0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт датчика холостого хода

Регулятор холостого хода: правила ремонта РХХ

Дроссельная заслонка находится в запертом положении, когда на двигатель не воздействует нагрузка. Поддерживать стабильные обороты, не позволяющие заглохнуть двигателю, помогает регулятор холостого хода. Он решает вопрос с подачей достаточного количества воздуха во впускной тракт, благодаря чему удается стабилизировать холостой ход.

Назначение, устройство и принцип действия

К основным составляющим датчика регулятора холостого хода относят конусную иглу, шаговый электродвигатель, пружину и шток. Посмотреть внутренности рхх можно на изображении ниже.

Конусная игла служит для изменения пропускной способности регулятора. что влияет на количество подаваемого воздуха в мотор. Пружина используется для создания противодействия и устранения люфтов в работе датчика. Шаговый двигатель выполняет роль привода. Формирование управляющих сигналов происходит в ЭБУ, с учетом информации с других датчиков, например, об положении коленчатого вала либо температуры охлаждающей жидкости.

Принцип работы устройства основан на изменении сечения пропускного канала воздушного потока, идущего в камеру сгорания при запертом дросселе. Шаговый двигатель выдвигает шток до тех пор, пока конусная иголка не коснется отверстия. При запуске машины рхх открывает проход, подавая необходимое количество воздуха. Для большего понимания принципа работы регулятора холостого хода следует обратить внимание на разрез рхх, изображенный ниже.

В работе регулятора есть возможность ускоренного прогрева авто. Когда датчик охлаждающей жидкости подает сигнал о работе двигателя ниже допустимого диапазона температур, то происходит автоматическое увеличение количества подаваемого воздуха. В следствии этого растут обороты коленчатого вала и прогрев происходит более интенсивно. Благодаря рхх инжектор позволяет двигаться на автомобиле сразу после запуска мотора, что недоступно владельцам карбюраторных двигателей.

Располагается рхх возле датчика дроссельной заслонки. Крышка шагового мотора сильно выделяется на фоне узла. Сложность найти где находится регулятор возникает лишь в случае если он расположен под общим пластиковым корпусом, обеспечивающим защиту устройств от механических повреждений.

Поломки регулятора

Симптомом, указывающим на неисправность регулятора холостого хода, является нестабильная работа двигателя на холостом ходу. При отсутствии нагрузки начинают плавать обороты, двигатель начинает плохо заводиться. Поломка рхх дополнительно может сопровождаться:

  • повышенным расходом топлива без видимых на то причин;
  • повышенной вибрацией двигателя при работе без нагрузки;
  • автомобиль глохнет на светофоре.

Отремонтировать регулятор следует в кратчайшие сроки, так как при его неисправности ускоренному износу поддается силовая установка, ее опоры и подушки, инжектор.

Неисправный датчик холостого хода не способен обеспечивать повышение оборотов при недостаточной температуре охлаждающей жидкости, что отличает его от простого реле. Обычно это связанно с тем, что рхх неправильно занимает калибровочное положение, что ведет к уменьшению сечения канала и подаче недостаточного количества воздуха. При этом заметно влияние включенных электроприборов на обороты двигателя. При самых неблагоприятных условиях включение, например, передних фар способно заглушить мотор. В таком случае быстрая замена регулятора холостого хода не является критической для эксплуатации авто. Отсутствие повышения оборотов коленвала на холодную наносит больше ущерба комфорту автовладельца, чем силовому агрегату.

Проблем с тем, как проверить регулятор холостого хода, не возникнет в случае полного выхода его из строя. Автомобиль в таком случае невозможно завести без нажатия педали газа. Двигатель будет глохнуть даже на ходу, достаточно снизить обороты, например, переключая передачу. Эксплуатировать машину в прежнем режиме становится невозможно, и автовладельцу срочно потребуется заменить регулятор холостого хода.

Диагностика и устранение неисправностей

Монтаж регулятора на дроссельный узел производится с помощью двух винтов. Для того, что открепить устройство необходимо отвернуть болты подходящей отверткой. Проблемы с тем, как снять датчик, возникают в том случае, если автопроизводитель для устранения самоотворачивания винтов от вибрации залил резьбовое соединение клеем. Для разбора данного крепления нужны аккуратные действия по избавлению от фиксирующего состава без повреждения дроссельного механизма. Лучше снимите весь узел для проведения демонтажных манипуляций.

Датчик холостого хода наиболее часто не работает по причине:

  • в регуляторе стоит изношенная конусная игла либо вышел из строя шаговый двигатель или сопутствующие элементы;
  • загрязнение поверхностей;
  • проводка внутри устройства имеет повреждения.

Для проверки электрической составляющей необязательно обладать тестером регуляторов холостого хода. Для проведения диагностики достаточно наличия мультиметра. Первоначально следует проверить подачу напряжения на контакты, установив предел измерений на 20 В постоянного напряжения. После этого следует обесточить датчик и проверить сопротивление. Между AB и CD оно должно быть около 50 Ом. В других комбинациях мультиметр должен показывать разрыв. Схема проверки может меняться, поэтому для того, чтобы более точно прозвонить датчик холостого хода рекомендуется обратится к его datasheet.

В случае наличия загрязнений потребуется чистка регулятора холостого хода. Перед началом процедуры стоит визуально осмотреть клапан на наличие инородных частиц. Далее необходимо придерживаться следующих рекомендаций о том, как почистить рхх своими руками:

  • для очистки использовать проникающую смазку WD-40, либо жидкость, которую используют, чтобы промывать инжектор;
  • в процессе очистки постоянно следить за тем, как работает клапан;
  • избегать чрезмерных усилий, способных вызвать деформацию.

Ремонт нецелесообразен, если наблюдаются повреждения или чрезмерный износ шагового двигателя, конусной иглы или штока. В таком случае рхх меняем на новый.

Тонкости приобретения нового РХХ

После приобретения нового регулятора требуется произвести его настройку. Инжектор при помощи ЭБУ самостоятельно производит калибровку, поэтому трудностей с тем, как поменять датчик не будет. Для автоматического проведения операции достаточно обесточить инжектор перед установкой РХХ.

Приобретая новый регулятор, следует обратить внимание на его качество. Клапан и прочие элементы не должны иметь изъянов и деформаций. Качество пайки контактов должно быть на высоком уровне. Установка на посадочное место должна происходить без перекосов, иначе в скором времени потребуется ремонт.

Проходящий через клапан воздушный поток решил вопрос с работой двигателя без нагрузки. Теперь на дроссельную заслонку возложена функция управления динамическими характеристиками, а на холостых оборотах двигатель находится в полном контроле рхх. Возможность повышать обороты, которой обладает датчик, позволяет не тратить время автовладельца на ожидания прогрева двигателя.

Регулятор холостого хода – как поддержать его в рабочем состоянии?

Почему важно знать, как проверить регулятор холостого хода (РХХ)? Все дело в том, что к его функциям относится повышение стабильности оборотов холостого хода, а от этого процесса зависит и расход топлива, и работа двигателя без нагрузки. Нарушение работы приведет к проблемам с самыми значимыми узлами автомобиля, поэтому давайте разберемся, в чем суть диагностики.

Проверка регулятора холостого хода – устройство узла

Данное устройство состоит из шагового электродвигателя и подпружиненной конусной иглы. Таким образом, в то время, когда двигатель работает на холостых оборотах, количество воздуха, нужное для его полноценной работы поступает за счет изменения сечения проходного канала, игнорируя закрытую заслонку дросселя. Датчик регулятора холостого хода учитывает это количество воздуха, и контроллер, осуществляющий подачу топлива, регулирует воздушный напор.

Как только температура движка достигает рабочей отметки, контроллер отвечает за поддержание оборотов холостого хода. В случае, когда движок не прогрет до нужной температуры, количество оборотов увеличивается за счет РХХ, таким образом, осуществляется достаточный прогрев двигателя, что позволяет начать движение немедленно. Согласитесь, роль этого узла тяжело переоценить, но что случается, когда он ломается?

Как определить, что нужен ремонт регулятора холостого хода?

Неисправности регулятора холостого хода довольно легко обнаружить, в этом случае на панели приборов обязательно загорится лампа «CHECK ENGINE». Произойти это может по ряду причин, самая простая из них – это обрыв провода, однако, чаще всего, причиной может послужить выработка привода конусной иглы или же ее направляющих. Что же относительно симптомов, указывающих на то, что срочно нужен ремонт регулятора холостого хода, так они будут следующими:

  • во время включения передачи двигатель перестает работать;
  • обороты движка во время работы холостого хода достаточно неустойчивы, возможно даже их непроизвольное снижение или же повышение, иногда вибрация;
  • во время запуска не прогретого двигателя будут отсутствовать повышенные обороты;
  • как только включается дополнительная нагрузка, сразу же наступает снижение оборотов.

Как проверить регулятор холостого хода – приспособления

Проверка регулятора холостого хода – это не какой-то сложный технологический процесс, так что сделать это самостоятельно не составит никакого труда. Предложить мы можем как минимум два подхода, для первого понадобится специальный прибор – мультиметр. Предварительно следует выключить зажигание и отсоединить жгут от РХХ. После этого осуществляется проверка сопротивления на всех обмотках регулятора с помощью мультиметра.

Сопротивление должно быть следующим: между обмотками С и В, а также A и D – обрыв цепи, а между С и D, А и В – 40-80 Ом.

Также можно сделать прибор для проверки сопротивления и самостоятельно, используя трансформатор переменного тока на 6 В. Проверяем ходы РХХ, переменно используя включатели. Яркий свет свидетельствует о том, что должна делаться чистка регулятора холостого хода. Для этой процедуры понадобится только лишь очиститель карбюратора и ВД-40.


Чистка регулятора холостого хода – как это делать?

Сначала отсоединяется колодка проводов от самого датчика, и с помощью ватной палочки, смоченной в специальном средстве, производим зачистку контактов. Затем с помощью крестовой отвертки снимаем датчик, чтобы оценить его состояние. Но для этого мы должны знать, где находится регулятор холостого хода, найти же его можно на корпусе дроссельной заслонки. Иногда датчик посажен на лак, тогда не обойтись без снятия всего дроссельного узла.

В случае, когда весь датчик покрыт маслом, прочистить следует и дроссельную заслонку, также с помощью ВД-40 очищается конусная игла с пружиной. Если после очистки никаких изменений в работе двигателя нет, значит, мог произойти обрыв проводов, или же в негодность пришли направляющие конусной иглы. В первом случае провода можно запаять, место пайки обезжирить спиртом и покрыть лаком (таким образом можно предотвратить коррозию контакта). Во втором же случае неотвратима замена регулятора холостого хода.

Предназначение, признаки неисправности, замена и ремонт датчика (регулятора) холостого хода (рхх) ваз 2114

Когда педаль газа не нажата, а ручка переключения передач находится в положении «нейтрально», мотор ВАЗ 2114 работает на холостом ходу. Дроссельная заслонка в таком положении закрыта, и для поддержания оборотов в допустимых пределах, на впускной коллектор воздух подается через специальное устройство – регулятор холостого хода. Как произвести ремонт датчика холостого хода ваз 2114 рхх?

Предназначение регулятора холостого хода

В разной документации этот механизм имеет разные названия. Иногда его называют клапаном холостого хода. В авто с карбюраторными двигателями – электромагнитным клапаном, с инжекторным – датчиком или регулятором холостого хода (РХХ).

В автомобиле ВАЗ 2114 используется РХХ с шаговым электродвигателем и подпружиненной конусной иглой. Эта игла, при перемещении, регулирует количество подаваемого воздуха через дроссельный штуцер. Расположен датчик на дроссельном узле, закреплен при помощи двух винтов.

РХХ связан с электронным блоком управления, и мотор может работать в непрогретом состоянии, а это обеспечивает дополнительную подачу воздуха. Так смеси объединяются, когда дроссельная заслонка закрыта.

Ремонт датчика холостого хода ваз 2114 рхх

О возникновении неисправностей в работе регулятора должен сообщать бортовой компьютер авто. В таком случае на дисплее может высветиться одна из ошибок:

  • 0507 – большие обороты на холостом ходу.
  • 0506 – малые обороты на холостом ходу.
  • 0505 – ошибка РХХ.

Но самыми явными признаками неисправности могут стать внешние признаки устройства:

  • При небольшом нажатии на газ обороты двигателя сильно «гуляют» или двигатель глохнет.
  • Если при движении установить ручку переключения передач в нейтральное положение, мотор выключается.
  • Двигатель запускается, а обороты увеличить невозможно.
  • На непрогретом двигателе, если включить дополнительное оборудование, обороты резко падают.

Обнаружив один из этих симптомов, вначале нужно проверить работоспособность РХХ, прежде чем в спешке менять его. Сделать это очень просто:

  1. Нужно снять устройство, открутив два болта;
  2. Подключить разъемы к клеммам регулятора, и легонько приложить палец на конец иглы, без нажима!

При выключении зажигания, прибор должен полностью выдвинуть свою иглу. Если так и произошло – регулятор исправен, если нет, устройство необходимо заменить.

Еще один способ проверить работоспособность РХХ – измерить сопротивление его обмоток, которое должно составлять 53 Ома. Если показатели иные – тогда прибор нужно заменить.

Замена регулятора

Вначале нужно приготовить все необходимое:

  • Для замены подойдет датчик с маркировкой «Омега» 2112-114830 или «КЗТА» 2112-1148300-04.
  • В процессе нам нужна отвертка и накидной ключ на 13 мм.
  • Стоит подготовить несколько тряпок, а также баллончик WD-40 и очиститель для карбюратора.

Снятие несиправного устройства

  1. Поставить авто на ровную поверхность, установив ручной тормоз;
  2. Поднять и закрепить крышку капота;
  3. Отключить питание. Этот момент не дежурный – он обязательный!
  4. Снять защитный кожух мотора;
  5. Ослабить хомут, и снять резиновую трубку, идущую от воздушного фильтра;
  6. Снять крепление патрубков ВФ и гофру;
  7. Отвинтить крепежные болты и вытащить трос, идущий от дроссельной заслонки к педали газа.

Установка нового

  1. Все пространство около дроссельного узла промыть и вычистить;
  2. Новый регулятор установить на место в положение, аналогично положению старого устройства;
  3. В комплекте с датчиком идет резиновая прокладка, ее нужно смазать моторным маслом;
  4. Завинтить крепежные винты, убедившись в надежном креплении устройства;
  5. Установить ДУ обратно, плотно закрутив;
  6. Подсоединить клеммы к разъемам клапана;
  7. Закрепить трос, идущий к дроссельной заслонке, подсоединить патрубок ВФ, затянуть хомуты;
  8. Установить защитный кожух мотора.

После установки датчик нужно откалибровать – подключить питание и включить мотор на 10 секунд. Теперь новый РХХ ВАЗ 2114 готов к эксплуатации. Наша работа успешно завершена.

Ремонт датчика холостого хода ваз 2114

Бывает, что покупать новый датчик холостого хода ВАЗ 2114, по некоторым причинам, нецелесообразно. И в некоторых случаях его можно отремонтировать.

  • Первый вариант. Стоит попробовать отмыть его. Для этого, обмакнутой в очиститель карбюратора ватной палочкой, нужно промыть все контакты. Далее, хорошо смазав иглу очистителем, очистить все поверхности от грязи. Готово. Часто, после таких процедур ВАЗ 2114 вновь работает исправно.
  • Второй вариант. Тщательно вычистив корпус датчика, снять крепежи, фиксирующие его корпус. Осторожно сняв корпус, внимательно осматриваем регулятор. Могут быть обнаружены обрывы припоя. Если такие есть – стоит припаять провод обратно, и датчик снова заработает.

Мы разобрали для чего нужен РХХ в автомобиле ВАЗ 2114. Поговорили о некоторых принципах его работы, выяснили типичные неисправности. После мы рассмотрели процесс замены датчика, и ознакомились с некоторыми способами его ремонта. Теперь вы знаете все самое необходимо о РХХ, и не будете паниковать при его поломке.

Признаки неисправности рхх на ваз 2114

Энергия, вырабатываемая двигателем, приводящая в движение авто, является результатом мгновенного сгорания топлива. Обязательными компонентами процесса горения выступают горючее (бензин, газ, дизтопливо), окислитель (кислород из воздуха). Автомобильный мотор будет нормально функционировать при условии обеспечения сбалансированного питания.

Современные машины управляются компьютерным блоком, содержащим информацию о подаче топливного коктейля для разных режимов работы мотора. Опытные автомеханики умеют составлять, программировать таблицу, определяющую нормы подачи топлива. Контроль совершают специальные датчики. Статья рассматривает вопросы, связанные с одним из них – регулятором холостого хода, признаками неисправностей рхх ВАЗ 2114.

Назначение, устройство, принцип работы рхх

Датчик холостого хода функционально исполняет роль стабилизатора, автоматического регулятора оборотов двигателя в режимах без выполнения тяговых усилий (на нейтральной передаче, при переключении передач).

Датчик массового расхода анализирует количество поступающего воздуха, передает информацию электронному блоку управления, выдающему необходимый объем горючего через форсунки. Датчик положения коленчатого вала выдает число оборотов. Электронный блок обрабатывает сообщение, формирует управляющие сигналы для регулятора холостого хода. Рост оборотов холодного мотора происходит благодаря РХХ. Двигатель прогревается. Начало движения (не рекомендуется) без поднятия температуры до нормы возможно за счет участия данного регулятора.

Из чего состоит датчик рхх на ваз 2114: 1 — клапан; 2 — корпус регулятора; 3 — обмотка статора; 4 — ходовой винт; 5 — штекерный вывод обмотки статора; 6 — шариковый подшипник; 7 — корпус обмотки статора; 8 — ротор; 9 — пружина

Регулировочное устройство изготовлено в виде цилиндра с двумя крепежными ушами. С одного торца встроена подпружиненная конусная игла. Внутри корпуса расположен шаговый электродвигатель постоянного тока, содержащий две обмотки. Подача управляющих сигналов на первый контур выдвигает конусную иглу, на второй – задвигает. На боковой поверхности находится разъемная колодка.

Располагается устройство на корпусе дроссельного узла, под шлангами воздуховодов. Соседствует с датчиком положения дроссельной заслонки.

Где находится рхх на ваз 2114

Не знаете где находится на ваз 2114 датчик рхх тогда спешу обрисовать вам ситуацию на фотографии ниже.

Где находится рхх на ваз 2114

Признаки неисправностей рхх ваз 2114

Производители ваз 2114 не предусмотрели диагностику для регулятора холостого хода. Бортовое табло не отобразит сообщение об ошибке в работе данного механизма. Надписи о низких, повышенных оборотах не гарантируют поломку РХХ. Водитель может заметить изменения в работе двигателя, заподозрить неисправность, опираясь на косвенные признаки.

Обычно называют следующие симптомы:

  1. мотор неожиданно “глохнет” на холостых оборотах;
  2. обороты холостого хода “плавают” (произвольно возрастают, убывают);
  3. во время запуска холодного мотора не удается поднять обороты;
  4. в момент переключения передачи, переходе на “нейтральную” передачу.

Подобные приметы вызываются неустойчивым функционированием нескольких датчиков, принимающих прямое, косвенное участие в приготовлении топливной смеси (например, датчиком положения дроссельной заслонки).

Проверка мультиметром рхх на ваз 2114

Если у вас возник вопрос, как же сделать проверку мультиметром рхх на автомобиле ваз 2114, в таком случае вы попали куда нужно. Вам нужно взять мультиметр и сделать несколько замеров, о том какие выводы нужно проверить смотрите на фото.

Замена рхх на ваз 2114

Замена рхх предполагает предварительную подготовку, исключающую возможные неожиданности.

Для замены рхх необходимо:

  • выполнить подготовительный осмотр,
  • определить суть проблемы,
  • изучить возможные методы ремонта,
  • запастись требующимися запасными частями, инструментами, расходными материалами.

Необходимые инструменты

Для работы потребуется:

  • исправный регулятор;
  • крестообразная отвертка;
  • головка М13, вороток с трещоткой;
  • баллончик ВД-40;
  • ветошь;
  • жидкость для промывки карбюраторов;
  • многофункциональный измерительный прибор;
  • источник воздушного потока (компрессор, промышленный фен, специальный баллончик).

Порядок ремонта датчик холостого хода

Обычно ремонтные работы выполняют несколькими способами. Причинами отличий может быть комплектация автомобиля, уровень подготовки, стиль, привычки мастера, непредвиденные, попутно возникающие, поломки.

Смена датчика может быть произведена двумя способами:

  • с отсоединением элементов подготовки, подачи воздуха,
  • без детальной разборки.

Ниже будет рассмотрен второй вариант, включающий минимальное количество технологических операций. Если не получится обеспечить удобный доступ к месту демонтажа, появится дополнительная необходимость обслужить, заменить, почистить другие смежные детали, стоит воспользоваться первым методом.

Пошаговая инструкция по замене датчика холостого хода на ваз 2114

  1. Поднять, зафиксировать капот.
  2. Отключить питание автомобиля – ослабить, снять минусовую клемму аккумуляторной батареи.
  3. Демонтировать кожух двигателя.
  4. Произвести внешний осмотр крепежных метизов, при необходимости, почистить, обработать проникающим препаратом, подождать разрушения ржавчины.
  5. Открутить гайки, крепящие дроссельный узел.
  6. Снять ДУ со шпилек, отвести осторожно немного в сторону, освобождая доступ.
  7. Отключить разъем от колодки РХХ.
  8. Отверткой выкрутить винты, вытащить регулятор холостого хода. Встречаются случаи жесткой фиксации крепежных винтов (крестообразные пазы закрашены, засверлены). Такой вариант вызовет необходимость демонтажа всего узла, последующее продолжение разборки на столе, верстаке.
  9. Осмотреть датчик. Проверить тестером обмотки – убедиться в наличии неисправности. Смена исправного прибора новым успеха не принесет. Придется искать другого виновника нестабильного поведения автомобиля.
  10. Провода первой обмотки выходят на контакты A, B разъемной колодки, второй – C, D. Нормальное сопротивление A-B (C-D) составляет 53 Ом. Электрического сообщения между двумя контурами (A-C) быть не должно – прибор покажет бесконечность.
  11. Исправность устройства вызовет подозрения о целостности проводки. При включенном зажигании измерить подаваемое напряжение на кабельном разъеме, подходящем к РХХ. Значение должно быть минимум 12В. Отсутствие – признак обрыва провода, проблемы с блоком управления. Занижение – необходимость зарядить аккумуляторную батарею.
  12. Очистить, промыть карбюраторной жидкостью, вытереть седло установки узла. Просушить потоком воздуха — влага не должна попадать внутрь регулятор.
  13. Поверхность конуса должна быть ровной, гладкой, исключаются бугорки, наплывы, грязь. В противном случае плотного перекрывания калибровочного отверстия в корпусе не произойдет, топливная смесь получит избыток воздуха.

Внимание! На новом датчике подпружиненная игла может быть выдвинута на всю длину. Перед установкой следует добиться вылета иглы на расстояние не более 23 мм от края корпуса.

Вручную пытаться задвинуть иглу категорически запрещено. Подобные действия вызовут неисправность механизма. Логично воспользоваться специальным стендом на станции технического обслуживания. Любители радиотехники, электроники смогут самостоятельно собрать электронное устройство, подающее шаговые импульсы управления на обмотки датчика, выдвигая, задвигая иглу. Предварительно следует испытать собранный прибор на старом датчике.

  1. Смазать моторным маслом (например, используя моторный щуп) уплотнительное кольцо на корпусе прибора.
  2. Вставить исправный датчик на посадочное место.
  3. Собрать в обратной последовательности, смазав резьбовые соединения.
  4. Установить клемму аккумулятора обратно, зажать.
  5. Включить питание автомобиля ключом зажигания. Подождать 5 секунд. Бортовая электронная система управления откалибрует вылет иглы.
  6. Запустить двигатель, дать поработать без нажатия на педаль газа. Понаблюдать за стрелкой прибора на панели. По мере прогрева мотора обороты плавно, без рывков меняются.
  7. Отрицательный результат свидетельствует о наличии дугой неисправности.
  8. Физическая работоспособность узлов, механизмов приводит к необходимости компьютерной диагностики, настройки, программирования режимов работы двигателя.

Замена датчика холостого хода на ваз 2114 инжектор видео

Если у вас остались вопросы после прочтения пошаговой инструкции по замене датчика холостого хода на ваз 2114 вы можете посмотреть видео инструкцию как это сделать:

Регулятор холостого хода: Принцип работы, неисправности, виды регуляторов

Стабильная работа двигателя внутреннего сгорания обеспечивается балансом составляющих рабочей смеси: равномерным соотношением горючего и воздуха. При холостых оборотах эксплуатация мотора происходит без его взаимодействия с колесами и коленвалом. Чтобы стабилизировать этот процесс дроссельная заслонка имеет дополнительный элемент — регулятор холостого хода (РХХ). Как работает РХХ, какие признаки и причины неисправностей встречаются и как вернуть узлу прежнюю работоспособность?

РХХ: принцип работы

Выход из строя данного элемента дает ощутимый урон работе двигателя. Последний не способен поднять обороты до требуемых, выдает значительные скачки мощности и страдает от нарушения подачи горючего.

После запуска мотора происходит прогревание всей системы, наблюдаются завышенные обороты, которые спустя несколько секунд начинают снижаться до допустимых значений холостого хода. Каковы функции регулятора в данном процессе?

  • РХХ дает двигателю внутреннего сгорания достичь нужного количества оборотов после запуска и сбавить их количество до допустимых показателей.
  • Он влияет на изменения числа оборотов, давая мотору осуществлять быстрый прогрев перед началом работы с нагрузкой. Поток воздуха в дроссельную заслонку увеличивается, основываясь на считываемых ЭБУ данных датчика коленвала.
  • Регулятор стабилизирует уровень оборотов при переключении скоростей, положении нейтральной скорости, остановке без выключения двигателя.

Технически эти процессы выглядят примерно следующим образом. Получая сигнал ЭБУ, регулятор холостого хода перемещает наконечник штока, меняя тем самым размер пропускного отверстия канала, через который проходит подаваемый в дроссельную заслонку воздух. При максимально выдвинутом штоке наблюдается нулевой шаг — его исходное положение. Такое состояние наблюдается при неработающем моторе. Канал при этом полностью перекрыт, не давая проход воздушной массе. Если же наконечник полностью втянут, то вход для прохождения воздуха полностью открыт.

Холостой ход сопровождается прогреванием мотора и закрытой заслонкой. Система при содействии регулятора обеспечивает поддержание нужного числа оборотов. Шток при этом полностью втянут, открывая канал.

При рабочих оборотах дроссельная заслонка открывается, воздушные массы беспрепятственно поступают внутрь через ее сечение. Регулятор выдвигает шток настолько, чтобы при резком снижении мощности, понижение оборотов происходило бы плавно и безопасно для работы силового агрегата. Чтобы рассчитать необходимое количество шагов происходит анализ данных с датчиков скорости, коленвала и дроссельной заслонки.

Эти процессы достаточно непростые для силового агрегата. Топливо подается весьма медленно, распыление может быть недостаточным. При забитом регуляторе, износе иглы повышается износ двигателя внутреннего сгорания, возможны ощутимые скачки мощности при езде, а также мотор может и вовсе заглохнуть при остановке.

Виды регуляторов

Внешне узел похож на электрический мотор, оснащенный конической иглой. Существует несколько вариаций детали:

  • шаговый — состоит из кольцевого магнита и обмоток. Основной ротор вращается шаговой подачей энергии на составляющие цепи с помощью электромагнитной силы. Движение штока осуществляется исполнительным устройством с учетом расположения ротора;
  • соленоидного типа — самый простой вид. Поступление энергии на обмотку активирует сердечник. Он перемещается в специальное отверстие, сокращая диаметр пропускного воздушного канала. Как следствие происходит уменьшение подаваемого объема воздуха. За счет своей простоты имеет самую низкую стоимость. Его работа осуществляется только в открытом или закрытом положении;
  • роторный — впуск воздушной массы контролируется при помощи частотных импульсов, основная нагрузка идет на ротор. Устройством напоминает соленоидный регулятор.

Как определить неисправность РХХ?

Симптомы сломанного регулятора практически во всем аналогичны с признаками поломки дроссельной заслонки. Ввиду того, что эти два элемента находятся в непосредственной близи, рационально провести их одновременную диагностику.

Основными сигналами о наличии неисправности в этом узле являются:

  • нестабильность оборотов, отчетливая ощутимость перепадов мощности;
  • заметная вибрация кузова на холостых оборотах, создаваемая нестабильной работой мотора;
  • слабый отклик или отсутствие его на выжатую педаль газа;
  • деактивация двигателя на нейтральной передаче или при переключении скоростей;
  • снижение оборотов при подключении дополнительных энергопотребителей — кондера, фар, медиасистемы и т.д.;
  • затрудненный запуск мотора, особенно в холодное время года.

Присутствие данных моментов может быть последствиями забитой или изношенной иглы, загрязненном штоке, или обрыве провода. Так как ЭБУ не способно считывать изменения пропускного сечения РХХ, малейшая неисправность почти мгновенно проявит себя, сказавшись на работе движка. Как правило, подвисание числа оборотов, плавание, тяжелый запуск авто не считываются ЭБУ как ошибки.

Диагностика РХХ своими руками

Причины неисправности условно делятся на электрические и механические. Для начала нужно демонтировать регулятор и провести его визуальный осмотр, чтобы исключить загрязнение отработанным углеродом и его возможное влияние на работоспособность силового агрегата. В случае необходимости ремонта нужно провести чистку детали, тщательно просушить и смазать силиконом. Шаговый вариант промывают баллончиком, что не отличается экономностью способа.

После извлечения узла следует обратить внимание на резиновое кольцо или прокладку, при условии наличия установки на дроссель или патрубок. При внешнем монтировании детали происходит соединение с впускным коллектором. Потребуется осмотр его резиновых элементов на предмет деформаций и разрывов. Выявленную деталь с дефектами необходимо поменять.

Альтернативные способы диагностики

Если имеется специальный прибор для выявления неисправностей, к примеру, адаптер с подходящим ПО, диагностика совершается намного проще. Программа OpenDiag может использоваться даже на смартфоне и имеется как в платной, так и в бесплатной версиях. При запуске ПО стоит заострить внимание на текущее и желаемое положения заслонки дросселя. Их показатели будут соответственно изменяться вместе с оборотами. Если включить дополнительный электроузел, можно заметить изменения данных РХХ, мощность мотора при этом не должна меняться. В первую очередь, обновление значений происходит на строке желаемого положения, а затем — текущего. При изменении значений должно измениться и значение оборотов. В противном случае, есть вероятность того, что регулятор холостого хода неактивен или имеется подсос воздушного потока.

Для более быстрой проверки нужно открыть меню в верхнем левом углу. Это контроль управления работой исполнительных механизмов. С помощью параметров «текущее положение холостого хода» и «желаемое положение холостого года» можно вбить свои значения, которые должны тут же отобразиться на работе двигателя. При отсутствии реакции на вмешательство можно сразу выявить неисправный участок хода с явной дисфункцией регулятора.

Еще можно использовать мультиметр для диагностики проводки. При выключенном движке снимается разъем с регулятора. На измерительном устройстве вбиваются значения постоянного напряжения в 0-20 В. Затем замеряется значение напряжения разъема. Допустимым показателем являются 12 единиц.

Также стоит проверить сопротивление РХХ. Чтобы это сделать нужно зафиксировать значения после снятия клеммы с датчика между выводами С и D, A и B. Пределом на мультиметре выставляется 200 Ом. При допустимом сопротивлении нормой будут 50 Ом, а сопротивление между выводами — стремиться к бесконечности.

Можно осуществить диагностику с помощью дроссельного узла. Произведя его демонтаж вместе с датчиком, нужно проследить за его работой при активации/деактивации системы зажигания, подключении клапанного разъема. Пристальному вниманию подлежит работа иглы, наличие посторонних звуков, равномерность рабочего процесса.

Замена и ремонт РХХ

Если регулятор неисправен, гудит, его замена осуществляется следующим образом:

  1. Сперва нужно измерить расстояние между концом штока и монтажной пластиной — в норме оно не должно превышать 23 мм.
  2. Обесточить ЭБУ, отключив минус от аккума.
  3. Установить саму деталь.
  4. Подсоединить аккумулятор.
  5. Включить зажигание на пару секунд без запуска мотора, чтобы дать РХХ время на калибровку.
  6. Выключить зажигание, тем самым, завершить установку.
  7. Завести мотор и проверить холостой ход.

Ремонт и замена РХХ являются достаточно легкими процедурами, доступными даже неопытному автовладельцу. Где и чем производить замену и установку непринципиально, если имеются хотя бы малейшие ремонтные навыки. Цена данного узла может колебаться в зависимости от марки авто и производителя детали: как правило, начиная от 300 рублей и поднимаясь до пары тысяч.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector