15 тысяч километров, или один раз в год. Иногда бывают случаи, когда приходится выполнять такую операцию досрочно. Причиной этого в большинстве случаев бывает состояние наших дорог. Достаточно один раз «поймать» хорошую выбоину, чтобы потребовалось проводить проверку и регулировку развала и схождения передних колёс.
Если владелец планирует эксплуатировать без особых проблем свой автомобиль длительное время, то экономить на этой операции не стоит. После каждой замены шаровых опор, сайлентблоков, рулевых тяг, амортизаторов необходимо проводить проверку и регулировку развала и схождения колёс.
Выполнить эту операцию сегодня достаточно просто. Нужно просто заехать в сервис, который выполняет такую операцию, и специалисты быстро и качественно выполнят эту работу. Но бывают случаи, когда такую работу необходимо выполнить самостоятельно в условиях гаража.
Выполняем развал и схождение самостоятельно.
Не будем повторяться о важности этой операции. Процесс этот важный и отнестись к нему необходимо с полной серьёзностью. Для выполнения её необходим инструмент и приспособления:
- Наличие смотровой ямы.
- Отвес.
- Мел или фломастер.
- Набор ключей.
- Раздвижная линейка со шкалой.
Проведение операции проверки и регулировки развала и схождения для автомобилей с приводом на передние колёса и «классики» имеют некоторые различия. Для выполнения этой операции в домашних условиях необходимо обеспечить наличие ровной, горизонтальной площадки. Проверку и регулировку проводят в несколько этапов:
- Автомобиль устанавливается на площадке таким образом, чтобы передние колёса стояли прямо. На внешней стороне покрышке наносят две метки, одна вверху, а другая снизу.
- Прикладывают отвес к крылу таким образом, чтобы он был в плоскости с нанесёнными метками. Далее штангенциркулем или другим измерительным инструментом измеряют расстояние от шнура до диска колеса возле верхней и нижней метки. Если разница составляет около 3 миллиметров, это нормально.
- Далее необходимо провернуть колёса, прокатив автомобиль вперёд, чтобы нанесённые метки расположились горизонтально.
- Снова проводятся замеры от шнура до диска колеса в вертикальной плоскости.
- Для получения более точных данных замеров, такую операцию необходимо произвести несколько раз.
Разница размеров межу верхней и нижней меткой для автомобилей с передним приводом должна быть не более 1 мм, а для «классики» — 3 мм. Если полученные результаты измерений не вписываются в эти нормы, проводят регулировку. У автомобилей с передним приводом нужный результат получают сдвигом стойки вперёд или назад, а у «классики» добавляют или убирают регулировочные шайбы нижнего рычага передней подвеске. Если «классика» в передней подвеске имеет стойку «Мак Ферсон», для регулировки тоже двигают стойку.
Схождение колёс проверяют с помощью раздвижной линейки. Для этого на внутренней части колёс впереди по ходу автомобиля делают две метки и измеряют расстояние. Далее необходимо перекатить автомобиль таким образом, чтобы метки оказались сзади по ходу автомобиля. Замер, полученный между метками, должен быть больше предыдущего примерно на 1 мм. Этого можно достичь проворачиванием рулевых тяг.
Хочется напомнить, что подобные самостоятельные регулировки, являются временными, поэтому, надолго не откладывайте проверку на специальном оборудовании передней подвески автомобиля.Удачи на дорогах!
Регулировка сход-развала колес автомобиля ВАЗ-2109
Для того чтобы обеспечить хорошую управляемость и устойчивость автомобиля, колеса устанавливаются под определенным углом относительно корпуса автомобиля.
Чтобы установить эти углы есть три параметра:
Схождение передних колес под нагрузкой 320 кгс, мм — 0±1
Развал передних колес под нагрузкой 320 кгс, град — 0±30′
Продольный угол наклона оси поворота колеса под нагрузкой 320 кгс — 1°30’±30′
Проверка и регулировка углов установки колес выполняется на специальных стендах согласно инструкции на стенд.
Проверка углов установки колес обязательна, если проводится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
– давление воздуха в шинах;
– радиальное и осевое биение дисков колес: оно не должно превышать для осевого – 1 мм, для радиального – 0,7 мм;
– свободный ход рулевого колеса;
– свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;
– техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески).
Замеченные неисправности устраните.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2–3 раза усилие в 392–490 Н (40–50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом — на передний.
При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.
При проверке и регулировке углов установки колес сначала проверяйте и регулируйте угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала колес и в последнюю очередь — схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота
Если величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб 23, установленных на обоих концах растяжек 29 подвески.
Для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части.
И, наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в задней части растяжки, так как спереди это выполнить не всегда возможно из-за короткой резьбовой части растяжки.
При изменении количества шайб на растяжке следите за тем, чтобы фаски на шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки.
Это же правило соблюдайте при установке внутренней упорной шайбы резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные шайбы.
При несоблюдении этих требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.
Количество регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух штук спереди, четырех — сзади.
Для того чтобы не изменилось положение растяжки 29 относительно рычага 22 подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага, то есть не допускает поворачивание растяжки от воздействия усилий при заворачивании гайки крепления растяжки к рычагу.
Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.
При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19′.
Угол развала передних колес
Если угол развала отличается от нормы, то отрегулируйте его. Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт 11, установите необходимый угол развала колес.
По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Нм (9 кгс·м).
Схождение передних колес
Если величина схождения не соответствует норме, ослабьте гайки 4 и, вращая тяги 5, установите необходимое схождение.
Затем убедитесь, что плоскость «А» шарового шарнира 2 параллельна плоскости «В» опорной поверхности поворотного рычага 3, после чего затяните гайки 4 моментом 121–150 Нм (12,3–15 кгс·м).