3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каких ситуациях можно покупать детали от демонтажа?

Демонтируем основные средства

О. Харламова, эксперт ПБ

Основное средство устарело, и его нужно списать. Одним из способов ликвидации имущества является демонтаж. О тонкостях учета этой операции наша статья.

Фирма может расстаться со своим имуществом по многим причинам. В том числе из-за физического и морального износа оборудования. Например, когда станок перестает выпускать детали подобающего качества или продукция больше не отвечает современным стандартам. В результате демонтажа остаются материальные ценности, которые можно использовать в дальнейшем. Прежде всего эти действия требуют документального учета.

Оформляем документы

Первоначально, на основании приказа директора, нужно создать специальную комиссию. Она определяет необходимость демонтажа (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). В состав комиссии входят руководитель, главный бухгалтер и материально-ответственные работники. Списание имущества происходит на основании акта по форме ОС-4 или ОС-4а (акт на списание автотранспортных средств). Для групп объектов основных средств заполняют форму ОС-4б. Акт составляется в двух экземплярах: один – для бухгалтерии, другой – для материально-ответственного лица. Документ подписывают члены комиссии и заверяет руководитель организации.

Если детали отправляют на склад, то бухгалтер заполняет приходный ордер М-4, утвержденный постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

На основании акта делается запись в инвентарной карточке по форме ОС-6. Срок хранения этого документа – не менее пяти лет (п. 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Учитываем расходы

Прежде всего необходимо определить, кто будет выполнять работы по демонтажу. Либо фирма сама справится, либо ей придется привлечь стороннюю организацию. Как это отразить в бухгалтерском учете, рассмотрим на примере.

ООО «Монолит» демонтировало два печатных станка. Первоначальная стоимость каждого – 252 000 руб., остаточная стоимость – 21 000 руб., сумма начисленной амортизации – 231 000 руб. Один станок фирма демонтировала своими силами и потратила 10 000 руб. (зарплата – 7400 руб., ЕСН и страховые взносы – 2600 руб.), а другой – с привлечением ООО «Вега», которому заплатила 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Бухгалтер «Монолита» сделал следующие проводки:

Дебет 01 субсчет «Выбытие ОС» Кредит 01

– 504 000 руб. – списана первоначальная стоимость станков;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»

– 462 000 руб. – списана сумма амортизации по двум станкам;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»

– 42 000 руб. – списана остаточная стоимость станков.

Демонтаж печатного станка силами организации бухгалтер отразил проводками:

Дебет 91-2 Кредит 70

– 7400 руб. – списаны расходы на зарплату сотрудников, занятых в демонтаже;

Дебет 91-2 Кредит 69

– 2600 руб. – списаны начисленные страховые взносы и ЕСН.

При демонтаже печатного станка силами сторонней организации в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)

– 15 000 руб. – отражена задолженность за выполненные работы по демонтажу;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– 2700 руб. – выделен НДС по демонтажным работам;

Дебет 60 Кредит 51

– 17 700 руб. – оплачены работы по демонтажу;

Дебет 68 Кредит 19

– 2700 руб. – принят к вычету уплаченный поставщику НДС.

Возьмем данные предыдущего примера.

После демонтажа станков у ООО «Монолит» остались запчасти и металлолом. Рыночная стоимость запчастей на дату списания составила 35 000 руб., а металлолома – 18 000 руб. В учете бухгалтер сделал следующие записи:

Дебет 10 субсчет «Запасные части» Кредит 91-1

– 35 000 руб. – оприходованы запчасти по рыночной стоимости;

Дебет 10 субсчет «Прочие материалы» Кредит 91-1

– 18 000 руб. – оприходован металлолом;

Дебет 99 Кредит 91-9

– 14 000 руб. (42 000 + 7400 + 2600 + 15 000 – 35 000 – – 18 000) – отражен убыток от демонтажа.

Эх, налоги.

В состав внереализационных доходов входит стоимость имущества, полученного при демонтаже (п. 13 ст. 250 НК РФ). Вместе с тем прибыль можно уменьшить на сумму произведенных расходов: недоначисленную амортизацию и расходы на ликвидацию основного средства (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

А вот уменьшить прибыль на стоимость полученных материалов при их дальнейшей реализации или отпуске в производство нельзя (письмо УМНС по г. Москве от 16 августа 2004 г. № 26-12/53720 и письмо Минфина России от 20 июня 2005 г. № 03-03-04/1/7).

Эта ситуация изменится со следующего года. Законодатели решили внести поправки в пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса. Организациям будет позволено включать в расходы при исчислении базы по налогу на прибыль 24 процента от суммы оприходованных материалов.

С возмещением НДС по разборке оборудования – свои нюансы. Если оно будет реализовано или использовано в деятельности, облагаемой НДС, то налог можно зачесть (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). В противном случае эти суммы учитываются в стоимости услуг по демонтажу (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Есть ситуации, когда оборудование стабильно работает, но все рано попадает в демонтаж. Данная операция не является техническим перевооружением или реконструкцией. И, несмотря на это, некоторые бухгалтеры включают расходы по демонтажу в первоначальную стоимость нового основного средства. Эту позицию опровергает письмо Минфина России от 23 июня 2005 г. № 03-03-04/1/29. По мнению чиновников, данные расходы нужно отнести к внереализационным. Первоначальную стоимость имущества они не увеличивают.

Ликвидируем основное средство: расходы на демонтаж и учет оставшихся деталей

В предыдущей статье, посвященной демонтажу ОС, Альбина Островская рассказала о документальном оформлении ликвидации, связанных с ней бухгалтерских проводках и восстановлении НДС (см. «Ликвидируем основное средство: бухгалтерский и налоговый учет»). А в настоящем материале она комментирует проблемы списания расходов на демонтаж, применение вычета по НДС по демонтажным работам и вопрос учета материалов, оставшихся после демонтажа основного средства.

Расходы на демонтаж ОС

В отношении сложных объектов основных средств ликвидация не может осуществляться без предварительного демонтажа. Для проведения работ по демонтажу оборудования обычно приглашается сторонняя компания. Возникает вопрос: можно ли относить на расходы стоимость работ по демонтажу?

Обратимся к подпункту 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Там речь идет о расходах на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и упомянуты «расходы на демонтаж». Поэтому вопрос об отнесении к расходам стоимости работ по демонтажу основного средства не является спорным.

Однако на практике возможны споры относительно момента списания данных расходов в ситуации. Они возникают, когда процесс ликвидации занимает несколько месяцев, а то и лет. Как известно, на стоимость любых работ, выполненных сторонними компаниями, последние составляют акты выполненных работ (если речь идет о строительно-монтажных работах, то акт по форме № КС-2). Именно эти документы и служат основанием для включения стоимости работ в состав расходов для целей налога на прибыль. А датой осуществления расхода на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы является «дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода» (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Но в то же время если расходы на демонтаж являются составляющей расходов на ликвидацию (а последние уменьшают налогооблагаемую прибыль только после завершения процесса ликвидации на основании акта по форме № ОС-4), то можно сказать, что пока ликвидация не закончена, расходы на демонтаж не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль. Именно так и рассуждают многие налоговики на местах.

Отметим, что суды в этом вопросе не выработали единой позиции. Так, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.07.11 № Ф07-6259/11 по делу № А56-49067/2010 судьи встали на сторону налогоплательщика. А вот ФАС Западно-Сибирского округа согласился с налоговиками в том, что до окончательного завершения процедуры ликвидации расходы, возникающие в период ликвидации (например, стоимость работ по демонтажу), не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли (постановление от 26.02.10 по делу № А27-6662/2009). Дополнительным аргументом в пользу ИФНС явились положения статьи 323 НК РФ, которая устанавливает особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом. В этой статье говорится, что учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно, а аналитический учет должен содержать также информацию о понесенных налогоплательщиком расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, в частности расходах, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Таким образом, вопрос о моменте списания расходов на демонтаж основного средства является спорным и во избежание налоговых рисков компания может принять решение списывать эти расходы только после завершения процесса ликвидации. В противном случае доказывать свою правоту, скорее всего, придется в суде. При этом нет гарантий, что спор будет решен в пользу организации.

Вычет НДС по демонтажным работам

Вплоть до октября 2011 года проблемы возникали не только со списанием стоимости демонтажа на расходы, но и с применением вычета НДС по этим работам. Позиция чиновников заключалась в следующем. Демонтаж (ликвидация) основных средств объектом обложения налогом на добавленную стоимость не является. Поэтому суммы налога, предъявленные подрядными организациями по выполненным работам по демонтажу ликвидируемых ОС, к вычету не принимаются. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17.09.10 № 03-07-11/382, от 02.11.10 № 03-03-06/1/682, от 22.10.10 № 03-07-11/420.

Кстати, некоторые суды придерживались такой же позиции. Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 14.05.09 № КА-А40/3703-09-2 суд отметил, что расходы по демонтажу объектов основных средств не связаны с операциями, признаваемыми объектом обложения НДС. Соответственно, общество не имело права предъявлять к вычету уплаченные подрядным организациям суммы НДС. Организация заявила: демонтаж основных средств связан с производственной деятельностью, в том числе путем оприходования полученного в результате демонтажа металлолома для его дальнейшего использования в производстве металлопродукции и ее реализации. А эти операции признаются объектами налогообложения НДС. Однако этот довод не был принят судом. Ведь, как указали арбитры, самостоятельной деловой целью общества был именно демонтаж здания, то есть уничтожение имущества, а не использование металлолома для операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.

Но в 2010 году подобный спор был рассмотрен Президиумом ВАС РФ, который принял решение в пользу налогоплательщиков (см. постановление от 20.04.10 № 17969/09). Президиум ВАС РФ отметил, что пункт 2 статьи 170 НК РФ предусматривает случаи учета сумм НДС в стоимости товаров (работ, услуг). Из данного пункта не следует, что операции по ликвидации объекта основных средств относятся к этим случаям. Таким образом, НДС по демонтажным работам не мог включаться в состав внереализационных расходов, уменьшающих базу, облагаемую налогом на прибыль. Соответственно, этот НДС общество могло принять к вычету. Причем, как отметил ВАС РФ, компания не нарушила условие об использовании ликвидируемого имущества в операциях, облагаемых НДС. Ведь использование объекта основных средств в хозяйственной деятельности имеет комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости и ликвидацию основного средства.

Начиная с октября 2011 года подобные споры потеряли актуальность, поскольку начали действовать поправки, внесенные в главу 21 Налогового кодекса Федеральным законом от 19.07.11 № 245-ФЗ. В частности, изменен пункт 6 статьи 171 НК РФ, где перечислены случаи, когда «входной» НДС при строительно-монтажных работах можно принять к вычету. И если раньше в список входил только капремонт, сборка (разборка) и монтаж (демонтаж), то теперь здесь названа еще и ликвидация объекта. Таким образом, вычет НДС при ликвидации основного средства отныне подлежит вычету на законных основаниях.

Учет материалов, полученных при демонтаже

В процессе демонтажа могут высвобождаться некоторые детали, запчасти и т п., которые можно либо продать, либо использовать — например, при ремонте другого основного средства. Согласно пункту 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств такое имущество необходимо оценить по текущей рыночной стоимости и на дату списания объекта основных средств оприходовать на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 10 Кредит 91
— отражены прочие доходы на сумму рыночной стоимости материалов и иного имущества, полученных при ликвидации ОС.

В налоговом учете стоимость материалов или иного имущества, которое получено при демонтаже или разборке в ходе ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, будет образовывать внереализационный доход (п. 13 ст. 250 НК РФ). Доход следует показывать исходя из рыночных цен (п. 5 ст. 274 НК РФ). Внереализационный доход признается на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Таким документом служит уже неоднократно упомянутый нами Акт о списании объекта основных средств по форме № ОС-4.

А как быть, если эти детали невозможно использовать в производстве или продать, и компания уничтожает (утилизирует) такие детали? Нужно ли включать их в доход? Специалисты Минфина считают, что нужно. В письме от 19.05.08 № 03-03-06/2/58 чиновники разъясняют: при ликвидации основных средств, выводимых из эксплуатации, в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества независимо от их использования или неиспользования в производстве (реализации или для управления организацией).

Читать еще:  Не работает датчик уровня топлива

Если указанные материальные ценности будут в дальнейшем реализованы или использованы в процессе производства продукции (работ, услуг), то в расходы возможно включить их стоимость в соответствии с абзацем вторым пунктом 2 статьи 254 НК РФ. Стоимость рассматриваемых МПЗ определяется как сумма, учтенная в составе внереализационных доходов.

Chevrolet Niva Рабочая лошадка › Бортжурнал › Возврат автозапчасти после установки и эксплуатации

Речь, конечно же идет не о возврате по причине, что не подошла/разонравилась, а по причине неустранимого недостатка/дефекта.
Предыстория такова. Меняя поворотные кулаки и ступицы на новые от «Волгаавтопром», решил также поменять и тормозные диски, т.к. тупо не мог выпрессовать из кулаков старые зондовские ступицы и снять с них диски.
В магазине после осмотра понравились диски АТ. Купился на хорошую внешнюю обработку, выбитый на боковине номер и аккуратно обработанные отверстия.
Также купил, как и положено, новые колесные шпильки.
Стал монтировать волгаавтопромовскую ступицу на диск. Шпильки не шли никак. Затягивал гайками, как положено, по кругу, на полоборота-оборот затягивая каждую. Очень быстро дошел до очень больших усилий, а щель между диском и ступицей по прежнему была еще около 1 мм. Колесные гайки от усилий поплыли. Взял более мощные гайки со шпилек головки москвича, потянул ими. Диск дотянулся. Но после осмотра на нем обнаружилось это:

По диску пошла трещина, причем не по опорной поверхности, а по боковине.
Естественно, эксплуатировать такой диск никак нельзя. Причиной трещины, как я считаю, были неверные геометрические размеры диска, его отверстий под шпильки и неплоскостность. И когда он притянулся к ступице, то создалось напряжение, по направлению силы которого он и треснул.
В итоге я остался с одним треснутым диском со следами установки и одним новым в упаковке. Диски продавались комплектом, 2 штуки в комплекте.
Поехал в магазин сдавать их обратно, т.к. потраченных денег жалко, да и неприятно, когда впаривают откровенный брак.
В магазине условия приема озвучили следующие. Необходимо предоставить:
1.Счёт или наряд из автосервиса на выполненные работы.
2.Сертификат и лицензию автосервиса, дающие право на выполнение данных работ.
3.Рекламационный акт с подробным описанием всех операций, выполненных при установке.
4.Заявление покупателя в свободной форме.

Данную информацию сообщил «менеджер» по телефону. Т.к. день был воскресный и в магазине присутствовали только продавцы, то с самим «менеджером» поговорить не удалось, а продавцам была дана инструкция без этих документов ничего у меня не принимать. Также мной был просрочен срок в 14 дней, с момента покупки, что тоже, по их мнению, не давало мне право на возврат. т.к. магазин дает гарантию 14 дней.
Т.к. ничего, кроме заявления, предоставить я не мог, то вынужден был покинуть поле боя, чтобы получше подготовиться к следующему столкновению.
Продавцы праздновали победу — они отшили покупателя с возвратом.
На следующий день, изучив закон о защите прав потребителей, пришел к следующим выводам.
1. Срок 14 дней устанавливается для возврата товара (не использовавшегося, что для данного случая не подходит) по любой причине, по сути — без объяснения причины.
2. Гарантийный срок не может определяться продавцом, а только производителем. Если гарантийный срок не указан, то он принимается, как общепринятый для данного вида товаров. Т.е. гарантийный срок в 14 дней для тормозных дисков — абсолютный нонсенс и никаким судом или Роспотребнадзором всерьез подобные заявления продавца не воспринимаются.
3. Закон о защите прав потребителей не делает никаких исключений при продаже и возврате автозапчастей (за исключением номерных агрегатов), т.е. вышеописанные требования бумаг от сервиса незаконны. Покупатель может их предоставить по своему желанию для проведения всесторонней экспертизы. Но ни продавец, ни производитель не вправе требовать эти документы.
4. В случае обнаружения в товаре недостатков, возникших не по вине покупателя, факт эксплуатации (использования, установки) товара не имеет значения (в том числе и за пределами гарантийного срока). Товар должен быть принят продавцом и заменен, либо возвращены деньги.
5. Если возникают сомнения в том, что недостаток возник не по вине покупателя, продавец проводит (за свой счет) экспертизу по данному вопросу. Здесь стоит остановиться особо. Обычно продавцы пугают тем, что экспертиза — дело недешёвое, и если выяснится, что покупатель сам виноват — то ему придется заплатить за экспертизу. Это действительно так, однако следует учитывать следующие моменты. Первое: экспертиза производителя товара, или, тем более, поставщика товара, которую обычно и делают продавцы, не является независимой, и оплачивать ее покупатель не обязан при любом ее исходе. Второе: независимая экспертиза в лаборатории — дело долгое, дорогое и хлопотное. В большинстве случаев такая экспертиза просто невозможна в установленный законом 21 день. Поэтому, если цена товара невелика, продавец, как правило, просто не будет с такой экспертизой заморачиваться.
Вооруженный этими знаниями, я накропал писульку примерно следующего содержания:

Руководителю ИП …
Магазин «…»
. область, г…,
ул…,1
Иванова Ивана Иваныча,
… область, г…,
ул…,1.1
телефон +7.
ПРЕТЕНЗИЯ
… апреля 2015 года я приобрел у Вас тормозные диски (комплект, 2 шт.) для автомобиля Шевроле Нива 2123 производителя АТ стоимостью 1388,4 рублей что подтверждается кассовым чеком от …2015 (кассовый чек прилагается к претензии).
. апреля 2015 года в процессе эксплуатации товара в нем обнаружились следующие дефекты: растрескивание опорной поверхности тормозного диска.
В соответствии с преамбулой к Закону «О защите прав потребителей» недостаток товара — несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Приобретенный у продавца товар не соответствует требованиям безопасности при обеспечении автомобильных перевозок, может самопроизвольно разрушиться и привести к аварии с человеческими жертвами.
В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п.5 ст.18 Закона).
Согласно п.5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
В соответствии со ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В соответствии со ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренного статьей 22 настоящего Закона срока продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.
В связи с вышеизложенным, прошу в течение 10 календарных дней с момента получения настоящей претензии:
1. Возвратить уплаченную за товар денежную сумму в размере 1388,4 рублей.
2. В случае выявления необходимости в проведении проверки качества и/или экспертизы, прошу Вас уведомить меня о дате, месте и времени ее проведения, наименовании независимой экспертной организации, предоставить документы о ее компетентности в данной области и квалификации экспертов, с целью обеспечения моего присутствия и проведения объективной независимой экспертизы. Товар для проведения проверки качества/экспертизы будет предоставлен мною лично.
В случае отказа в удовлетворении моих требований я буду вынужден(а) обратиться с жалобой в Роспотребнадзор с целью проведения проверки соблюдения ИП … законодательства о защите прав потребителей, а также в суд за защитой своих интересов, где кроме вышеназванных требований будут выдвинуты иные, в том числе о взыскании неустойки за просрочку удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда, возмещения расходов на оплату услуг представителя и иных судебных издержек.
Кроме того, судом будет взыскан с Вас штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в порядке ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Прошу рассмотреть мою претензию в добровольном порядке.
Приложения:
1. Кассовый чек от …2015
2. Фотография выявленного дефекта

РАСПИСКА В ПОЛУЧЕНИИ ПРЕТЕНЗИИ И ТОВАРА С ДЕФЕКТОМ

ПРЕТЕНЗИЮ И ТОВАР С ДЕФЕКТОМ ПРИНЯЛ ______________________________________________

(Ф.И.О., должность) (подпись)
«____» ______ 2015 г.
м.п.

Приложение
Фотография дефекта (растрескивание опорной поверхности)

С этой бумагой и дисками я пришел в магазин и встретился с менеджером, намереваясь вернуть взад свои деньги. Не тут то было! Менеджер, знойная женщина, мечта поэта, грудью встала на защиту частной собственности хозяина магазина. И ставить диски сам я не имел права, и раз поставил, то всякая гарантия теряется, и диски у меня они согласны принять на экспертизу, но без документов сервиса экспертиза скажет, что я сам виноват. И претензию мою она не примет, потому, что она неправильно написана.
На все мои попытки объяснить, что в претензии я могу написать, что мне эти диски хоть Дед Мороз сломал, это неважно, она все равно должна принять и ответить в срок, если не согласна, был полный отказ.
Пришлось идти на крайние меры. вытащил телефон, включил диктофон, и начал с ней разговор по новой, предупредив, что теперь всё записывается. Представился, сказал где я и зачем пришел, попросил ее представиться и принять претензию.
Она просто ушла. Я был немного в шоке. В магазине, кроме продавцов никого не было, в свидетели непринятия претензии записать было некого. После нескольких безуспешных просьб к продавцам позвать менеджера, я собрался уходить, чтобы вернуться с женой и другими свидетелями и попытаться еще раз передать претензию при свидетелях.
Однако тут менеджер вышла, и объявила мне, что поговорила с начальством, претензию примет, диски не возьмет. Завтра приедет их руководитель, я привезу диски, он посмотрит и примет решение.
В целом это меня устраивало, время, назначенное для этой «экспертизы» дисков, было удобным, в претензии она расписалась с датой принятия. На этом и разошлись.
На следующий день приехал, привёз диски. Приехавший на экспертизу мужик оказался вполне адекватным, не упираясь, сказал, что понимает, что дефект налицо. Однако следы установки есть, поэтому производитель и поставщик будут всеми силами упирать на то, что раскололи при монтаже. Сказал, что попробуют сдать без экспертизы.
На этом всё. Я ушел, через 10 дней позвонили и сказали зайти за деньгами.
Вывод: возврат установленной запчасти совсем не так страшен, как его расписывают продавцы в магазинах. Надо лишь проявить немного настойчивости. Магазин просто не будет себе создавать лишние проблемы из-за копеечных, по их меркам, деталей.

Читать еще:  Автомобильный подъемник ножничной конструкции

Купил бракованную запчасть. Можно ли вернуть деньги?

Миллионы автовладельцев ремонтируют машины либо сами, либо в неавторизованных сервисах. Соответственно, частенько ищут и покупают запчасти для своих машин самостоятельно, не оплачивая наценку. Но не всегда всё идёт гладко. Как защитить свои права, если новая деталь попалась с браком, и чем покупка ШРУСа или стартера отличается от покупки смартфона или кроссовок?

К азалось бы, всё просто. Если товар оказался с браком, то вы, сохранив чек, сдаете его обратно в магазин, забирая деньги, или относите в сервисный центр на ремонт. Этот алгоритм касается большинства типов товаров народного потребления. Чаще всего процедура возврата или гарантийного ремонта проходит относительно безболезненно и быстро, хотя порой приходится и поругаться, и потратить собственное время.

А вот автозапчасти представляют собой весьма специфическую категорию товаров, возврат которых при обнаружении брака весьма непрост…

В случае выявления бракованной автозапчасти продавцы часто оборачиваются из приветливых и услужливых в весьма неприязненно настроенных. И заявляют, что возврат/обмен готовы осуществить, если только деталь устанавливалась в сертифицированном сервисе, который выдаст справку об установке оной. Плюс давят на мозги мантрами про экспертизы, которые придется оплачивать, скорее всего, самому клиенту…

Торговцы прекрасно знают, что покупатель автозапчастей обычно находится в весьма уязвимом положении – в гараже (или в сервисе) на яме или на домкрате раскорячилась его полуразобранная «ласточка», которую кровь из носу необходимо до вечера непременно поставить на ход, ибо наутро на ней ехать на работу. У него чаще всего нет времени на споры, экспертизы, жалобы и тем более – суды. А значит, он поворчит-поворчит, плюнет и откажется от претензий. А то еще и заплатит за второй экземпляр злосчастной детали!

Неужели нельзя как-то иначе? Можно! Но не всё так просто.

Кто сломал запчасть?

Специфика автомобильных запчастей состоит в том, что заводской брак в них редко обнаруживается визуально или тактильно – и тем более, при непосредственной покупке. Если, к примеру, новая помпа, купленная вместо текущей старой, тоже подтекает, или новый генератор не дает зарядки, обнаруживается это после установки их на двигатель. И именно в этот момент и возникает главный потребительский риск.

Если мы говорим о самостоятельном гаражном ремонте, который в нашей стране практикуют миллионы автовладельцев, то стоит признать: квалификация у всех разная. У многих ее нет вовсе, как нет и соответствующего инструмента. Действительно ли запчасть оказалась с заводским браком (что, в общем-то, нередко происходит, когда торгуют товаром бюджетных азиатских брендов), или ее загубил неквалифицированной установкой с применением ржавой кувалды сам покупатель – понять часто невозможно, тем более, что менеджеры в магазине – не эксперты, а лишь продавцы. И нежелание магазинов менять возвращаемую запчасть на новую отчасти объяснимо… Поэтому требование магазина предоставить документ о том, что деталь устанавливалась «сертифицированным автосервисом» — стандартное и вполне законное.

Соответственно, автовладелец, ремонтирующий автомобиль своими руками, откровенно говоря, находится не в самом выгодном положении и плохо защищен в случае, если деталь, купленная им в магазине, оказалась с браком. Устанавливая ее своими руками, он добровольно берет на себя риск неквалифицированного ремонта. А продавец, зная это, волен отказать в замене запчасти, аргументируя это тем, что покупатель мог сам повредить ее при установке. И когда покупатель подаст исковое заявление в суд с требованием возместить ему затраты, последний, скорее всего, не встанет на его сторону. Это, к сожалению, не та ситуация, в которой клиент всегда прав…

Зато с бумагой от автосервиса покупатель имеет гораздо больше шансов доказать, что деталь ему продали изначально бракованную, и он ни в чем не виноват – магазины в таких случаях редко возражают против замены или возврата денег. И тут кроется забавный юридический казус, работающий в пользу автовладельца. Хозяева пожилых автомобилей не пользуются услугами официальных дилеров с их дорогостоящими нормо-часами – а ведь именно с крутым современным техцентром всплывают ассоциации, когда речь заходит о «документе от сертифицированного автосервиса».

Скриншот каталога запчастей ZZap!ru

Однако документом такого типа может являться простой наряд-заказ или акт на выполненные работы, а «сертифицированным автосервисом» может быть даже гаражная починялка «У Ашота» — лишь бы ее владелец был хотя бы индивидуальным предпринимателем, и в перечень его зарегистрированных видов деятельности входил ремонт автомобилей… Понятно, что это ни разу не является гарантией квалификации мастера, и пресловутый «профи» ИП-шник может быть стократ более криворуким, чем сам автовладелец! Но юридически это значения не имеет, несмотря на то, что у многократно проходящих обучение в Германии мастеров дилера Mercedes и у «ИП-шника» Ашота в гараже совершенно разный опыт и техническая база. И первые, и второй являются автосервисами, а значит – профессионалами. Соответственно, поломка запчасти при монтаже от незнания и неопытности – маловероятна.

Экспертиза – за чей счет?

Автозапчасти в магазине можно разделить на две условные категории. Первая – это детали с гарантией от производителя. Они, как правило, хорошо упакованы и снабжены сопроводительными документами — это стартеры, генераторы, насосы, помпы и многие аналогичные узлы и агрегаты. Чаще всего в бумагах, вложенных в коробку, производитель обозначает гарантийный срок, начинающийся либо с момента продажи, либо с момента установки.

Вторая категория – запчасти, обозначенного гарантийного срока не имеющие. К ним чаще всего относится всякая мелочевка типа болтов или пистонов, но такие детали могут быть и весьма крупными и основательными – например, накладка бампера. Вряд ли кто-то будет заморачиваться, если какая-то мелкая и недорогая пластмасска окажется с дефектом — но тот же бампер, если он внезапно и без причин лопнул из-за каких-то внутренних напряжений в некачественно отлитом пластике, уже способен пробить дыру в семейном бюджете. Как быть, если магазин не хочет менять товар и пугает длительными и сложными экспертизами, оплачивать которые якобы должен покупатель?

Закон о защите прав потребителя в своей статье 18 в этой ситуации говорит, что если на запчасть гарантии производителя нет, то бремя доказывания брака лежит на покупателе – ему придется и в автосервисе бумажку об установке взять, и дополнительную экспертизу в сертифицированных автотехнических экспертных организациях проводить за свой счёт. Если брак будет подтвержден, то и расходы на деталь, и стоимость экспертизы должны возместить. Если же на деталь есть гарантийный срок, то уже магазин должен доказать вам, проведя экспертизу, что деталь не была бракованной при покупке, а это вы её загубили, забивая на место кувалдой и с перекосом. В этом случае клиент и никакой компенсации не получает, и экспертизу оплачивает из собственного кармана.

Купил – но не то…

Отдельная история – это ошибка в выборе запчасти. Нашим отцам и дедам в магазине достаточно было сказать «мне нужна помпа на Волгу» или «реле-регулятор на Москвич», и им без затей выдавали искомое — если оно было в наличии, разумеется. Сегодня же дефицит забыт, но ушла и простота: запчасти выбираются по каталогам производителей, и если у вас автомобиль какой-то переходной модели, нетрудно ошибиться. Ошибаются и системы поиска по VIN в интернет-магазинах. В результате вам порой приходит не та запчасть, что вы искали, а продавец отказывается принять ее обратно, апеллируя к правилам, вывешенным на сайте магазина и звучащим примерно так: » Если вы не уверены в выборе, то воспользуйтесь бесплатной помощью консультанта. Если уверены и помощь не нужна – заказывайте, но знайте, что возврат ошибочно заказанной детали невозможен!».

Нежелание магазина принимать назад деталь, купленную по ошибке, незаконно. Существует утвержденный Правительством РФ перечень товаров, не подлежащих возврату продавцу с формулировкой «не подошла» или «не устраивает», и никакие автозапчасти — ни простые, типа болта с гайкой, ни сложные, типа генератора или амортизатора, в него не входят. Поэтому совершенно неважно, кто сделал ошибку в выборе – покупатель, автоматическая система подбора интернет-магазина или продавец-консультант – если запчасть клиенту не подходит, магазин обязан принять ее обратно в течение 14 дней, не считая дня покупки, при наличии товарного или кассового чека.

Но тут есть два важных момента!

Первый – по закону магазин имеет в приоритете не возврат денег, а предоставление той детали, что действительно вам требовалась. Если в наличии ее нет – тогда уже возврат денег. Второй момент – менее приятный. Обмен или возврат денежных средств магазин обязан осуществить, только если не подошедшая запчасть не была в употреблении, сохранен ее товарный вид, потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки. Все это касается в полной мере и УПАКОВКИ.

Увы, разорвав запаянный полиэтиленовый пакетик, в котором зачастую лежит деталь внутри картонной коробки, вы безвозвратно меняете ее товарный вид… А ошибка при выборе чаще всего обнаруживается, когда запчасть полностью распакована, и ее пытаются примерить на автомобиль. Принять деталь с безвозвратно нарушенной упаковкой деталь магазин не может, и тут он в своем праве.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

  • Иванов В.С. | аудитор

О бычно б/у техника приобретается:

  • для использования по прямому функциональному назначению. Чаще временно, так как оставшийся ресурс такой техники все же небольшой;
  • для продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Рассмотрим эти случаи подробнее.

Для временного использования в своих нуждах

При приобретении техники для использования в своих нуждах с последующей возможной разборкой на запчасти приходуем объект на счете 01 (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 г. № 26н).

После чего амортизация в процессе использования техники как основного средства начисляется в обычном порядке. Через некоторое время, когда затраты на возможный ремонт превысят доход, получаемый от эксплуатации данного ОС, принимается решение о его разборке, так как это стало более выгодно экономически.

Далее производим разборку основного средства. Стоимость материальных ценностей, полученных при разборке, можно определить исходя из пропорционального уменьшения их стоимости с учетом начисленной амортизации и количества деталей.

Имеет смысл создать на фирме комиссию по определению возможности использования отдельных узлов, деталей и прочих комплектующих выбывающего объекта ОС и определению их текущей рыночной стоимости по данным сторонних организаций. Например, в виде приказа, который может быть Приложением к учетной политике или одним из ее пунктов (Пример 1).

Приказ о создании комиссии по оценке рыночной стоимости материальных ценностей

Организация приобрела бывший в употреблении шлифовальный станок, уплатив за него 118 000 рублей (включая НДС).

Бухгалтеру следует отразить операцию следующими проводками:

  • Дебет 08 Кредит 60 – 118 000 руб. – оплата поставщику техники;
  • Дебет 01 Кредит 08 – 100 000 руб. – приняли на учет основное средство;
  • Дебет 19 Кредит 08 – 18 000 руб. – учтен НДС;
  • Дебет 68 Кредит 19 – 18 000 руб. – принят к вычету НДС.

Руководство приняло решение о списании шлифовального станка, несмотря на то, что это ОС не до конца амортизируемо. Бухгалтер делает следующие проводки:

  • Дебет 01-2 Кредит 01-1 – 100 000 руб. – списана стоимость ­основного средства;
  • Дебет 02 Кредит 01-2 – 20 000 руб. – списан начисленный износ;
  • Дебет 91-2 Кредит 01-2 – 80 000 руб. – определен результат ­от выбытия основного средства.

Разобрав основное средство, фирма отражает произведенные операции в бухгалтерском учете предприятия:

  • Дебет 91-2 Кредит 60 – 15 000 руб. – расходы, связанные с разборкой ОС;
  • Дебет 19 Кредит 60 – 2 700 руб. – сумма НДС;
  • Дебет 68 Кредит 19 – 2 700 руб. – принят к вычету НДС;
  • Дебет 10-5 Кредит 91-1 – 90 000 руб. – оприходованы запчасти по текущей рыночной стоимости плюс затраты на разборку (15 000 руб. + 75 000 руб. = 90 000 руб.) (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н (далее – ПБУ 5/01), письмо Минфина РФ от 10.09.2007 г. № 03-03-06/1/656).

Рыночная цена по данным пунктов приема металлолома и т.п. составляет 25 000 руб. Соответственно, бухгалтер делает следующую проводку:

  • Дебет 10-6 Кредит 91-1 – 25 000 руб. – оприходован металлолом по рыночной стоимости.

Кроме того, в подобных случаях имеет смысл использовать дефектную ведомость, которая может быть использована как приложение к акту списания (см. Пример 3).

Читать еще:  Цифровой индикатор температуры масла: неполадки и их причины

В налоговом учете появляются внереализационные доходы согласно пунк­ту 13 статьи 250 Налогового кодекса. Доход будет признан на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ), то есть непосредственно в тот момент, когда была проведена ликвидация (письмо Минфина РФ от 19.09.2007 г. № 03-03-06/1/675), что существенно при выведении объекта из эксплуатации и ликвидации в разных налоговых периодах.

Акт следует составить по форме № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств», утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7.

Также следует составить приходный ордер по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а (далее – Постановление № 71а). Приходный ордер является основанием для оприходования материалов, полученных при демонтаже ­ликвидированных основных средств.

Но при учете запчастей (металлолома) в ремонтных работах или при реализации в расходы можно будет списать лишь сумму налога на прибыль (стоимость запчастей х 24%) (п. 2 ст. 254 НК РФ – при учете в ремонтных работах, подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ – при реализации).

В нашем примере 90 000 руб. х 24% + 25 000 руб. х 24% = 27 600 руб.

Данный подход объясняется позицией, согласно которой в расходы принимаются затраты, реально понесенные налогоплательщиком, а в данном случае это как раз налог на прибыль, исчисленный с внереализационного дохода.

Датой расхода в случае использования запчасти в ремонте будет дата передачи материалов в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ). При этом составляется требование-накладная по форме № М-11 (утв. Постановлением № 71а).

В случае реализации (продажи) запчастей расход принимается на дату продажи (ст. 320 НКРФ) и одновременно составляется накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 (утв. Постановлением № 71а).

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не включается в доходы стоимость материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к указанной Конвенции (ратифицирована законом от 05.11.1997 г. № 138-ФЗ).

Также обращаем внимание, что при использовании запчастей в оборотах, не облагаемых НДС (например, гарантийный ремонт), следует восстановить НДС на остаточную стоимость следующей проводкой: Дебет 68 Кредит 19.

В бухучете НДС будет списан проводкой: Дебет 91 Кредит 19.

В налоговом учете он не будет принят в уменьшение налоговой базы налога на прибыль. Возникает постоянное налоговое обязательство, которое следует отразить проводкой Дебет 99 Кредит 68/прибыль (согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль ­организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

В случае использования запчастей в операциях, облагаемых НДС (случаи, рассмотренные выше, – продажа, обычный ремонт техники), налог восстанавливать не требуется.

Приобретение техники для последующей продажи или для разборки на запчасти

При приобретении б/у техники для продажи отражаем ее приобретение по счету 41 «Товары» согласно пункту 2 ПБУ 5/01.

Если с течением времени выясняется отсутствие спроса на данный вид б/у техники, то принимается решение разобрать ее на запчасти и продать по частям или использовать запчасти в ремонтных работах, производимых предприятием.

Согласно ОК005-93 (утв. постановлением Госкомстандарта от 30.12.1993 г. № 301) детали, полученные при разборке, квалифицируем как материальные ценности, так как б/у техника выполняет в данном случае своего рода роль материала для переработки, в результате которой мы получим запчасти.

Поэтому после решения о разборке («переработке») б/у техники ­отражаем ее на счетах бухгалтерского учета как материалы.

Полученные при разборке запасные части следует оприходовать на одноименный счет 10-5 «Запасные части». Согласно пункту 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, цену ­оприходования определяем следующим образом:

Подетально стоимость запчастей можно определить пропорционально исходя из общей суммы деталей, их количества и общей стоимости б/у техники за минусом количества некондиционных деталей.

Организация приобрела технику, бывшую в употреблении. Бухгалтер сделал следующие проводки:

  • Дебет 41 Кредит 60 – 118 000 руб. – оприходование техники;
  • Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб. – учтен НДС.

Организация приняла решение о разборке приобретенной техники. ­Бухгалтер сделал следующие записи:

  • Дебет 10-1 Кредит 41 – 100 000 руб. – отражаем б/у технику как материалы;
  • Дебет 20 Кредит 10-1 – 100 000 руб. – переданы в разборку («переработку»);
  • Дебет 20 Кредит 70, 69… – 35 000 руб. – расходы на разборку ­(зарплата, начисление на зарплату и прочее).

Полученные при разборке запчасти бухгалтер приходует на счет 10-5.

Цена оприходования = 35 000 руб. + 100 000 руб. – 10 000 руб. = 125 000 руб.

  • Дебет 10-5 Кредит 20 – 125 000 руб. – оприходованы запчасти.

Часть деталей после разборки техники оказалась в некондиции.

  • Дебет 10-6 Кредит 20 – 10 000 руб. – оприходованы некондиционные детали.

В данном случае отсутствует внереализационый доход, так как отсутствует безвозмездность получения запчастей. Производится разборка неиспользовавшегося основного средства, поскольку оно было куплено не для использования его по прямому назначению, а для разборки на детали, из которых ОС состоит.

Также следует отметить, что при последующем использовании запчастей (в ремонте или продаже) в расходах налогового учета принимается стоимость оприходования на счете 10-5, то есть в сумме реально понесенных затрат на покупку деталей в составе б/у техники.

Все письма ФНС РФ касаются разборки ОС после их использования на предприятии. В данном же случае происходит покупка по сути дела деталей, которые могли продать оптом (без разборки ОС) или по частям (разобрав ОС).

Следует отметить, что по деталям, которые нельзя реализовать (некондиция), Налоговый кодекс не предусматривает включения их стоимости в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, то есть это будет убыток, покрываемый за счет собственных средств предприятия.

По таким деталям следует составить акт о ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15). Первый экземпляр отдают в бухгалтерию для списания потерь ТМЦ, второй остается в подразделении, третий – ­у материально ответственного лица.

Также необходимо восстановить НДС по этим списанным материальным ценностям, так как они не будут использоваться в операциях, облагаемых НДС, следовательно, вычета по ним не будет (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Если при покупке «входной» НДС по ним был уже принят к вычету, то его необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором списаны реализованные детали. НДС можно определить из пропорции стоимости списанных и проданных материальных ценностей.

Дебет 68 Кредит 19 – НДС на остаточную стоимость (сторно) и далее списать в бухучете проводкой Дебет 91 Кредит 19.

Как и в предыдущем примере, этот НДС не будет учтен в расходах по налоговому учету. Кроме того, здесь также возникает постоянное налоговое обязательство, оформленное проводкой Дебет 99 Кредит 68/прибыль.

В каких ситуациях можно покупать детали от демонтажа?

Минфин России в письме от 21.06.16 № 03-03-06/1/36065 информирует, что в случае, если займ выдается частями (траншами), каждый транш рассматривается как новое долговое обязательство. Поэтому к каждому из них применяют ту ставку ЦБ РФ, которая действует на момент получения денег.

ФНС России: налоговики обязаны предупредить налогоплательщика о блокировке счета за непредставление документов в электронном виде

Налоговики вправе заблокировать банковский счет налогоплательщика, если он обязан представлять налоговые декларации по ТКС в электронном виде, но не обеспечил возможность приема электронных документов от ИФНС в течение 10 рабочих дней. Но, как сообщает ИФНС России в письме от 29.06.16 № ЕД-4-15/11597, при этом инспекторы обязаны за 5 дней предупредить налогоплательщика о намерении приостановить операции по его счетам.

Минфин: когда не штрафуют за несвоевременную уплату налога

В письме от 28.06.16 № 03-02-08/37483 Минфин России информирует, что, если налог не перечислен из-за неправомерных действий, например, искажения налоговой базы, неправильного исчисления и так далее, налогоплательщик получает штраф согласно ст. 122, п 1.

Основное средство на запчасти

Новый собственник планирует использовать часть приобретенного имущества в качестве запчастей к собственным основным средствам аналогичной конструкции.

Зачастую организации используют приобретенное имущество не в том качестве, в котором оно действовало у предыдущего собственника. Взять, к примеру, ситуацию, когда покупатель приобретает объект, который числился у продавца как основное средство. Новый собственник планирует использовать часть приобретенного имущества в качестве запчастей к собственным основным средствам аналогичной конструкции.

В этой ситуации возникает сразу несколько вопросов. Как отразить в бухгалтерском учете эти операции? В какой момент можно зачесть входной НДС со стоимости объекта? Рассмотрим эти вопросы на конкретном примере.

Пример.

Организация покупает имущество, которое числится у покупателя в качестве основного средства. Цель приобретения объекта — использование в качестве запчастей к уже имеющемуся основному средству. Стоимость покупки составляет 118000 руб. (в том числе НДС — 18000 руб.). После приобретения объект был демонтирован силами работников организации. Часть компонентов объекта будет использована в качестве запчастей.

В этой ситуации не имеет значения, в каком качестве объект числился у продавца. Для покупателя важно, на какие цели у него будет направлено приобретенное имущество. В зависимости от назначения объекта и будет зависеть то, на каких счетах бухгалтерского учета нужно отражать купленные активы. На наш взгляд, приобретение объекта, который числился у продавца в качестве основного средства, в учете будет отражено следующими записями:
Дебет 08 Кредит 60
100000 руб.
— учтено приобретенное имущество;
Дебет 19 Кредит 60
18000 руб.
— отражен входной НДС;
Дебет 60 Кредит 51
118000 руб.
— перечислены продавцу денежные средства.

Даже если приобретенное имущество может использоваться покупателем в качестве основного средства, вводить его в эксплуатацию и приходовать на счет 01 «Основные средства» нельзя. Дело в том, что не выполняется одно из условий принятия объекта к учету в качестве основного средства. А именно использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Ведь в нашей ситуации цель приобретения объекта четко определена. И очевидно, что до конца срока полезного использования имущество функционировать не будет.

Итак, организация оприходовала приобретенный объект. Теперь она приступает к его разборке. В нашем случае речь идет о выбытии объекта, который числился в составе капитальных вложений. Стоимость выбывающего имущества списывается в расходы (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Доходом же будет стоимость пригодных к использованию запчастей (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Запчасти, которые будут использованы для ремонта собственных основных средств, нужно учесть на счете 10 «Материалы» субсчет «Запасные части». Они оцениваются по рыночной стоимости (п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Предположим, что стоимость запчастей, полученных от разборки объекта, составила 60000 рублей. Списание стоимости объекта и оприходование материалов после демонтажа объекта отражается следующими проводками:
Дебет 91-2 Кредит 08
100000 руб.
— списана стоимость объекта;
Дебет 10-5 Кредит 91-1
60000 руб.
— учтены запчасти, полученные от демонтажа объекта.

Официальная позиция

В отделе методологии бухгалтерского учета Минфина России считают, что именно таким образом должны отражаться операции по списанию объекта, приобретенного для ремонта собственных основных средств. Организация не может учесть купленный объект в составе основных средств, поскольку не выполняются условия для его признания в этом качестве.

В нашей ситуации также возникает вопрос с входным НДС. По основным средствам налог принимается к вычету после ввода таких объектов в эксплуатацию (п. 1 ст. 172 НК РФ). Кроме того, должны быть выполнены и остальные условия. А именно: от покупателя получен счет-фактура, имущество оплачено и будет использоваться в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). То есть на первый взгляд получается, что вычет входного НДС невозможен. Поскольку в качестве основного средства объект использоваться не будет.

Однако это не так. Как мы уже отметили, для покупателя приобретенное имущество не является основным средством. Таковым оно числилось в учете у продавца. А для нового собственника полученное имущество является товаром или материалом. По такому имуществу НДС принимается к вычету после его принятия на учет. Об этом прямо сказано в пункте 1 статьи 172 НК РФ. Естественно, при соблюдении остальных условий для вычета. Запись в учете будет следующая:
Дебет 68 Кредит 19
18000 руб.
— принят к вычету входной НДС.

Такая проводка делается в момент, когда в учете сделана запись по дебету счета 08 и кредиту счета 60, подтверждающая принятие на учет приобретенного имущества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector