Подбор колес для складской техники
Особенности выбора складской техники для комплектации заказов и для холодильных складов
В первой части статьи мы говорили об особенностях выбора складской техники для участков погрузки-разгрузки и штабелирования. Теперь специалисты «НТК форклифт» В. Дяченко и В. Пирожков расскажут о комплектовщиках заказов, об особых складах (холодных, для хранения длинномеров) и о других складских тонкостях
Комплектация заказов: «всего по чуть-чуть»
Как быть, если из контейнера нужно взять только несколько предметов на паллете, а сам контейнер должен остаться на стеллаже? Такая необходимость возникает при подборе заказов для розничных продавцов, например аптек, магазинов автозапчастей или хозяйственных товаров и т. д. Количество наименований товара в этих случаях может быть велико, а вот самого товара каждой позиции – лишь несколько единиц. Для сбора небольшого количества заказов (3–4 в день) сгодится обычный штабелер или ричтрак. Он снимет паллету со стеллажа, после чего оператор, взяв из упаковки то, что ему нужно, положит в сборочный контейнер, а паллету вернет на стеллаж. Но если подбор заказов происходит постоянно, то опускать паллеты к оператору, а потом поднимать обратно нерационально. Проще и быстрее поднимать оператора к паллетам. Именно для этой цели предназначен комплектовщик заказов.
Подбор с двух нижних ярусов. Для этого подойдет низкоуровневый комплектовщик. Оператор собирает заказ на 1-м или на 2-м уровне и складывает его в специальный контейнер на вилах комплектовщика. Если на 2-м уровне приходит ся работать довольно много, нужна модификация комплектовщика с подъемом вил, чтобы контейнер всегда находился рядом с оператором. Когда мы имеем дело с крупногабаритным или длинномерным грузом, то вместо контейнера имеет смысл заказать специальную платформу.
Подбор со всех уровней. Это поле деятельности для высокоуровневых комплектовщиков. Они поднимают и оператора, и контейнер на высоту свыше 9 м. Такой вариант часто применяется при подборе заказов на современных складах класса А и В.
Для узких проходов
Как быть, если обеспечить достаточную ширину межстеллажных проходов (и тем самым необходимое Ast – расстояние между крайними точками в межстеллажном проходе) проблематично? Допустим, надо разместить весь склад на ограниченной площади или нет возможности перестраивать уже готовые стеллажи, доставшиеся в наследство от прежних владельцев помещения. Выход из такой ситуации есть – это узкопроходные ричтраки с трехсторонней обработкой груза. Они могут работать в проходах шириной 1,6 м и более (например, модель Atlet URF), а по основным рабочим характеристикам (высота подъема, производительность, грузоподъемность) соответствуют классическим ричтракам. В проходах с Ast от 2,2 м можно применять штабелеры с кабиной, как уже говорилось в первой части этой статьи. До высоты 6 м они вполне могут заменить обычные ричтраки.
Если в проходах не развернуться…
Такая ситуация возникает, когда на стеллажах хранятся длинномерные предметы – рулоны, профили, прокат. Их длина может превышать 10 м, так что традиционная складская техника здесь не годится: для разворота в проходе с рулонами на вилах не то что ширины прохода – всего складского помещения может не хватить. Çдесь рекомендуются четырехходовые ричтраки. Они могут двигаться во все четыре стороны без поворота корпуса, поскольку их колеса вращаются на 360°. Так что ширина прохода никак не зависит от длины груза.
Низкотемпературное исполнение
Напомним основные опасности, которые подстерегают не подготовленную специально для работы на складах-холодильниках электроприводную технику при низких температурах:
- масло в гидросистеме становится вязким и густым;
- хрупкость металла повышается, особенно в местах сварки;
- с понижением температуры уменьшается емкость аккумуляторных батарей (в среднем на 1% на каждый градус при температуре ниже 200 °С);
- нарушается работа электронных систем;
- оператору приходится утепляться, поэтому управлять машиной ему сложнее, движения становятся менее точными;
- самое опасное – образование конденсата и обледенение машины снаружи и изнутри. Каждый, кто носит очки, знает, что, попав с мороза в теплое помещение, они мгновенно запотевают. Точно так же при перемещении штабелера из холодной зоны склада в теплую он вскоре покрывается мелкими каплями воды, затем он возвращается в холод – и эта влага становится тонким слоем льда. Если процесс многократно повторяется в течение смены, машина постепенно покроется толстым слоем льда, причем и снаружи, и внутри.
Как видим, обычная складская техника в холодильнике долго не проживет. Требуются специально подготовленные модели в низкотемпературном исполнении. Это означает следующее:
- все используемые в них масла – только специальные, соответствующей вязкости;
- стальные элементы конструкции выполнены из хладостойких марок;
- аккумуляторы должны иметь максимальную емкость и усиленную теплоизоляцию, бортовой компьютер – специальное «холодное» исполнение;
- на ричтраках и штабелерах установлена термоизолированная кабина с подогревом. На сопровождаемых штабелерах и электротележках органы управления рассчитаны на работу в рукавицах;
- оси и штоки гидроцилиндров изготовлены из нержавеющей стали, прочие стальные детали защищены специальными покрытиями.
Устранить конденсацию невозможно, но уменьшить ее последствия реально. Вот что рекомендуют специалисты «НТК форклифт»:
- держите машину постоянно в холодной зоне. При смене батареи привозите ее к машине, а не машину к батарее. Если необходимо выезжать из холодильника, постарайтесь оставлять машину в тепле подольше, чтобы она полностью высохла. Это время можно сократить при активном обдуве машины теплым воздухом.
- Если необходимо часто въезжать в холодильник и выезжать из него, старайтесь оставлять машину в холоде минимальное время, а в тепле – максимальное (так, чтобы температура машины никогда не опускалась ниже 0 °С). Если сделать это сложно, постарайтесь организовать работу противоположным образом: оставаться как можно дольше в холоде и как можно меньше в тепле – так, чтобы температура машины никогда не поднималась выше 0 °С.
Выбор колес
Стандартные полиуретановые колеса предназначены для обычных условий – работы на ровных сухих бетонных полах внутри помещений. При наличии влажных зон, например, на молокозаводах или на открытых площадках рекомендуются резиновые колеса, в том числе с протектором. Но следует учесть, что они не обеспечивают такой же устойчивости, как полиуретановые, при подъеме груза на высоту.
Самые распространенные ошибки владельцев техники
Измерение ширины прохода. Важна не ширина прохода сама по себе, а параметр Ast – минимальное расстояние между крайними точками в проходе. Ast зависит от груза, лежащего на стеллажах, от того, насколько он выступает в проход. Этот-то параметр и нужно указывать менеджерам. Также важны и максимальные габариты перевозимого груза. Они учитываются при расчетах минимально допустимого Ast для каждого образца складской техники.
Мачта упирается в косяк. Нужно найти самую низкую точку на пути движения ричтрака – это могут быть и дверные проемы, и трубы, спускающиеся с потолка. Следует замерить высоту прохода в этом месте и только затем определять тип и высоту мачты.
Сюрпризы остаточной грузоподъемности (г/п). Центр тяжести груза не должен выходить за пределы центра загрузки, указанного в технической характеристике машины (обычно это 600 мм). Остаточная г/п по высоте указывается при соблюдении этого условия. В противном случае, если груз крупногабаритный (или неправильно скомпонован на паллете, неправильно взят на вилы), остаточная г/п резко падает. Все это надо учитывать при выборе г/п приобретаемой техники.
Аккумуляторная батарея (АКБ). При выборе емкости обязательно надо иметь в виду перспективу – ведь батарея рассчитана не на один год эксплуатации. Если предполагается работа в две смены, лучше использовать модели с боковым извлечением АКБ с основанием батарейного отсека, выполненным на роликах. Тогда замена аккумулятора пройдет быстро и легко.
Приведем один пример из практики. Для одного склада в Подмосковье компания закупила два ричтрака. Выбрали самую простую комплектацию – с верхним извлечением АКБ, поскольку рассчитывали на одну рабочую смену и решили сэкономить. Компания динамично развивалась и через 8 месяцев заказала еще 6 ричтраков, но уже для двусменной работы, с боковым извлечением батареи. Переделывать первые приобретенные машины оказалось очень дорого, и теперь они задерживают весь процесс смены АКБ. Ведь поднимать с помощью тельфера батарею, которая с кислотой весит больше тонны, гораздо дольше и опаснее, чем выкатывать ее сбоку.
И в заключение рассказа о технике для комплектации cамая важная рекомендация. Процесс покупки электроприводной складской техники – дорогостоящая и ответственная операция. У многих она бывает единственной. Но для менеджеров по работе с клиентами – это ежедневная и даже рутинная работа. Так что лучше всетаки внимательно прислушаться к их рекомендациям. Они профессионалы и плохого не посоветуют. Ведь с покупки ваше сотрудничество только начинается.
Выбор колес для тележки
Увеличиваем вместимость Вашего склада на 50%
Вышки LEMA со скидкой 10%!
Скидки на погрузчики LemaZowell
Самоходные штабелеры LemaZowell дешевле на 15%!
Скидка до 50% на колеса для тележек
Паллетные стеллажи
от 1037р. за паллетоместо
Особенности конструкции и рекомендации по подбору колес для тележек.
При выборе типа необходимо учитывать как нагрузку на тележку, так и условия эксплуатации (место дальнейшей работы, нагрузки, температурный режим) и другие требования (например, податливости, плавности хода, снижения трудозатрат, прочности) и даже такие неочевидные вещи, как, например, цвет обода.
Данные факторы при выборе должны учитываться в следующем порядке:
- Количество колес и особенности монтажа
Перед выбором типа необходимо определиться с их количеством и способом крепления (на платформе с поворотным/неповоротным кронштейном, на оси, на поворотном кронштейне с креплением типа болт/под болт/штырь/под штырь).
Существуют два типа крепления: без кронштейна и с кронштейном (колесные опоры).
Колеса без кронштейна используются в гидравлических и в двухколесных тележках, а также при способе крепления «на оси».
Колесные опоры на кронштейнах используются в платформенных и покупательских тележках.
Опоры с крепежной площадкой должны располагаться на одном уровне, а места их крепления должны обеспечивать необходимую прочность обеспечивающую надежное крепление колеса. Неповоротные колесные опоры, устанавливаемые парами, должны быть строго параллельны. Поворотные модели, с болтовым креплением, должны быть установлены совместно с пружинной шайбой, для предотвращения самопроизвольного откручивания.
Для большой проходимости на грунте обычно используют пневматические колеса. Литую резину используются для большой грузоподъемности и эксплуатирующихся на твердых и ровных поверхностях.
В Табл.2. указаны основные схемы крепления и количество колес на платформенных тележках.
Грузоподъемность
Рассчитывается по следующей формуле: Т = Кн, где
Т — грузоподъемность каждого колеса
Е — масса транспортной платформы
Z — масса перевозимого груза
М — коэффициент эффективной нагрузки (учитывает расположение колес)
Для платформенных тележек значения коэффициента М приведены в Табл.2.
Для двухколесных — коэффициент М=2
Кн – коэффициент неравномерности (асимметричности) нагрузки.
Расчет нагрузки должен вестись с учетом асимметричности нагрузки, Корректируйте значение грузоподъемности по максимально нагруженному колесу (на схеме в Табл.1 колеса на оси — Р2).
Таблица.1. Значение коэффициента неравномерности нагрузки в зависимости от типа груза и расположения его на платформе.
Схема расположения
Тип груза
Значение коэффициента Кн
P1 P2
P1 P2
Кн=1,5…3 (в зависимости от неравномерности нагрузки)
P1 P2
Таблица.2. Схемы крепления колес на платформенных тележках и коэффициента эффективной нагрузки (М)
Схема крепления к платформе
К-т эффективной нагрузки (М)
Описание, применение
Количество колес
Поворотных
Неповоротных
4-х колесная универсальная схема.
Наиболее распространенная во всех сферах деятельности.
Обеспечивает устойчивость и достаточную маневренность, при этом позволяет легко сохранять заданное направление движения.
Области применения: Для различных типов грузов, на маршрутах с различной протяженностью. На всех типах складских, торговых и производственных помещений.
4-х колесная маневренная схема.
Обеспечивает высокую устойчивость и маневренность, однако прямолинейное направление движения при такой схеме сохранять сложнее.
Области применения: Для различных типов грузов, на маршрутах с небольшой протяженностью, в стесненных условиях, требующих повышенной маневренности. На всех типах складских, торговых и производственных помещений.
3-х колесная схема.
Обеспечивает достаточную устойчивость и высокую маневренность, позволяет легко сохранять заданное направление движения. Однако имеет склонность к опрокидыванию при резких поворотах.
Области применения: Для не тяжелых грузов, на маршрутах с различной протяженностью. На всех типах складских, торговых и производственных помещений
6-ти колесная схема.
Обеспечивает максимальную устойчивость и высокую маневренность, позволяет достаточно легко сохранять заданное направление движения.
Области применения: Для особо тяжелых грузов, на маршрутах с различной протяженностью, возможна эксплуатация в составе технологических сцепок. Находит свое применение на производственных участках, в зданиях вокзалов и почтовых служб.
4-х колесная крестообразная схема со всеми неповоротными колесами.
Обеспечивает достаточную устойчивость, позволяет легко сохранять прямолинейное направление движения. Имеет пониженную маневренность и наиболее удобна при движении по направляющим.
Области применения: Для различных типов грузов, на длинных маршрутах не требующих частого изменения направления движения. Чаще всего находят применение на сборочных линиях и конвейерах.
4-х колесная крестообразная схема с 2-мя поворотными и 2-мя неповоротными колесами.
Обеспечивает достаточную устойчивость и высокую маневренность, позволяет достаточно легко сохранять прямолинейное направление движения. Удобна при движении в направляющих.
Области применения: Для различных типов грузов, на маршрутах с различной протяженностью, возможна эксплуатация в составе технологических сцепок. Чаще всего находят применение на металлолитейных производствах, цехах механической обработки, автоматизированных складах и производствах.
Маневренность
Для достижения более легкого вращения вилки поворотных колес необходимо выбирать колесные опоры, в которых узел вращения сконструирован с учетом малого трения качения: применение подшипников, дорожек для шариков из закаленной стали. Чем выше качество и точность исполнения поворотного подшипника – тем легче управлять тележкой.
Больший эксцентриситет (отклонение оси вращения вилки от оси) обеспечивает большую маневренность.
Следует обратить внимание, что большое влияние на ходовые характеристики оказывает тип подшипника, с помощью которого колесо вращается на оси кронштейна. Подшипники бывают роликовые (игольчатые), шариковые (простой и прецизионный) и втулочные (скольжения). При больших нагрузках рекомендуется использовать роликовые (игольчатые) или прецизионные шариковые подшипники, как самые износостойкие. Также следует отметить, что шариковые подшипники бывают различного качества, а также различаются типом обоймы, в которой вращаются шарики. При выборе колеса с шариковыми подшипниками на оси вращения необходимо уделять повышенное внимание к данному узлу.
Колеса большего диаметра требуют меньше трудозатрат на перемещение, легче преодолевают препятствия и неровности пола, в большей степени способствуют сохранению покрытия пола. Они имеют меньшую скорость вращения при движении, более стойки к тепловым воздействиям и потере формы, более прочные, чем колеса малого диаметра. Предпочтительнее большой диаметр, если конструкция изделия это позволяет.
Условия эксплуатации и особенности материала колес
При выборе колесных опор должен быть учтен материал покрытия пола, наличие неровностей, особых условий рабочей среды: присутствие металлической стружки, высокие или низкие температуры, повышенная кислотность или содержание щелочи, воздействие нефтепродуктов, масел, химических растворителей, особые требования к накапливанию статического заряда. Колесные опоры, предназначенные для использования в особых условиях, должны быть изготовлены с учетом воздействующих факторов.
Некоторые характеристики материалов:
Диски (обода) изготавливаются как из штампованной стали, чугуна и алюминия, так и из синтетических материалов, таких как нейлон и полипропилен. Ободы из синтетики легче стальных, но такие же прочные.
При выборе материала шинки следует учитывать условия работы тележки. Для неровных полов лучше использовать шинку из литой резины, а при использовании на наливных полах подойдут колеса из полиамида или полиуретана.
Для работы в высоких температурах выпускаются колеса из чугуна, которые способны выдержать температуру в несколько сотен градусов.
Колеса и ролики для гидравлических тележек изготавливаются как из полиамида, так и чугуна или алюминия с полиуретановым покрытием, что повышает их прочность и износостойкость.
Таблица.3. Зависимость физических свойств колес от материала изготовления.
Материал колеса |