3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности международных железнодорожных перевозок

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Организация международных железнодорожных сообщений

Особенности организации международных железнодорожных сообщений. Международные железнодорожные перевозки характеризуются впечатляющими масштабами перемещения пассажиров и грузов на значительные расстояния, особенностями деятельности транспорта, передачей перевозочных средств во временное пользование перевозчикам иностранных государств. Они имеют ряд особенностей, которые касаются как организации международных железнодорожных сообщений, так и процедуры осуществления перевозок, а также системы международных источников, которые их регулируют.

Специфика организации международных железнодорожных сообщений заключается в следующем. Во-первых, при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран.

Во-вторых, в таких перевозках пересечение границы связано с передачей пассажиров, а также грузов иностранным железным дорогам. Процесс передачи может осуществляться двумя способами:

  • а) вместе с транспортом (вагонами и иными перевозочными приспособлениями);
  • б) без транспорта.

В зависимости от способа передачи объектов международной железнодорожной перевозки на приграничных станциях осуществляется либо пересадка пассажиров или перегрузка грузов, либо перестановка колесных пар вагонов. Обе процедуры достаточно сложны и требуют четкого взаимодействия железных дорог, нормативной регламентации комплекса организационно-технических вопросов.

В-третьих, применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров и грузов вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дорогой другого государства. Реализация этого способа связана с необходимостью регламентации ряда чрезвычайно важных вопросов, без решения которых невозможно осуществление передачи. Это вопросы, касающиеся порядка и условий передачи вагонов, их рационального использования, своевременного возврата в сохранности.

Анализ основных особенностей организации международных железнодорожных сообщений показывает, что эти особенности тесно переплетаются с установленным порядком осуществления перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Это проявляется, в частности, в системе взаимосвязанных нормативных положений о порядке пересечения перевозчиком границ и передачи пассажиров, а также грузов на пограничных станциях железным дорогам иностранных государств.

В рамках организационных моментов пересечения границы на первое место выходит определение железнодорожных линий, используемых для международных перевозок, а также вопросы контроля компетентных органов порядка пересечения границы и наличия необходимых документов.

Относительно порядка осуществления международной перевозки грузов следует отметить, что помимо обязанности их передачи на границе железной дороге иностранного государства и применения при этом одного из двух способов такой передачи большое значение имеет вопрос организации перевозки отдельных видов грузов. Речь идет о перевозках железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками и повагонными отправками. Для каждого вида перевозки установлен свой правовой режим. Проявляется это в определенных ограничениях перевозки отдельных видов грузов, в разных сроках их доставки, в неодинаковых ставках провозных платежей.

Что касается ограничений перевозки, то не могут, например, перевозиться мелкими отправками опасные грузы, взрывчатые вещества, животные и некоторые другие грузы.

Перевозки мелкими и повагонными отправками осуществляются в разных скоростных режимах. Для них установлены разные сроки доставки грузов.

По-разному решается вопрос о выполнении погрузочных работ. Погрузка груза, перевозимого мелкими отправками, как правило, возлагается на перевозчика, а повагонными – на отправителя.

И, наконец, устанавливаются разные провозные платежи. Ставки при перевозках мелкими отправками более высокие по сравнению со ставками при перевозках повагонными отправками.

Нормативные источники, регулирующие международные железнодорожные перевозки. Свои особенности имеет нормативно-правовая база, регулирующая международные железнодорожные перевозки, а также организацию международных железнодорожных сообщений.

Действующие нормативные источники классифицируются на три группы. К первой относятся источники, регулирующие вопросы организации международных железнодорожных сообщений и осуществления перевозок в странах Западной Европы. Она представлена главным образом Бернской правовой системой, формирование которой началось с принятия конвенций о железнодорожных перевозках грузов, пассажиров и багажа, а также отдельных соглашений.

Первая из них – Бернская конвенция о международных перевозках грузов (МГК) – была принята девятью европейскими странами в 1890 г. Она неоднократно подвергалась изменениям и дополнениям. Был подготовлен и принят вариант в редакции от 7 февраля 1970 г., который вступил в силу 1 января 1975 г.

Международная нормативная регламентация перевозки пассажиров железнодорожным транспортом нашла отражение в принятой в 1923 г. в Берне Конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа – МПК. Как и Конвенция МГК, она неоднократно изменялась и дополнялась. Наиболее существенной переработке Конвенция МПК была подвергнута в конце 60-х годов XX в. После обсуждения она была принята в редакции от 07.02.1970, а вступила в силу 1 января 1975 г.

В мае 1980 г. на Бернской конференции по пересмотру МГК и МПК эти конвенции были подвергнуты очередным существенным изменениям, результатом которых стало принятие Конвенции о международных железнодорожных перевозках (COTIF), русская транскрипция – КОТИФ. Она вступила в силу 1 мая 1985 г. Но и после этого работа над совершенствованием регулирования международных перевозок железнодорожным транспортом продолжалась. Ее результатом стало принятие в 1999 г. специального протокола (Протокола об изменениях от 03.06.1999), которым в КОТИФ внесены изменения, дополнения и уточнения.

Структурно Конвенция состоит из основного текста и приложений, значение которых трудно переоценить. Так, Приложение А «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа (ЦИВ)» и Приложение В «Единые правовые предписания к договору о международной перевозке грузов (ЦИМ)» содержат нормы, регулирующие договоры перевозки в международном сообщении пассажиров и грузов соответственно.

Участниками КОТИФ являются все страны Западной Европы, страны Ближнего и Среднего Востока. Последние применяют процедуры КОТИФ с некоторыми изъятиями. Кроме того, к объединенному Соглашению присоединились Индия, Пакистан, а также страны Северной Африки.

В 2009 г. к КОТИФ присоединилась Российская Федерация. В принятом в связи с этим Федеральном законе от 17.07.2009 № 152-ФЗ указано, что Российская Федерация присоединяется к Конвенции с некоторыми оговорками и специальным заявлением. Оговорки являются весьма существенными. Например, одна из них гласит, что Российская Федерация оставляет за собой право не применять ряд приложений к КОТИФ, в том числе Приложение А «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа (ЦИВ)».

Что касается заявления, то оно заключается в следующем: Российская Федерация будет применять Приложение В «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (НИМ)» к перевозкам, осуществляемым на части железнодорожной инфраструктуры от причала паромного комплекса Балтийск до припортовой железнодорожной станции Балтийск, а также от причала паромного комплекса Усть-Луга до припортовой железнодорожной станции Лужская.

Вторую группу источников, регулирующих организацию международных железнодорожных сообщений и осуществление перевозок железнодорожным транспортом, составляют соглашения, участниками которых являются бывшие социалистические страны. Это, в частности, СМГС и СМПС. Оба соглашения подготовлены в рамках действовавшего ранее Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

СМГС было разработано 1 ноября 1951 г. Его участниками являются страны СНГ, Прибалтики, Албания, Польша, Китай, КНДР, Монголия, Вьетнам, Болгария, Иран – всего 22 страны. В этот международный документ неоднократно вносились изменения и дополнения. Последние изменения внесены 1 апреля 2001 г.

СМПС было принято 6 декабря 1950 г., последние изменения внесены 30 мая 1999 г.

Содержание соглашений дополняется и конкретизируется служебными инструкциями, тарифами, правилами, в которых регулируются порядок передачи грузов железной дороги одной страны железной дороге другой, перегрузки и досылки грузов, определены виды тары и упаковки, даются формы документов, составляемых при перевозке.

Источники первой и второй групп относятся к разным правовым системам. В них закреплены различные условия организации и осуществления перевозок пассажиров и грузов. Однако между странами, в которых действуют разные системы источников права, осуществляется активный обмен товарами. Процедура, установленная Международным транспортным тарифом (МТТ) для участников перевозки, применяющих разные правовые системы регулирования международных железнодорожных перевозок, заключается в переоформлении транспортной накладной, составленной на базе одной правовой системы, с учетом требований другой. В самом транспортном документе указывается, что при пересечении границы страны, применяющей другую правовую систему, он переоформляется в соответствии с ее правилами.

К третьей группе источников, регулирующих организацию международных железнодорожных сообщений и осуществление перевозок железнодорожным транспортом, относятся двусторонние соглашения, инструкции и правила, которые обладают различной юридической силой. Соглашения обычно заключаются между правительствами государств или транспортными ведомствами, либо заинтересованными железными дорогами.

Для этой группы источников характерно установление порядка взаимодействия приграничных железных дорог, режима работы пограничных станций, регулирование процедуры передачи и приемки грузов, закрепление порядка пользования вагонами и другими транспортными средствами, а также осуществления взаимных расчетов между железными дорогами. По характеру регулируемых источниками этой группы вопросов их можно подразделить на четыре подгруппы.

Особенности международных железнодорожных перевозок

В состав железнодорожного транспорта входят предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты, подвижной состав железнодорожного транспорта, железнодорожные пути сообщения, а также промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, учебные заведения, технические школы, детские дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, предприятия промышленного железнодорожного транспорта и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые обеспечивают его деятельность и развитие (ст.22 Закона Украины «транспорт»).

Для железнодорожного транспорта характерны большая дальность и высокая скорость перевозок. Выступая как надежный партнер, удовлетворяет потребности отправителей грузов, обеспечивает высокую эффективность перевозок. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в обеспечении поступлений от экспорта услуг — 11-16% от общего объема транспортных услуг, от импорта — соответственно 43-47% [72].

К достоинствам железнодорожного транспорта относятся [82]:

— высокую эффективность при перевозках на расстояние более 200 км;

— относительную дешевизну и меньшее загрязнение окружающей среды по сравнению с автомобильным транспортом;

Читать еще:  Варианты выгодного приобретения машины в кредит

возможность перевозки широкой номенклатуры различных грузов;

— независимость от климатических условий;

— возможность доставки грузов предприятия с использованием подъездных путей.

Заключения договора международной перевозки грузов оформляется составлением железнодорожной грузовой накладной на железной дороге отправления. Этот документ определяет сроки доставки груза, устанавливает провозные платежи на дорогах стран отправления и назначения по ставкам внутренних тарифов, а во время следования по дорогам транзита по транзитным тарифам, удостоверяющий принятие груза к перевозке. Товар передается грузополучателю, который представляет документ, удостоверяющий его личность.

Регламентация перевозок осуществляется с использованием Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) или Соглашения о международное пассажирское сообщение (УМПС). Каждая из этих сделок применяется конкретно к какой-систем и определяет, например, форму железнодорожной накладной.

Единственными правилами к договору о международной железнодорожной перевозке грузов установлено: положения в отношении упаковки и обозначения груза, порядок предоставления груза для перевозки и порядок его проверки железной дорогой, содержание накладной на груз, которую отправитель должен предоставить для перевозки каждого вида багажа, а также определены обстоятельства, при которых железная дорога должна определять массу груза или количество мест и фактическую собственную массу вагона.

в Соответствии с УМВД перевозки в международном железнодорожном грузовом извещении не допускаются: предметы, перевозка которых запрещена хотя бы одной из стран, железные дороги которой должны были бы участвовать в перевозке; предметы, составляющих монополию почтового ведомства хотя бы одной из стран, железные дороги которой должны были бы участвовать в перевозке; огнестрельные и боевые припасы, взрывчатые вещества и т.д.

Особенности международных автомобильных перевозок

В состав автомобильного транспорта входят предприятия автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты, авторемонтные и шиноремонтные предприятия, подвижной состав автомобильного транспорта, транспортно-экспедиционные предприятия, а также автовокзалы и автостанции, учебные заведения, ремонтно-строительные организации и социально-бытовые учреждения, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу автомобильного транспорта (ст.30 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»).

Автомобильный транспорт более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. К характерных признаков, положительных качеств автомобильного транспорта относится высокий уровень маневренности, подвижности, высокая скорость движения. Доставка груза осуществляется от склада грузоотправителя до склада грузополучателя без промежуточных перегрузок. [72]

Международные автомобильные перевозки характеризуются следующими чертами [82]:

— возможность обеспечить быструю и в полной сохранности доставку грузов в пункты назначения;

— доставка грузов до получателя без перегрузки;

— большая мобильность перевозок;

— высокая эффективность при перевозках грузов на небольшое расстояние;

— ритмичность перевозки грузов;

— зависимость от дорожной сети;

— сложность управления грузом, который находится очень далеко от управляющего.

Наиболее активно автомобильный транспорт используется для перевозки грузов в/из стран Восточной и Западной Европы, СНГ и Турции, а также в качестве составляющей смешанных перевозок.

Международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляются:

а) автомобильным транспортом общего пользования в соответствии с договором перевозки;

б) ведомственным и индивидуальным автомобильным транспортом для собственных нужд их владельцев;

в) перевозчиками — нерезидентами Украины.

Организация международных перевозок автомобильным транспортом осуществляется при выполнении следующих условий:

— регистрации транспортных средств;

— осуществление допуска (лицензирования) к выполнению международных перевозок;

— обеспечение сертификации транспортных средств;

— получение разрешения на осуществление международных перевозок;

— выполнение таможенных процедур;

— страхование ответственности перевозчика;

— соблюдение условий труда и отдыха экипажей транспортных средств;

— визовая поддержка работы водителю.

Перевозки, предусмотренные в правительственных соглашениях о международном автомобильном сообщении, могут выполняться только теми перевозчиками, которые согласно внутреннему законодательству своей страны допущены к осуществлению международных перевозок. Автотранспортные средства, осуществляющие международные перевозки, должны иметь национальный и регистрационный опознавательный знаки. Перевозка грузов осуществляется по документам, форма которых должна соответствовать общепринятым международным образцам. При выполнении международных перевозок резиденты Украины должны иметь права зарубежных стран, по территории которых будет осуществляться перевозка; лицензионную карточку на транспортное средство; свидетельство о регистрации транспортного средства; сертификат соответствия по безопасности движения, экологической безопасности и энергосбережения требованиям стран, по территории которых будет осуществляться перевозка; разрешение по согласованию условий и режимов перевозки в случае превышения весовых или габаритных ограничений (в случае перевозки грузов) и список пассажиров при регулярных и маятниковых их перевозках.

Конструкция и техническое состояние транспортных средств, которые используются при выполнении международных перевозок, должны соответствовать требованиям законодательства Украины и иностранного государства, разрешение на проезд по территории которой получил владелец транспортного средства.

В транспортном средстве, предназначенном для международных перевозок опасных грузов, кроме документов, подтверждающих их соответствие общим требованиям, должны быть документы о допущении к перевозкам таких грузов, которые выдаются в порядке, установленном уполномоченным органом.

В транспортном средстве, предназначенном для международных перевозок скоропортящихся грузов, дополнительно должны быть документы о допущении к перевозкам таких грузов.

На территории Украины должны выполняться требования установки и использования на транспортных средствах, предназначенных для международных перевозок, контрольных приборов (тахографов) регистрации режимов труда и отдыха водителей, предусмотренные законодательством стран, на территории которых выполняются перевозки.

Договор перевозки груза автотранспортом подтверждается накладной на перевозку груза, который удостоверяет принятие груза перевозчиком, но не считается товарораспорядительным документом.

Осуществление автомобильных перевозок оплачивается по тарифу из расчета за перевозку одной тонны груза в зависимости от расстояния. Предусмотрены также надбавки, скидки и штрафы в соответствии с установленной платы (тарифа).

Особенности международных воздушных перевозок

В состав авиационного транспорта входят предприятия воздушного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, багажа, почты, аэрофотосъемки, сельскохозяйственные работы, а также аэропорты, аэродромы, аэроклубы, транспортные средства, системы управления воздушным движением, учебные заведения, ремонтные заводы гражданской авиации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу авиационного транспорта (ст.32 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»).

Как и перевозка морем, международные воздушные перевозки могут осуществляться двумя способами: путем фрахтования вместимости всего воздушного судна или заключения договора (если речь идет не о всей вместимость судна, а о ее отдельную часть) на перевозку грузов.

Авиаперевозки характеризуются следующими чертами [82]:

— обеспечение высокой скорости доставки и сохранности груза в пути;

— возможность перевозки груза в труднодоступные районы;

— высокие расходы по доставке;

— согласование маршрутов международных перевозок авиакомпаниями разных стран.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения можно разделить на регулярные и нерегулярные.

Регулярные полеты выполняются в соответствии с соглашениями о воздушном сообщении между государствами заранее опубликованному расписанию, в котором указывается тип самолета, маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета в каждый пункт маршрута, частота движения. Изменение этих условий может быть осуществлена только при взаимном согласии государств, между которыми налажена система авиационных перевозок.

Нерегулярные авиационные перевозки выполняются на основании специальных разрешений на разовые полеты и классифицируются на дополнительные, специальные и чартерные. Дополнительные рейсы — рейсы, которые выполняют по тех авиалиниях, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнено при условии, что коммерческая перевозка не может быть осуществлено регулярными рейсами.

Специальные рейсы выполняются по специальному заданию как по маршруту регулярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специальных рейсов выдается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы выполняются согласно специального контракта между перевозчиком и заказчиком.

Согласно Конвенции о международную гражданскую авиацию каждое воздушное судно, которое принимает участие в международной навигации, обеспечивается удостоверением о годности к полетам. Удостоверение выдано или ему предоставлено силу страной, в которой такое судно зарегистрировано. Пилот и другие члены экипажа такого судна также обеспечиваются удостоверениями о квалификации и свідоцтвами. их также выданы или им предоставлено силу страной, в которой такое судно зарегистрировано. Конвенцией урегулирован еще порядок ведения бортовых журналов, использование фотографической аппаратуры, ограничения в отношении грузов и др.

в Соответствии с нормами Варшавской конвенции договор перевозки оформляется составлением проездного билета для пассажиров, багажные квитанции — для багажа, авианакладной — для груза. Плата за провоз груза авиатранспортом зависит от веса груза, вида товара, количества единиц груза (например, количества контейнеров).

Особенности международных железнодорожных перевозок

Международной ж/д перевозкой грузов считается их транспортировка по железнодорожным путям сообщения двух и более стран, выполняемая на условиях принятой данными странами международной конвенции. Если общее международное (межведомственное, межправительственное) соглашение между такими странами отсутствует, перевозки имеют не международный, а национально-правовой характер. Иными словами, до пересечения границы такая транспортировка регламентирована законодательством одного государства, после пересечения — другого.

Порядок регулирования

С юридической точки зрения порядок перевозок такого рода регламентируется следующими правовыми документами:

  • Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).
  • Международная грузовая конвенция (МГК) — отдельное приложение к КОТИФ.
  • Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС).

Спасибо, ваше сообщение отправлено

КОТИФ содержит в себе текст принятой еще в 1890 году Бернской конвенции о железнодорожных перевозках грузов (СИМ), который с течением времени периодически изменялся. Данная конвенция распространяется не только на европейские, но и на ряд азиатских и африканских стран (всего 33 государства). При перевозках грузов ж/д сообщением в Западную Европу и обратно Россия руководствуется требованиями данной конвенции. В КОТИФ также предусмотрен ряд коллизионных привязок (закон дороги отправления, транзита, назначения и т. д.), а также возможность применения закона страны суда.

Регламент МГК распространяется строго на линии ж/д сообщения, ограниченный перечень которых зафиксирован в конвенции. Ее нормативная база предусматривает возможность изменять условия перевозки путем заключения между странами двухстороннего соглашения. Кроме того, изменения допускаются и если изменяются нормы местного национального законодательства. Россия не входит в число участников МГК.

Читать еще:  Дополнительная сигнализация – дополнительная безопасность

СМГС. Это еще одна конвенция, которой придерживается Россия, осуществляя международные грузовые ж/д перевозки. Она была принята в 1951 году Советским Союзом и рядом социалистических стран Европы и Азии. Пересмотрена в 1992 году, действует и в настоящее время. В ряду участников — страны бывшего СССР. Имеет императивный унифицированный характер, при этом содержит и коллизионные привязки. В документе прописан единый процедурный регламент по заключению договоров, обязанностям и правам сторон, участвующих в договоре, претензиям и т. д. В отличие от указанных выше конвенций, СМГС допускает применение национального права исключительно в вопросах, не урегулированных международными соглашениями.

Также РФ заключен ряд двухсторонних соглашений, регулирующих правила ж/д перевозок, с такими странами, как Финляндия, Австрия, Турция, Иран и т. д.

Что и когда не допускается к перевозке

В международных ж/д перевозках не допускается:

  • транспортировка грузов (товаров, предметов) по железнодорожным путям страны, в которой данные предметы и товары находятся под запретом;
  • предметы, перевозка которых относится исключительно к компетенции почтового учреждения хотя бы одного из транзитных государств или страны получателя груза;
  • взрывчатые вещества, боевые, огнестрельные припасы и ряд других предметов.

Особенности организации международных железнодорожных перевозок

Транспортировка грузов по ж/д в рамках экспортно-импортных операций осуществляется с использованием логистической инфраструктуры РЖД и во взаимодействии с подразделениями компании. Если компания-экспортер самостоятельно организует доставку, то схематично процесс выглядит следующим образом (на примере экспортной операции на условиях «Стоимость и фрахт», CFR).

  • По факту готовности товара к отгрузке экспортер в РФ извещает об этом импортера.
  • После получения извещения контрагент направляет экспортеру две инструкции: об отправке груза и о распределении документов.
  • Через ТехПД (Технологический центр подготовки документов, подразделение РЖД) с ОАО РЖД заключается договор на транспортировку груза.
  • Далее российский контрагент делает заявку на заказ и подачу вагонов на станцию отправления грузов, согласуя с подразделением РЖД дату отгрузки и план подачи ТС.
  • Компания-экспортер получает со стороны РЖД счета на оплату железнодорожного тарифа и услуг ОАО и производит оплату.
  • После оплаты перевозчику предоставляется весь пакет сопроводительных документов (в том числе 4-й лист грузовой таможенной декларации, упаковочный лист, сертификаты и т. д.).
  • После того, как груз отгружен, импортер извещается об отгрузке.
  • По прибытии на станцию назначения груз, уведомление о его прибытии, а также сопроводительные документы предоставляются импортеру.
  • Прибыв на станцию назначения, перевозчик передает импортеру сопроводительные документы на груз.

Сопроводительные документы

В комплект сопровождающих груз документов входят:

  • Оригинал накладной. Его на станции назначения получает импортер, принимая груз.
  • Дубликат этого же документа. Его получает отправитель после заключения договора на перевозку.
  • Дорожная ведомость. Предоставляется перевозчиком станции назначения.
  • Лист уведомления. Он передается вместе с грузом и оригиналом накладной импортеру на станции назначения.
  • Лист выдачи. Он сопровождает груз до прибытия на станцию назначения и остается на дороге назначения.

Организация международных ж/д перевозок транспортно-логистической компанией

Представленная выше рутинная и многоэтапная схема может быть значительно сокращена для экспортера, если обязанности по доставке груза делегируются российскому международному перевозчику — транспортно-логистической компании. Именно такой ТЛК является «МегаТранс-Сервис». Весь процесс организации перевозки, включая таможенное оформление и сопровождение грузов, погрузочно-разгрузочные и другие работы возьмут на себя профессионалы, в доскональности знающие специфику данной сферы.

Такое решение позволяет минимизировать и свести к нулю любые возможные риски, включая неправильные расчеты платежей, некорректное оформление таможенной декларации и т. д., и, в конечном итоге, — несвоевременной доставки груза и других проблем.

О специфике перевозок по направлениям

Существуют и другие особенности организации международных перевозок железнодорожным транспортом. Они связаны с маршрутными направлениями. Зачастую при перевозке требуется перегруз грузов — например, на российской границе в европейском направлении, что связано с разной шириной ж/д колеи. Оптимальным решением в данном случае может стать перевозка в контейнерах — вариант, который при разработке логистики маршрута будет предусмотрен и реализован опытными профессионалами транспортно-логистической компании.

Другая особенность — направление СНГ. Оно характеризуется тем, что железнодорожные сети, проходящие по ряду бывших республик СССР, имеют недостаточную разветвленность и плотность. Возникает вопрос: как доставить груз в отсутствие ж/д сообщения? И он также успешно решается специалистами ТЛК, поскольку в этом случае могут быть задействованы мультимодальные перевозки.

Таких особенностей немало. Однако владение спецификой логистики позволяет успешно решать любые задачи профессионалам в области международных ж/д перевозок, берущих на себя доставку ваших грузов с нуля под ключ/

Организация международных железнодорожных перевозок

Особенности организации международных железнодорожных перевозок

Международные железнодорожные перевозки характеризуются впечатляющими масштабами перемещения пассажиров и грузов на значительные расстояния, передачей перевозочных средств во временное пользование перевозчикам иностранных государств. Они имеют ряд особенностей, которые касаются как организации международных железнодорожных сообщений, так и процедуры осуществления перевозок, а также системы международных источников, которые их регулируют.

Специфика организации международных железнодорожных сообщений заключается в следующем. Во-первых, при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи стран Западной и Восточной Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран.

Во-вторых, в таких перевозках пересечение границы связано с передачей пассажиров, а также грузов иностранным железным дорогам. Процесс передачи может осуществляться двумя способами:

  • а) вместе с транспортом (вагонами и иными перевозочными приспособлениями);
  • б) без транспорта.

В зависимости от способа передачи объектов международной железнодорожной перевозки на приграничных станциях осуществляется либо пересадка пассажиров или перегрузка грузов, либо перестановка колесных пар вагонов. Обе процедуры достаточно сложны и требуют четкого взаимодействия железных дорог, нормативной регламентации комплекса организационно-технических вопросов.

В-третьих, применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров и грузов вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дорогой другого государства. Реализация этого способа связана с необходимостью регламентации ряда чрезвычайно важных вопросов, без решения которых невозможно осуществление передачи. Это вопросы, касающиеся порядка и условий передачи вагонов, их рационального использования, своевременного возврата в сохранности.

Анализ основных особенностей организации международных железнодорожных сообщений показывает, что эти особенности тесно переплетаются с установленным порядком осуществления перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Это проявляется, в частности, в системе взаимосвязанных нормативных положений о порядке пересечения перевозчиком границ и передачи пассажиров, а также грузов на пограничных станциях железным дорогам иностранных государств.

В рамках организационных моментов пересечения границы на первое место выходит определение железнодорожных линий, используемых для международных перевозок, а также вопросы контроля компетентными органами порядка пересечения границы и наличия необходимых документов. Относительно порядка осуществления международной перевозки грузов следует отметить, что помимо обязанности их передачи на границе железной дороге иностранного государства и применения при этом одного из двух способов такой передачи большое значение имеет вопрос организации перевозки отдельных видов грузов. Речь идет о перевозках железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками и повагонными отправками. Для каждого вида перевозки установлен свой правовой режим. Проявляется это в определенных ограничениях перевозки отдельных видов грузов, в разных сроках их доставки, в неодинаковых ставках провозных платежей.

Что касается ограничений перевозки, то не могут, например, перевозиться мелкими отправками опасные грузы, взрывчатые вещества, животные и некоторые другие грузы.

Перевозки мелкими и повагонными отправками осуществляются в разных скоростных режимах. Для них установлены разные сроки доставки грузов.

По-разному решается вопрос о выполнении погрузочных работ. Погрузка груза, перевозимого мелкими отправками, как правило, возлагается на перевозчика, а повагонными — на отправителя.

И, наконец, устанавливаются разные провозные платежи. Ставки при перевозках мелкими отправками более высокие по сравнению со ставками при перевозках повагонными отправками.

Особенности международной железнодорожной перевозки

Перевозка железнодорожным транспортом стала первым договорным видом, подвергшимся единообразному регулированию с помощью норм, выработанных многосторонним межгосударственным соглашением, которое оказало значительное влияние как на национальное законодательство, так и на международно-правовое регулирование соответствующих отношений в других способах транспортировки товаров, грузов, пассажиров, в частности перевозки автомобильным транспортом. Бернские конвенции, касающиеся перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, заключенные 1890г., в последующем неоднократно изменялись; одно из наиболее существенных изменений датируется 1990 г. Соответствующими многосторонними договорами в области международной перевозки железнодорожным транспортом выступают два основных соглашения: Конвенция о железнодорожной перевозке грузов (СIМ- СИМ, что на русском языке сокращенно обозначается как «МГК»: Международная грузовая конвенция) и Конвенция о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа (СIV — СИВ, или «МПК»: Международная пассажирская конвенция) от 7 февраля 1970 г., вступившие в силу с 1 января 1975 г., а также дополнительное соглашение, подписанное в 1966 г. в целях установления предела ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира. В приложениях «А» и «Б» к СИМ и СИВ содержатся соответственно Единые правила МГК и Единые правила МПК. На конференции по пересмотру Бернских конвенций была учреждена межправительственная организация международного железнодорожного транспорта, и 9 мая 1980 г. заключено специальное соглашение, содержащее новый объединенный текст конвенций (КОТИФ – Convention relativ a l`Organisation du Transport International de Chemen-de fer), вступивший в силу 1 мая 1985 г. Заметим, что оригинальные тексты всех упомянутых соглашений осуществлены на французском языке, отсюда и их аббревиатуры.

Особой отличительной чертой договора перевозки железнодорожным транспортом является то, что железная дорога обязана заключить такой договор с любым лицом. Как соглашение СИМ, так и СИВ предусматривают подробное и широкое регулирование прав и обязанностей сторон по договору перевозки железнодорожным транспортом.

Читать еще:  Электрические стеклоподъемники: разновидности и особенности конструкции

В области перевозки грузов, как было отмечено, действует Конвенция КОТИФ — СИМ 1980 г. Железная дорога обязана осуществить безопасную перевозку грузов в срок и без потерь. В случае причинения вреда или утраты груза в ходе транзита либо просрочки в доставке железная дорога несет ответственность в порядке презюмируемой вины. Перевозчик тем не менее может опровергнуть эту презумпцию посредством предоставления доказательств о том, что вред был вызван одним из обстоятельств, за которые дорога согласно СИМ не отвечает. К ним относятся: 1). Собственная вина лица, имеющего право на товар (груз); 2) обстоятельства, вызванные свойствами, присущими самому товару (способность быстро портиться, усушка, утруска); 3) неизбежные обстоятельства; 4) любое из обстоятельств, указанных в числе специальных рисков (перевозка на открытых платформах, ненадлежащая упаковка, перевозка живого груза — животных). Если железная дорога докажет, что вред мог возникнуть в результате одного из событий, включаемых в список специальных рисков, будет действовать презумпция, что такой вред был причинен данным обстоятельством. И пока заявитель не докажет иное, ответственность железной дороги не будет иметь силы. При этом бремя доказывания обратного лежит на заявителе.

Предел ответственности установлен СИМ в специальных единицах — СДР за утрату, повреждение или просрочку в доставке (17 СДР за 1 кг веса брутто в случаях утраты или повреждения и трехкратный размер провозной платы в случаях несвоевременной доставки — ст. 36-43 КОТИФ — СИМ). Он может быть уменьшен сторонами в контракте при условии снижения обычных ставок оплаты за перевозку. Срок заявления требований — один год. Однако в случае умышленного повреждения груза или обманных действий железной дороги срок исковой давности определен СИМ в два года.

Данные требования действуют в отношении международной перевозки грузов железнодорожным транспортом, т.е. перевозки по сквозной железнодорожной накладной по специальным путям сообщения, или в отношении особых услуг, указанных в приложении к Соглашению. Обычно международной считается такая перевозка, которая имеет место по крайней мере в двух государствах-участниках соглашения. Кроме того, для применения СИМ необходимо осуществление перевозки по сквозной железнодорожной накладной (ст. 1 КОТИФ — СИМ).

При перевозке пассажиров и багажа (включая автотранспортные средства) применяется КОТИФ — СИВ 1980 г. СИВ различает личный вред, причиненный пассажиру (смерть или увечье), и повреждения багажа (автомобиля). В случае смерти лица или увечья железная дорога несет строгую ответственность, если только не докажет, что данные события наступили вследствие несчастного случая: а) который не связан с эксплуатацией железнодорожного транспорта и функционированием железной дороги и который невозможно было избежать или предотвратить; или б) который полностью или частично вызван виной самого пассажира; либо в) который причинен действиями третьих лиц, не могущими быть предотвращенными или преодоленными железной дорогой. За повреждения или утрату зарегистрированного багажа, а также просрочку в доставке, причиненные перевозчиком, железная дорога несет ответственность во всех случаях, если не докажет, что данный вред возник вследствие одной из нижеперечисленных причин: 1) вины самого пассажира; 2) указаний, данных пассажиром; 3) характера багажа; 4) обстоятельств непреодолимой силы; 5) особых рисков, связанных с ненадлежащей или отсутствующей упаковкой, 6) особыми свойствами багажа; 7) перевозкой в составе зарегистрированного багажа неразрешенных предметов (ст. 3, 4, 5 и 35 (2) и (3) КОТИФ — СИВ).

Конвенция содержит несколько коллизионных норм, отсылающих регулирование к праву страны отправления груза, страны назначения и страны следования. Закрепленная в ее ст. 54 коллизионная норма, применяемая при отсутствии специальных положений, понимается большинством исследователей как отсылающая к закону суда.

Предел ответственности варьируется в зависимости от характера вреда. Так, в случае смерти или причинения увечья лицу ст.ЗО КОТИФ — СИВ ответственность железной дороги определена в размере 70 000 СДР, для утраты или повреждения багажа — 700 СДР (ст. 31 КОТИФ — СИВ). Железная дорога не вправе ссылаться на пределы ответственности, если вред был вызван грубой неосторожностью или умыслом. Тем не менее в случае грубой неосторожности ответственность по повреждению багажа ограничивается двукратным размером обычно принятых сумм.

Право заявления требований к железной дороге утрачивает силу, если лицо в течение трех месяцев не уведомляет перевозчика о случаях смерти или причинения увечья пассажиру. При повреждении, утрате или несвоевременной доставке багажа требования должны быть заявлены в таком же порядке, что и по СИМ. Аналогичным образом, как и в КОТИФ — СИМ, в рассматриваемом соглашении определяется его сфера действия и квалификация перевозки; для применения СИВ необходимо, чтобы перевозка железнодорожным транспортом осуществлялась на основании международного транспортного документа.

В КОТИФ участвуют около 40 государств Европы, Азии и некоторые страны Северной Африки. Россия (ранее СССР) в Бернских конвенциях (КОТИФ — СИМ, КОТИФ — СИВ) не участвует. Тем не менее категории, требования, критерии, инструкции и т.п., предусмотренные ими, применялись и продолжают использоваться в России и других странах, не участвующих в данных актах (см., например. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.). Кроме того, в ряде случаев действующие для РФ международные договоры в области международного грузового и пассажирского сообщения учитывают правила, характерные для Бернских конвенций, и выдержаны в духе общепринятой практики (таково Соглашение СССР — Финляндия, сохранившее свое юридическое значение для РФ).

В целях недопущения правового вакуума СССР и отдельные страны Европы (кроме Югославии, которая имеет в этой области двусторонние соглашения с рядом государств) и Азии заключили два международных многосторонних договора в области транспорта: Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС). Заключение договоров перевозки груза, пассажиров и багажа в рамках названных соглашений осуществляется на основе накладной по предписанной форме и билета, а также плацкарты (проездного документа) для проезда в спальном вагоне и провоза бесплатно 35 кг ручной клади. Багаж сверх указанного веса перевозится по багажной квитанции.

Провозная плата взимается с грузовладельцев согласно внутренним тарифам дорог страны отправления и назначения, при следовании транзитом — в соответствии с согласованными транзитными тарифами. Применяются ставки Международного транзитного тарифа (МТТ), размеры которых установлены в швейцарских франках. В Соглашении определены сроки доставки груза. Ответственность перевозчика наступает вследствие его вины, которая доказывается грузовладельцем и определяется действительной стоимостью груза, указанной в счете поставщика, или объявленной в железнодорожной накладной его ценностью. Несохранность груза подтверждается коммерческим актом, составленным По правилам, предусмотренным в Соглашении.

Иски к железным дорогам предъявляются в суде с предварительным сообщением претензии перевозчику. Для заявления претензий действует девятимесячный срок, по требованиям о несвоевременной доставке — двухмесячный. Претензии должны быть рассмотрены в течение 180 дней, на которые приостанавливается срок исковой давности.

Соглашение содержит коллизионные нормы, отсылающие регулирование к праву страны отправления, страны назначения и страны следования. В качестве общей нормы, которой, как указывают специалисты, необходимо руководствоваться при пробельности регулирования СМГС, должно трактоваться правило, отсылающее к законам дороги следования груза и предписывающее применять именно постановления, существующие во внутреннем законодательстве «данной страны», т.е. государства, на дорогах которого были обнаружены определенные обстоятельства (ст. 35 СМГС).

Ответственность железных дорог за несохранность и несвоевременную доставку багажа аналогична требованиям по перевозке грузов. Установлен общий претензионный порядок заявления в течение шестимесячного срока требований к перевозчику. Так же, как и в СМГС, в Соглашении о международных пассажирских перевозках имеется ряд коллизионных правил: общая коллизионная норма (ст. 46), идентичная той, которая содержится в ст. 35 СМГС, и специальные принципы, прикрепляющие регулирование к закону страны отправления или назначения.

Ввиду того что многие государства не участвуют в Бернской конвенции (КОТИФ — СИМ) и, следовательно, у них нет возможности осуществить прямую перевозку груза из одной страны в другую на основе какого-либо одного международного договора, наличие названных групп соглашений позволяет перевозить грузы по дорогам входящих в эти договоры государств на основании двух юридически самостоятельных, но связанных гражданско-правовых договоров перевозки соответственно по правилам в одном случае СИМ, в других — СМГС. Например, при транспортировке внешнеторговых грузов из Корейской Народно-Демократической Республики (страны СМГС) во Францию (страну СИМ) выписывается накладная СМГС в адрес выходной пограничной станции последней страны СМГС (в данном случае Польши) с указанием конечного грузополучателя во Франции. По получении груза указанная в накладной пограничная станция оформляет накладную МГК с проставлением в ней французского получателя груза.

В случаях обратного следования грузов применяется противоположный порядок оформления железнодорожных накладных. При этом, если груз перевозится по дорогам стран-участниц СМГС, соблюдаются условия и процедуры, предусмотренные этим соглашением, по дорогам СИМ — действуют нормы Бернских документов. Кроме того, возможно и обращение к положениям, содержащимся в двусторонних договорах о международном грузовом и пассажирском сообщении. Такие договоры Российская федерация имеет сейчас со многими европейскими и азиатскими государствами, прежде всего со странами СНГ.

Большой удельный вес в международно-правовых документах с названными и иными странами занимают, как было отмечено выше, организационные соглашения, к тому же двустороннего характера. Среди многосторонних документов следует назвать Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 г., Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров от 12 марта 1993г., Соглашение о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления железнодорожного подвижного состава от 9 сентября 1994 г.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 375 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector