4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт пластиковых лодок и катеров: основные типы

Основные виды ремонта пластмассовых корпусов лодок

За последние годы многие любители водного туризма стали владельцами новых лодок из стеклопластика. По-видимому, пришла пора поподробнее познакомиться с основными видами ремонта пластмассовых корпусов, который в большинстве случаев выполняется владельцами лодок самостоятельно.

Как показывает опыт, типичными повреждениями пластмассовых судов являются пробоины и трещины в корпусе, отрыв набора, переборок, и банок от обшивки, потертости (вплоть до истирания нескольких слоев стеклоткани по днищу), выкрашивание декоративного слоя. Во всех случаях хорошее качество можно получить лишь при соблюдении определенного режима, в первую очередь — температуры и влажности воздуха. Лучше всего ремонтировать лодку в закрытом помещении, в котором можно поддерживать температуру в пределах 16—20° С, а влажность не превышает 65%. В теплый безветренный день возможен ремонт и под открытым небом. При необходимости проведения работ при низких температурах (0—18° С) связующее надо готовить по особой рецептуре, указанной в табл. 1.

Мелкие дефекты — царапины, небольшие трещины, выкрашивание декоративного слоя, раковины и вмятины — можно заделать шпаклевкой с последующим прошкуриванием и подкраской. Прежде всего следует уточнить границы поврежденного места, удалить все отстающие и «размочаленные» участки стеклоткани, если нужно — «раскрыть» трещину или раковину, сняв с кромок фаски острым инструментом. Затем необходимо зачистить весь район повреждения мелкозернистой шлифовальной шкуркой К-37, 5А и т. п., удалить пыль ветошью, обезжирить поверхность уайт-спиритом.

Шпаклевать царапины, мелкие трещины и раковины рекомендуется нитрошпаклевкой НЦ-00-8.

Для заделки глубоких дефектов нужно применять шпаклевку на основе эпоксидной смолы марки ЭД-5: смолы — 100 вес. частей; дибутилфталата (или тиокола 1) — 15 вес. ч.; каолина — 80—100 вес. ч. и полиэтиленполиамина — 12,5 вес. ч. Шпаклевка готовится в строго определенной последовательности. Сначала в эпоксидную смолу вводят дибутилфталат или тиокол и тщательно перемешивают; затем, продолжая перемешивать, добавляют наполнитель — каолин. После тщательного, чтобы не оставалось комочков, перемешивания в сосуд небольшими порциями добавляют отвердитель — полиэтиленполиамин — и снова тщательно перемешивают состав. Шпаклевку рекомендуется готовить в эмалированной посуде и небольшими порциями, чтобы успеть израсходовать ее до начала полимеризации смолы, т. е. в течение получаса. При 20° С эпоксидная шпаклевка встает за 30—40 мин., а полная полимеризация занимает 2,5— 3 часа. После этого можно зашпаклеванное место зачистить шкуркой и подкрасить.

Сквозные пробоины, как и поверхностные разрушения одного или нескольких внешних слоев, ремонтируют накладыванием (приформовкой) нескольких новых слоев стеклоткани, пропитанной связующим (табл. 2).

При ремонте пробоины предварительно нужно выпилить весь поврежденный участок — до здорового, монолитного стеклопластика — и одновременно придать вырезу правильную форму, например прямоугольную со скругленными углами. Затем следует разделать кромки, сняв фаску со стороны заделки отверстия на ширину, равную примерно 10 толщинам корпуса. Теперь остается зачистить район приформовки заплат вокруг пробоины до обнажения текстуры стеклоткани. Поверхности можно зачищать грубым напильником, наждачной бумагой, скребками; пыль обычно удаляется сухой чистой ветошью. Важно, чтобы на зачищенное место не попали капли масла, жира или воды.

Из стеклоткани выкраивают необходимое количество повторяющих форму выреза заплат с учетом того, чтобы каждая из них была больше предыдущей (нижней) с перекроем на сторону около 10 мм. Резать стеклоткань можно острым ножом или обычными портняжными ножницами. Лучше всего использовать стеклосетку СЭ-0-1, стеклоткань сатинового переплетения АСТТ(б)-С2-0, жгутовую ткань — стеклорогожу ТЖС-0,7. Следует иметь в виду, что для образования стеклопластика толщиной 5 мм необходимо наложить 10—11 слоев указанной ткани, 20 слоев стеклосетки или В слоев стеклорогожи. О применимости иных марок стеклотканей (и других клеев) можно прочитать в статье Б. П. Фаворова, напечатанной в №36 за 1972 г.; там же даны рекомендации и по окраске.

Если стеклоткань достать не удалось, для временной заделки пробоины (как и для устранения других дефектов) используйте плотную хлопчатобумажную ткань типа бязи на клею БФ-6 или БФ-2. Разумеется, при таком варианте прочность отремонтированных мест будет ниже прочности основного материала, но за водонепроницаемость можно не опасаться.

Чтобы заплатки не портили вид отремонтированного судна, их обычно ставят изнутри корпуса. Снаружи к обшивке на время работы прижимают изогнутый по обводу кусок фанеры или картона, покрытый разделительным слоем (например, целлофан): он будет служить своего рода шаблоном при заполнении отверстия стеклопластиком.

На зачищенную поверхность обшивки по краям выреза кистью наносят связующее и затем укладывают в определенной последовательности все заготовленные заплатки. Ткань можно пропитывать связующим до укладки или непосредственно при укладке на место. Нельзя допускать появления воздушных пузырей между слоями. Их удаляют проглажи-ванием резиновым шпателем или простукиванием торцом жесткой кисти. Все слои должны быть хорошо пропитаны связующим: для контроля за его расходом укажем, что связующего должно идти столько же (по весу), сколько и стеклоткани.

Отремонтированные места после полного отверждения связующего (обычно через 1—3 дня) зачищают скребком и шкуркой, при необходимости шпаклюют и окрашивают.

При заполнении стеклопластиком хотя и не сквозных, но сравнительно глубоких наружных повреждений необходимо изнутри подкрепить ремонтируемый участок корпуса, приклеив 2—4 слоя стеклоткани с перекроем относительно границ наружной заделки до 150—200 мм по всему периметру.

Окрашивать отремонтированные места можно только после полного (без «отлипа») отверждения связующего.

Перед окраской все поверхности зачищают шкуркой для придания шероховатости, улучшающей адгезию, удаляют пыль и обезжиривают поверхности кистью, смоченной в уайт-спирите. Для более быстрого высыхания уайт-спирита обшивку можно протереть сухой ветошью.

Неровности и незначительные выбоины шпаклюют шпаклевкой ЭП-00-10 под пентафталевые эмали ПФ-115 или ПФ-223, либо нитрошпаклевкой НЦ-00-8 под краски типа НЦ-25.

Описанный порядок работ сохраняется и при выполнении приформовки оторваашихся деталей набора или банок. Для этой цели используют полосы стеклоткани шириной 60—150 мм, выкраиваемые с перекроем кромок каждой нижней, ранее уложенной полосы. Места приформовки также тщательно зачищают для обеспечения хорошей адгезии вновь накладываемого материала с основным материалом корпуса.

Ликвидировать образовавшийся зазор между соединяемыми элементами чаще всего удается простым прижатием с помощью грузов, клина или рычага; а ряде случаев приходится его заформовывать, закладывая жгут стеклоткани на смоле. Оторванные от обшивки присоединительные полки (образовавшиеся во время приформовки при постройке лодки) следует удалить — вырубить — на всей длине ремонтируемого участка.

Общая толщина слоев приформовки присоединяемых узлов должна быть примерно равна толщине самого присоединяемого элемента. Если ремонтируется участок отрыва переборки от обшивки, следует там, где это возможно, приформовку производить с обеих сторон переборки.

При работе с полиэфирными и эпоксидными смолами необходимо выполнять ряд предосторожностей. Кожу рук нужно защитить резиновыми перчатками или защитной мазью (мазь Силесского, ХИОТ-6, ИЗД-1 и т. п.). В случае попадания смол или отверждающих добавок на кожу их снимают ватным тампоном, смоченным в спирте или ацетоне, а затем промывают теплой водой с мылом.

При попадании связующего в глаза необходимо срочно промыть их водой или 2%-ным раствором питьевой соды и обратиться к врачу.

При зачистке стеклопластика нужно избегать попадания пыли в дыхательные пути, а глаза защищать очками.

Особо отметим, что, приготовляя связующее, в полиэфирную смолу всегда сначала вводят и тщательно перемешивают нафтенат кобальта, затем гипериз; эти две добавки ни в коем случае не должны вступать в контакт — иначе произойдет взрыв!

Ремонт пластиковых лодок

Ремонт пластиковых лодок позволяет поддерживать плавсредство в пригодном для использования состоянии. Плавсредство может получить трещину, пробоину, вмятину. Трещины, сколы судно получает при неаккуратной швартовке. Любой вид повреждения владелец может заделать своими руками.

Наши работы под ключ

Изготовление под заказ

Пример Fish5boat GT50

(работы были выполнены под заказ)

В работе важно подобрать материал:

Шпаклевка

Крупные повреждения требуют более основательного ремонта. Незначительные трещины, чаще всего, возникают на декоративном слое. Их достаточно зашпаклевать.

Для ремонта лодки из пластика необходимо использовать шпаклевку, содержащую стекловолокно. Такое средство обладает повышенной эластичностью. Перед работами основу необходимо обработать и обезжирить.

Шпаклевку наносят несколько раз. Дождавшись высыхания первого слоя, поверхность зашкуривают. Затем средство наносят еще раз. Зашпаклеванный корпус можно загрунтовать и покрасить.

Для работ можно применять однокомпонентную нитрошпаклевку. Ею можно покрывать дерево, металл. Она подойдет для обработки незначительных трещин.

Новый проект «Лодка на прокачку» от GTS

Интерактивная модель стоимости общих работ

Установка вспомогательной швартовочной утки (накладная/врезная) — 1000/2000 руб.

Носовая часть катера

1. Установка электрического мотора на носовую часть катера — 12000 руб.
2. Установка врезной якорной лебедки на носовую часть катера (включая уст. роульса, якоря с фалом/цепью, джойстика Д.У.) — 16000 руб.
3. Установка накладной якорной лебедки на носовую часть катера (включая уст. роульса, якоря, джойстика Д.У.) — 15000 руб.
4. Дополнительное усиление носовой площадки/планшира- 5000 руб.
5. Установка радиоуправляемого фароискателя- 7000 руб.

Читать еще:  Что такое коробка передач робот

Установка кормовой лесенки для подъёма из воды- 5000 руб.

Модуль подзарядки / система отопления

1. Установка модуля подзарядки вспомогательных аккумуляторных батарей от береговой линии 12/24V — 220V — 8000 руб.
2. Установка дизельной/бензиновой системы отопления — ‘Webasto’ — 30000 руб.

1. Замена рулевого редуктора на редуктор с регулировкой руля по высоте — 5000 руб.
2. Замена тросового управления основного мотора на гидравлическую систему — 18000 руб.

1. Установка эхолота-картплоттера (1-н транцевый датчик с применением фторопластовой пластины) — 9000 руб.
2. Установка эхолота-картплоттера с функцией структур-сканера (2-а транцевых датчика с применением фторопластовых пластин) — 16000 руб.
3. Установка модуля эхолота или структур-сканера с подключением к навигатору — 3000 руб.

Установка врезной машинки газ/реверс- 5000 руб.

Установка мотора стеклоочистителя ветрового стекла — 7000 руб.

1. Замена/установка аналогового измерительного прибора — 2500 руб.
2. Замена/Установка электронного измерительного прибора- 2500 руб.
3. Установка стереосистемы с 2-мя аудиодинамиками — 8000 руб.
4. Установка стереоосистемы с 4-мя врезными аудиодинамиками — 10000 руб.
5. Установка усилителя стереосистемы — 6000 руб.
6. Установка врезной/накладной розетки автомобильного типа 12V — 15000 руб.
7. Установка дополнительного выключателя на консоль капитана/пассажира — 5000 руб.

Крепления для кресла/стола

Установка крепления на палубу для мобильного кресла/стола- 4000 руб.

Держатель для удилища

1. Установка накладного держателя для удилища (планшир катера) — 2000 руб.
2. Установка врезного держателя для удилища (планшир катера) — 2500 руб.

1. Установка фильтра/сепаратора для 1-го мотора — 3500 руб.
2. Установка системы очистки палубы катера забортной водой под давлением — 16000 руб.
3. Установка выключателя массы- 3500 руб.

1. Установка дополнительного выносного транца для вспомогательного мотора — 5500 руб.
2. Установка электрического мотора на транец катера с эл. подготовкой — 5000 руб.

1. Установка мотора (в стоимость установки мотора входит: установка машинки газ/реверс, подключение к рулевой системе, подключение к приборам катера, заправка маслом, тестирование мотора, подключение к общему топливному баку, стационарное крепление):
— мощностью до 90л.с — 15000 руб.
— мощностью от 90л.с до 175л.с. — 20000 руб.
— мощностью от 175л.с до 250л.с. — 24000 руб.
2. Демонтаж подвесного мотора — 10000 руб.
3. Установка транцевого лифта для подвесного мотора — 16000 руб.
4. Установка гидравлического усилителя SeaStar Power Assist — 12000 руб.

Изготовление и нанесение стандартных номерных знаков на борт катера — 4000 руб.

Окрас лодки — от 50000 руб.

Нанесение графического изображения на борт катера (на клеящейся основе) — от 5000 руб.

Гелькоут

Жидкое средство наносят тонким слоем на стеклопластик. Покрытие защищает лодку от внешнего воздействия и придает глянцевый блеск. Гелькоут наносят на небольшие повреждения. Разводить средство необходимо небольшими порциями. После сгущения средство становится не пригодным.

Стеклоткань

В продаже встречаются различные виды стеклоткани, которые имеют разную толщину:

  • Стеклосатин.
  • Стеклосетка.
  • Стекломат – представляет рубленное стекловолокно.

Стеклоткань используют для устранения небольших повреждений. Для работ с крупными пробоинами на лодке применяют стекломат. Во время ремонта необходимо следить, чтобы ткань была чистая и сухая. Иначе на пластиковой поверхности образуются пузыри.

  • Перед продажей стеклоткань обрабатывают парафином. Для его удаления используют фен. Чтобы удалить парафин с большой площади, необходимо прокипятить стеклоткань около 20 минут. Ткань высушить после кипячения.
  • При ремонте пластиковых лодок чаще всего используют ткань со средними нитями.
  • Стеклоткань бывает из витых и целых волокон. Если такую ткань встряхнуть, то из нее посыпятся кусочки стекла.
  • Процедуру желательно делать в местах, где отсутствуют люди. Предохранять лицо и руки от попадания стеклянной стружки.
  • Стеклоткань продают в рулонах, листами, лентами. Ее можно купить в строительном магазине.
  • Материал перед использованием нужно обезжирить. Для этого его следует сполоснуть в растворителе.
  • Если при ремонте требуется материя больших размеров, то поверхность размещают горизонтально.

Сообщества › Стеклопластик › Блог › Ремонт катера

Доброго всем времени суток! Прошу совета опытных людей, уже два года как приобрели стеклопластиковый катер с-55 производства Спб, есть мелкие недочеты по корпусу и продавлена снегом крыша рубки, руки все не дойдут до ремонта, поскольку опыта работы в этой сфере нет)) Имеется эпоксидная смола (марку точно не знаю) и ткань для теплоизоляции теплотрасс, но она пропитана какой-то водотталкивающей пропиткой. Красить планирую полиуретаном, тут проблем нет, есть и камера и оборудование, поскольку занимаемся ремонтом авто. Вопрос в правильном ремонте недочетов, Рубке планирую придать форму профилем 10*10 для создания дополнительной жесткости и проклеить в пару слоев, а по ремонту трещин по краям точно не знаю как поступить. Советовали выбрать болгаркой и по нарастающей кусками заклеить, правильно ли это? Очень буду благодарен за любые советы)

Смотрите также

Комментарии 51

Т10-14 и с верху мат и все

В хорошем состоянии вообще выглядит красиво)

Сходи на сайт журнала «Катера и яхты», читай в разделе стеклопластик . Там и журнал профильный, и люди водоплавающие. Здесь тоже верно пишут, но хуже не будет. Про материал корпуса нужно точно узнать из чего он-полиэфирная смола и эпоксидная разные по типу, и меж собой сцепляются лишь механически, со всеми вытекающими минусами. Что бы потом не переделывать-читай, сравнивай информацию и снова читай. Тут могут обмануть не со зла, а по незнанию. Вот и ты например марку смолы своей не знаешь)!

Нет принципиальной разницы в адгезионных свойствах уже полимеризовавшегося полимера.

не хочу спорить про КТРы Юнги прочие лабутены, если вам не принципиально- комбинируйте смолу послойно. Я советовать этого не буду.

Сходи на сайт журнала «Катера и яхты», читай в разделе стеклопластик . Там и журнал профильный, и люди водоплавающие. Здесь тоже верно пишут, но хуже не будет. Про материал корпуса нужно точно узнать из чего он-полиэфирная смола и эпоксидная разные по типу, и меж собой сцепляются лишь механически, со всеми вытекающими минусами. Что бы потом не переделывать-читай, сравнивай информацию и снова читай. Тут могут обмануть не со зла, а по незнанию. Вот и ты например марку смолы своей не знаешь)!

Спасибо за совет, я со всех источников и собираю информацию, чтобы не окарать)

Первым делом поставь катер на стапель или телегу (твоя тоже сойдет), наполни корпус подкрашенной водой (зелёнка и т.п.), расстели бумагу под ним. Ищи протечки, если они есть.
На нос лучше сделать накладку из металла, обязательно установить привальный брус, ибо пластик хрупкий.
Рубку укрепить алюминием в виде каркаса.
Возле капитана установить стекло, не поликарбонат, т.к. будет необходимо ставить дворник, и поликарбонат за царапается. Остальные стёкла можно и поликарбонатом.
Управление следует продублировать за рубкой, установив высокие сидения. Из рубки обзор как у танкиста.
Если нос крепкий, то можно сделать выход на палубу, установить леерное. Для этого обязательно покрытие палубы должно быть цепким (шершавым).
Не видно что там с кормой, но я бы сделал выносной транец для мелкого мотора. Пригодится для троллинга или как аварийный двигатель. На вёслах не уйдёшь.
Обязательна установка 2х водооткачивающих помп.1 с датчиком, другая без.
На бок катера вывести топливозаливную горловину.
Время подумать о стационарном движке, крепления опоры и т.п.
Не забудь про отверстия для проводки, швартовых уток, рым для буксировки чего нибудь и т.п. их лучше до покраски сделать.
Про стеклоткань с парафином тебе уже написали и про эпоксидку тоже.
Старайся не слишком сильно увеличивать вес.

Корпус не бежит, низ вообще целый, не придумал как укрепить нос металлом для причаливания в каменистый берег, других вариантов на Телецком озере нет. Стационар родной м8чспу. Про транец тоже думали, на корме лесенка и алюминиевые штуки, вроде крылышек в продолжения дна, к сожалению, названия из не знаю)) Баки сделаны по бортам с горловинами штатно. Рымы есть и на носу и на корме, возможно, буду кататься на вейке за ним. Спасибо за советы

Крылышки — транцевые плиты. Должны быть регулируемые дистанционно — лучший вариант для глиссирования.

не регулируются, прикручены наглухо к корпусу, вроде бы уже самоделка, с завода не должно быть их

Первым делом поставь катер на стапель или телегу (твоя тоже сойдет), наполни корпус подкрашенной водой (зелёнка и т.п.), расстели бумагу под ним. Ищи протечки, если они есть.
На нос лучше сделать накладку из металла, обязательно установить привальный брус, ибо пластик хрупкий.
Рубку укрепить алюминием в виде каркаса.
Возле капитана установить стекло, не поликарбонат, т.к. будет необходимо ставить дворник, и поликарбонат за царапается. Остальные стёкла можно и поликарбонатом.
Управление следует продублировать за рубкой, установив высокие сидения. Из рубки обзор как у танкиста.
Если нос крепкий, то можно сделать выход на палубу, установить леерное. Для этого обязательно покрытие палубы должно быть цепким (шершавым).
Не видно что там с кормой, но я бы сделал выносной транец для мелкого мотора. Пригодится для троллинга или как аварийный двигатель. На вёслах не уйдёшь.
Обязательна установка 2х водооткачивающих помп.1 с датчиком, другая без.
На бок катера вывести топливозаливную горловину.
Время подумать о стационарном движке, крепления опоры и т.п.
Не забудь про отверстия для проводки, швартовых уток, рым для буксировки чего нибудь и т.п. их лучше до покраски сделать.
Про стеклоткань с парафином тебе уже написали и про эпоксидку тоже.
Старайся не слишком сильно увеличивать вес.

Читать еще:  Автомобили opel — модельный ряд автомобилей опель

Можно взять пенетрант и проявитель, очистителем является тряпка.Запыляем сначала пенетрантом, чистим тряпкой, наносим проявитель.Все микротрещины покажет, любой осмос покажет.Как сделать пенетрант и проявитель в домашних условиях-в инете.

уже бегло пробежался, систему работы пенетранта понял, спасибо

Можно взять пенетрант и проявитель, очистителем является тряпка.Запыляем сначала пенетрантом, чистим тряпкой, наносим проявитель.Все микротрещины покажет, любой осмос покажет.Как сделать пенетрант и проявитель в домашних условиях-в инете.

Интересная штука. Нужно взять на вооружение.

Можно взять пенетрант и проявитель, очистителем является тряпка.Запыляем сначала пенетрантом, чистим тряпкой, наносим проявитель.Все микротрещины покажет, любой осмос покажет.Как сделать пенетрант и проявитель в домашних условиях-в инете.

Если вас не затруднит, ткните носом где почитать про изготовление пенетранта и проявителя. Не могу найти(

В Кемерове есть человек, который это сделает за Вас и лучше Вас.Это большая работа, по своему опыту знаю.Отдав в работу другому человеку, сэкономите здоровье, нервы и деньги.

Хочу сделать сам, тем более, есть время и месчо для этого)

Тогда стоит полиэфиркой, т.к. из нее и сделан твой корабль.И выкини свою стеклоткань.Либо вымачивай в растворителе.

Я потому и попросил совета, что не хватает знаний)) Про полиэфирку уже понял, ткань попробую обжечь в печи

Тогда стоит полиэфиркой, т.к. из нее и сделан твой корабль.И выкини свою стеклоткань.Либо вымачивай в растворителе.

Ткань действительно проще выкинуть. Ей и толщину на ремонтных местах замучаешься набирать.

ВНИМАНИЕ!
8 И 9 ИЮНЯ РАБОЧИЕ ДНИ
С 11 ПО 17 ИЮНЯ РОЗНИЧНЫЙ МАГАЗИН РАБОТАТЬ НЕ БУДЕТ.

Это не сколько статья, сколько знания полученные на практике в форме заметок

Ремонтом пластика я начал заниматься еще в спортивные времена. Когда в моменты запоев мастера вся база носила ко мне в ремонт сначала весла, а потом и лодки. Так как лодки били часто, то у меня была хорошая возможность эмпирическим путем получить много полезных знаний. Каковые потом активно применялись при ремонте корпусов мотолодок, катеров и яхт.

Основными материалами при ремонте пластиковых корпусов являются эпоксидные смолы и различные стеклоткани.

Эпоксидных смол на свете существует великое множество. В основном они все весьма стойки к внешним воздействиям после отверждения. Но как всегда то, что самое лучшее — не найдешь. Или стоит оно как чугунный мост. Опыты показали, что для обычные бытовые компаунды ЭДП и ЭКФ, а также автомобильная эпоксидная шпаклевка (суть тоже какой-то из ЭКФ) вполне пригодны для ремонта корпусов. Главное чтоб был соответсвующий отвердитель. ЭКФ после отверждения дает более пластичный слой. Всякие промышленные компаунды, из разряда «два ведра эпоксидки и ведро отвердителя» тоже годятся, но для ремонта они обычно нужны не в таких количествах в каких их обычно прут с заводов. И бывают зело токсичны. Можно аллергию получить, а можно получить отравление по типу БОВ кожно-нарывного действия плавно переходящее в экзему.

С эпоксидкой лучше всего работать на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении и в медицинских перчатках.

В идеале эпоксидка разводится с отвердителем по инструкции. Но опыты показали, что если хорошо размешать, то компаунд схватится и с малым количеством отвердителя. Только схватываться будет долго. И слой будет пластичнее. Соответственно и наоборот. Однако чем больше отвердителя, тем тверже и хрупче слой.

Иногда для рабты нужен компаунд с наполнителем. На самый худой конец в полевых условиях можно использовать даже сухой мелкий песок. Но лучше купить или иным способом поиметь молотую слюду или серебрянку. Не дуйте в серебрянку. Вам же будет хуже.

Если влить в смолу отвердитель не от нее, можно получить кучу проблем. Обычно смола чуть нагревается при добавлении отвердителя. Но в моей практике было и выделение какого-то вонючего дыма и возгорание и просто вонища.

Некоторые сорта эпоксидки прекрасно плавятся после отверждения при температуре

150 градусов. Этим можно воспользоваться если надо удалить компаунд с негорючего материала.

Если компаунд подогревать при полимеризации, то он схватыается быстрее. Вспоминаем фен.

Если надо придавить поверхность покрытую компаундом, то достаточно положить сверху лист целлофана, полиэтилена, а лучше фторопласта.

Стеклоткань бывает разная. Я не специалист по маркам. Поэтому буду объяснять «на глаз». При ремонте в основном нужна ткань со средним размером нитей. Желательно с «косым» или сатиновым плетением. Но и обычная, с «домотканым» переплетением тоже пойдет. В редких случаях нужна стеклодерюга или стеклорогожа. По толщине нитей они одинаковы. Отличаются переплетением. Для тех случаев, когда нужна толстая стеклоткань переплетение пофигу.

Стеклоткань которая нам нужна должна быть из витых нитей. Из цельных волокон не пойдет. Если ее встряхнуть, то из нее не должно вылетать облако кусочков стекла. Такую операцию как втряхивание большого куска стеклоткани лучше делать там где нет людей. По ветру. И задержав дыхание. Не дай бог эту гадость вдохнуть или натрясти себе или кому еще в глаза.

Стеклоткань идет в листах, рулонах и лентах. В листах это большой дефицит. То есть каждый кусок заделан со всех сторон. Рулон заделан только с двух сторон. В принципе лента — тот же рулон, но узкий. Обычно идет с самым удобным косым переплетом, но редко попадается шире 5 см.

В настоящее время стеклоткань различных марок довольно часто продаётся в обычных магазинах стройматериалов. Также можно купить стеклоткань в различных строительных организациях, например, занимающихся прокладкой теплотрасс. Ну или договорится с теми мужиками, которые эту теплотрассу обматывают.

Для работы стеклоткань должна быть сухой и обезжиренной. В полевых условиях быстро высушить стеклоткань можно хорошо прокалив ее на листе или в ведре. Гореть она не будет. Над костром лучше не сушить. Не дай бог прокоптится. Обезжиривается стеклоткань путем полоскания ее в любом растворителе.

Стеклоткань необходимо пропитать, прежде чем куда-то лепить. Пропитывать нужно путем многократного погружения заготовки в разведенный компаунд. После каждого погружения или «замешивания» в компаунде необходимо заготовку отжать. Например протянув ее между двумя плотно сжатыми палками, трубками, пальцами и т.п.

Корпус перед ремонтом должен быть чист, сух и обезжирен. В местах ремонта разумеется. в некоторых случаях требуется длительная сушка. Лучше техническим феном. Но и фен любимой жены и обычный домашний тепловентилятор тоже пойдет.

Типовые повреждения пластика:

  1. повреждения декоративного слоя
  2. трещины корпуса
  3. «полупробоины»
  4. пробоины
  5. разошедшиеся «углы»
  6. раковины
  7. все это вместе

Повреждения декоративного слоя — мелкие повреждения. Царапина не повреждающая слой насквозь просто грунтуется грунтом ГФ или эпоксидкой без наполнителя. Зашлифовывается и закрашивается. Сквозная царапина , даже если неглубоко задет сам корпус зашпаклевывается компаундом с наполнителем. Зашлифовывается и закрашивается.Если декоративный слой отстает, то его надо слущить до того места, где он крепко сцеплен с корпусом.

Внутри корпуса обычно просто красят. Это так. На заметку.

Никогда не обрабатывайте края пробоин. Пусть они лучше махрятся. Крепче будет.

Там, где у нас ляжет стеклоткань корпус должен быть зачищен по первого с этой стороны родного слоя стеклоткани так, чтоб этот слой чуть замахрился. Пусть даже местами и порвался. Это лучше всего делать крупной шкуркой намотанной на брусок из дерева, пробки или мелкопористого пенопласта.

Лист стеклоткани надо клеить так, чтоб края были приглажены и не попадали на краску или декоративный слой.

Читать еще:  Дэу нексия - электросхема

При работах лучше не торопиться. И заранее придумать как поставить корпус в нужное положение. Бо удобнее всего что либо делать если рабочая площадь горизонтальна. А если есть необходимость приклеить большой кусок стеклоткани, то единственный способ положить его как надо — это разместить поверхность горизонтально или близко к горизонтали.

Трещины на плоскостях корпуса вещь редкая. Основной их источник — падения корпуса ли наезды на препятствия в холодную погоду. Поэтому если у вас появились трещины на покрытии это скорее всего трещины на покрытии. По хорошему их надо вскрыть. Облущить и заделать как описано выше. Но мелкие трещинки можно просто, просушив корпус, промазать эпоксидкой. Если действительно треснул сам корпус, то необходимо аккуратно снять декоративный слой с каждой стороны трещины. Примерно на 3 см с каждой стороны трещины. Зачистить внутри и снаружи корпус до чистой стеклоткани. Чтоб стеклоткань чуть замахрилась. Трещину высушить. Потом приложить максимум усилий, чтоб натолкать внутрь трещины эпоксидки. Обычно это делается так: надо хорошо нажать сначала с одной стороны, чтоб трещина раскрылась. Промазать. Потом повторить с другой стороны. После этого совместить края и зафиксировать на пуансоне или распорками. Вырезать полосу стеклоткани и пропитать ее компаундом. На все зачищенное место наложить пропитанную полосу. С обеих сторон. Тут самое важное, не допустить пузырей и складок. Впоминаем про медицинские перчатки, то бишь руки и валик. Валик можно сделать из старого аэрозольного баллончика. Или просто баллончиком или бутылкой прикатать от середины к краям. Ждем пока все это застынет. Шлифуем. Покрываем еще одним слоем эпоксидки. Шлифуем и красим.

Полупробоина — мерзкое повреждение. Это пролом в корпусе при котором кусок пластика остается большей частью прикрепленным к корпусу. Не лоскутом, а именно большей частью. В общем мерзость. Обчищаем с обеих сторон. Потом прикидываем, удастся ли поставить кусок на место. Обычно это удается при небольших проломах. Если шансов никаких не наблюдается, то лучше убрать кусок. Получить нормальную пробоину и заделать как описано ниже. Если сам кусок поврежден, то тоже надо его удалить.Но можно попробовать вправить. Промазываем компаундом все поверхности.Со стороны направления удара при проломе ставим хороший упор. Желательно с прокладкой из толстой резины. С другой стороны киянкой аккуратно ставим кусок на место. Точно на место не получится никогда, но надо постараться. В результате с одной стороны получаем вмятину, с другой выпуклость. На выпуклость сразу ставим пропитанный кусок стеклоткани. И фиксируем распоркой или грузом. Когда все полимеризуется, начинаем обрабатывать вмятину. Смолой с наполнителем шпаклюем. После застывания шлифуем. Клеим пропитанный лист. Шлифуем. покрываем тонким слоем. Шлифуем и красим.

Для хорошей заделки пробоины надо сделать пуансон. Например из пенопласта. Это необходимо для того, чтоб не нарушить обводов. Лучше если это будет пуансон по внешним обводам. Это как раз случай, когда нужна толстая стеклоткань. Обрабатываем края. То есть снимаем краску и слегда замахряем родную стеклоткань. Из стеклодерюги вырезаем несколько заплат, с минимальным (3-5мм) перекрытием покрывающих дыру. Количество слоев подобрать на глаз из расчета, что толщина пакета должна соответствовать толщине корпуса. Ставим пуансон. Вклеиваем заплаты послойно. Каждый слой досушивается до полуполимеризации смолы. И никаких пузырей. После этого изнутри корпуса: шлифуем, клеим еще один слой, шлифуем, второй слой, шлифуем, покрываем слоем чистой смолы, шлифуем, красим. Снаружи кладем один слой и так же обрабатываем.

Разошедшиеся углы клеятся аналогично заделке трещин. Но лучше всего для них использовать именно ленту. Углы в транце желательно ставить на кницы. Кницы изготавливаются из фанеры или бак-фанеры. Тщательно подгоняются по углу сопряжения. Сначала вклеивают саму кницу. Потом ее обклеивают стеклотканью. Для примера: на транец Ладоги-2 было поставлено на стыки с бортами по две кницы со стороной 100мм. На стык днища по три с каждой стороны. Разумеется все места прилегания стеклоткани тщательно зачищаются до первого родного слоя.

Мерзее раковин никто еще ничего не придумал. Раковина в слоистом пластике это или заводской брак. Или это результат попадания между слоями корпуса воды. Это обычно возникает в результате повреждений внешних слоев. После пары зимовок замерзающая вода распирает слои. Если эта раковина ближе к внутренней стороне, то можно предположить, что и вход в нее изнутри. На такое повреждение лучше забить. Если это ближе к внешней стороне, то ее надо обязательно заделать. Основная проблема — раковину очень трудно просушить. поэтому чтоб не ждать месяц на солнышке раковину нужно вскрыть. Со стороны попадания в нее воды сверлим отверстие

8-10 мм. Глубиной до попадания в полость. Проволокой или любым другим тонким и гибким предметом определяем истинные размеры раковины. Ножом или «коготком» из ножовочного полотна вскрываем раковину. Делаем достаточно широкий, до 5 мм. разрез вдоль самого большого размера раковины. Возможно несколько параллельных разрезов. Есши ширина раковины больше 100-120мм Через разрез сушим феном. Потом внутрь шприцем загоняем как можно больше компаунда. Самое главное, раковину нужно потом по всей ее площади зажать в какой либо пресс. Или распоркой и подпоркой. Или струбциной с большим охватом. Или грузом. Ну и любимый процесс шпаклевки шлифовки и покраски после полимеризации.

Как сделать лодку из стеклопластика самостоятельно?

Лодка из стеклопластика завоевала популярность своей долговечностью и надежностью. Стеклопластик обладает рядом значимых преимуществ перед другими материалами. Собрать судно можно быстро и без особых затрат. Лодка из стеклопластика своими руками – бюджетный и достойный вариант для поездок на рыбалку.

Предназначение и поэтапное изготовление

Пластиковое маломерное судно предназначено преимущественно для рыбалки. Его можно также использовать для водного туризма, спортивного направления. Условия эксплуатации лодки на воде: волна не более 60 см высотой, сила ветра – до 4 баллов по десятибалльной шкале. Судно из стеклопластика – это прекрасная альтернатива надувным лодкам.

На первом месте среди плюсов стоит прочность, которая превосходит данный показатель алюминиевой лодки того же класса. Такое судно прослужит долго, при должном уходе – до 20 лет.
Корпус из стеклопластика имеет отличную гидродинамику и форму, обладает высокими физико-химическими свойствами. Ремонт вполне осуществим своими руками. Одним из наиболее важных преимуществ пластиковой лодки является возможность ее изготовления в соответствии со своими желаниями.

Стеклопластик – единственный материал, позволяющий самому создать форму любой сложности. Самостоятельное конструирование днища дает возможность оснастить его реданами любой конфигурации. Можно добиться максимальной эффективности ходовых качеств судна, расположив реданы в наиболее подходящих местах. Кроме того, по дизайну самодельная лодка будет отражением характера ее владельца.

Существует метод изготовления самодельной лодки из фанеры и стеклопластика, когда пластик используется лишь для наружного покрытия лодки. Но эта технология не оправдывает себя. Лежащий под пластиком слой фанеры быстро набирает влагу, что увеличивает вес судна. Происходит быстрое разрушение фанеры из-за воздействия микроорганизмов и процесса расслоения, ведь по прочности фанера значительно уступает пластику.

Как сделать лодку? Аккуратно соблюдая все правила, даже новичок сможет осуществить эту задачу. Технологический процесс простой и бюджетный. Корпус судна создается за счет пропитанного полимерным составом армирующего наполнителя.

Материалы и чертеж

Сырьевые материалы, используемые в качестве армирующего наполнителя при изготовлении каркаса:

  • основа корпуса, борта – ровинговые стеклоткани TP-07, TP-03, TP-056;
  • локальное укрепление отдельно взятых участков – конструкционные стеклоткани T-11, T-13.

Стеклоткань бывает разных видов по типу плетения, размеру нитей. В основном выбирают «косое» или сатиновое плетение. Нити должны быть витыми. Продается материал в виде листов, рулонов, ленты.

Стеклоткань продается пропитанной жирным составом. Чтобы ткань лучше пропитывалась связующим, замасливатель следует удалить при помощи бензина, уайт-спирита или ацетона. Обезжиренную ткань просушивают около 2-4-х часов на воздухе.

Для склеивания армирующего материала понадобится смола. В отрасли судостроения используется три разновидности смол: эпоксидные, винилэфирные, полиэфирные. Наиболее важные характеристики смол при строительстве стеклопластиковой лодки из любого типа волокна – это адгезия и пропитываемость.

Дешевым вариантом является использование полиэфирной смолы, позволяющей создать цельный элемент из стеклопластика за одну операцию. Можно применить смолу TM Ashland. Для создания декоративного, с защитными свойствами покрытия корпуса, понадобится гелькоут. Также потребуется фанера толщиной не менее 1,2 см, обладающая влагостойкостью.

Изготовление лодки невозможно без наличия грамотного чертежа. Проектирование будущего плавсредства можно осуществить с помощью программы Автокад. Сначала создается 3D модель, затем схемы шпангоутов, выкроек. Готовые чертежи берутся на специализированных сайтах, в интернете. Теперь можно начинать делать стеклопластиковую лодку своими руками.

Изготовление корпуса

Раскрой ткани осуществляется отрезанием полотен, соответствующих длине корпуса. Полотна для укладывания вдоль ватерлинии и киля, не должны иметь стыков. Если произойдет удар о препятствие, то материал в этом месте способен задраться, а затем отслоиться. Следует оставлять припуски при раскрое по кромкам для укладывания внакрой. Чтобы сшить куски стеклоткани для получения необходимой длины, можно использовать стеклянные нитки, выдернутые из кромки материала, либо пропитанные олифой льняные.

Слой стекловолокна равномерно покрывается связующей полимерной смолой. Для этого рекомендуется пользоваться прикаточным валиком. Пузырьков воздуха необходимо избегать, так как оставшиеся в некоторых местах пустоты ослабляют конструкцию. Далее укладывается следующий слой стеклоткани по аналогичной схеме. Можно наносить до пяти слоев стеклопластика. Для получения более красивого верхнего слоя рекомендуется использовать специальный «верхний» стеклопластик.

Силовой каркас и пол

Чтобы усилить корпус необходимо проложить три деревянных бруска вдоль формы, которые затем покрывают двумя слоями стекловолокна. Монтаж шпангоутов производят через каждые 30 см, также нанося на них стеклоткань.

Необходимо создать двойное герметичное дно, делающее лодку непотопляемой даже в случае переворачивания. Пол обшивается фанерными листами с влагостойкими свойствами. Готовый пол покрывается парой слоев из армирующей ткани, с обязательной пропиткой полимерной смолой. Составу дают полностью высохнуть.

Завершающий этап

Остается извлечь готовую лодку из формы, обрезать припуски, зашлифовать поверхность, смонтировать крышу и брус для защиты бортов. Можно сделать также дополнительные элементы: сидения, весельные крепления, ящички. Используя стеклопластик, своими руками можно изготовить любые необходимые аксессуары для судна. После этого приступают к покраске.

Аналогичным методом изготавливаются своими руками катера из стеклопластика. Конечно, чертеж и конструкция катера сложнее, чем лодки, и усилий потребуется больше. Зато стоимость самоделки обойдется вполовину меньше, чем такого же готового судна.

Ремонт

Ремонтировать катер из стеклопластика или лодку требуется при возникновении типовых повреждений:

  • дефекты декоративного слоя;
  • трещины в корпусе;
  • пробоины и полупробоины;
  • расхождение углов;
  • раковины.

Основные материалы для ремонта: стеклоткань, эпоксидные смолы. Начиная ремонт, рекомендуется расположить поврежденное место ближе к горизонтальному уровню. Поверхность должна быть чистой, сухой, обезжиренной. Может потребоваться фен, технический или бытовой. Перед началом заделки дефектов стеклоткань необходимо обезжирить, прополоскав в растворителе, и хорошо высушить.

При аварийном ремонте не стоит сушить ее над костром, так как образуется копоть. Перед укладкой на повреждение стеклоткань пропитывается в разведенном компаунде (полиэфирной или эпоксидной смоле), после чего отжимается протягиванием между двумя палками. Место ремонта нужно зачистить крупной шкуркой до стеклотканевого слоя, сделав его слегка махровым.

Устранение повреждений

Мелкие повреждения в виде царапин заделываются эпоксидной смолой без наполнителя или грунтом. Царапину сквозного типа убирают методом шпаклевания компаундом с наполнителем, после чего обработанное место остается зашлифовать и закрасить.

Мелкие трещины достаточно замазать эпоксидной смолой. Если треснул корпус, то с обеих сторон повреждения снимается декоративный слой до стеклоткани. После высушивания ее заполняют эпоксидной смолой. Для этого нажимают с каждой из сторон трещины, давая ей раскрыться, и промазывают. После этого края совмещают, фиксируют. Сверху, с обеих сторон, накладывают пропитанную компаундом полосу стеклоткани. После застывания место ремонта шлифуют, покрывают слоем смолы, снова шлифуют и красят.

Полупробоина характеризуется проломом с оставшимся куском пластика. Если пролом небольшой, то нужно вправить торчащий кусок. Для этого необходимо обработать компаундом все поверхности. При помощи упора и киянки кусок ставится на место, при этом с одной стороны образуется выпуклость, а с другой – вмятина. На выпуклое место укладывается стеклоткань с пропиткой, фиксируется грузом. После полимеризации полупробоина шпаклюется смолой с наполнителем. Дальнейшие действия, шлифовка – укладка пропитанного листа, повторяются дважды. Затем осуществляется шлифовка и покраска.

Пробоина заделывается с помощью пенопластового пуансона, желательно по внешним обводам. Из толстой стеклоткани делаются несколько заплат с допусками от 3 до 5 мм, так, чтобы толщина пакета соответствовала толщине корпуса. После установки пуансона вклеиваются заплаты. Алгоритм дальнейших действий тот же, что и в предыдущих случаях.

Расхождение углов устраняется аналогично заделке трещин, но берется стеклоткань в виде ленты. Раковина является самым неприятным видом повреждения. Иногда это дефект производства. Она может образоваться между слоями из-за попадания воды, которая распирает слои в зимнее время. Для ремонта понадобится вскрыть раковину, просверлив отверстие до попадания в полость.

Затем делается широкий разрез (до 5 мм) в месте ее наибольшего размера. Вскрытая полость просушивается феном, заполняется компаундом при помощи шприца. Обработанная раковина зажимается в пресс. Затем совершается привычный алгоритм шпаклевки, шлифовки и покраски.

Стеклопластик является прекрасным материалом для изготовления лодок и катеров, доступным в применении. Изготовленные своими руками стеклопластиковые лодки получаются долговечными и прочными, легкими в ремонте. Следует учитывать, что компоненты используемых в работе материалов не безопасны для здоровья. Необходимо работать в резиновых перчатках, защитных масках, очках, в хорошо проветриваемом месте.

Ремонт стеклопластиковых корпусов

Предполагаем, что специалистам мы не советчики, поэтому ниже приведем только основы ремонта, которые будут полезны обычным пользователям катеров, лодок и яхт.

Многие слышали слово «осмос», но мало кто знает, что это такое. Забегая вперед, скажу, что неспециалистам бороться с ним бесполезно. Чтобы представить масштаб требуемой работы по избавлению от осмоса, нужно знать, сколько стоит 1 кв.м. ремонта, например, в США. Эта сумма 1500 долларов. Да, именно столько, именно за 1 квадратный метр. Сумма хорошо отражает величину проблемы, которую может доставить осмос. Поэтому просто опишу, что такое осмос. Это может пригодиться, например, при покупке корпуса б/у.

Осмос внешне проявляется как вздутие гелькоута, может выглядеть как чешуйки откалывающегося гелькоута. Происходит это из-за процесса гидролиза в ламинате (стеклопластике) под гелькоутом.

Любой гелькоут не является абсолютно непроницаемым для воды. Вода проникает под гелькоут, вступая во взаимодействие с полимеризованной полиэфирной смолой (и ее не связанными частицами). Начинается процесс гидролиза. Выделяющиеся при этом продукты больше по объему, чем поступившая вода. В результате из-за простого конфликта объемов (поступило под гелькоут меньше, выделилось больше) начинается разрушение, в первую очередь, гелькоута и, соответственно, ламината (хотя и в меньшей степени). Как уже говорилось, бороться с этим процессом простыми способами невозможно. Тем, кому не перехотелось, попытаемся объяснить, почему.

Обычно, при виде внешних признаков осмоса, решение по борьбе с ним принимается легко. Ошкурить, сняв чешуйки или вскрыв пузырьки, загрунтовать или покрасить, как вариант — покрыть гелькоутом (образованные еще перед покрытием гелькоутом наносят специальный барьерный слой — грунт, призванный не пропускать воду в ламинат). На самом деле, это лишь борьба с внешними признаками, а покрытие краской или, того хуже, барьерным слоем только усугубляет проблему. Потому что процесс гидролиза не остановлен. А поскольку продуктам гидролиза нужно куда-то деваться, на поверхности корпуса опять появятся вздутия. Если подходить правильно к ремонту поврежденного осмосом корпуса, нужно снять весь гелькоут и поврежденный слой ламината. Далее восстановить пластик (нанесением необходимого количество слоев пластика) и покрыть корпус гелькоутом.

Некоторые специалисты утверждают, что при выдержке корпуса в сухом теплом месте более 3 лет (без эксплуатации на воде) процесс гидролиза останавливается. Лучший результат будет при снятом предварительно гелькоуте (гелькоут снимается не вышкуриванием, а срезанием специальной машиной).

Лучше, конечно, такой корпус не иметь. Но если уж имеете, а желания превратить ваш катер в монумент из золота нет, вот несколько советов о том, как бороться с осмосом или продлить время жизни поврежденного корпуса.

Удалите поврежденные участки гелькоута осенью, сразу после подъема корпуса из воды. Выдержите корпус максимально долгое время в сухом теплом месте (до весны). Если сняли часть ламината, нанесите соответствующий слой пластика (применяя полиэфирную смолу и стекломат), далее нанесите гелькоут. Гелькоут ошкуривается в несколько этапов, последний из которых — применение шкурки с зернистостью 800, потом полируется. Если ваш корпус был поврежден осмосом сильно, добавьте в гелькоут стирол — от 10 до 15 процентов (это больше, чем максимально рекомендуемые производителем 5%). Стирол при испарении из нанесенного гелькоута оставит вместо себя микропоры (большие по размеру, чем микропоры гелькоута, нанесенного при постройке). В результате вы продлите срок службы пластика за счет создания возможности беспрепятственного удаления продуктов гидролиза из ламината (во всяком случае более свободного, чем до ремонта). Т.е. при выполнении косметического ремонта пораженного осмосом корпуса нужно заботиться, чтобы корпус «дышал» (как это ни странно, многие, наоборот, стараются законопатить осмос намертво).

Теперь о вещах попроще. Практически все знают, что современные пластиковые корпуса производятся путем выклеивания в формах открытым способом. Процесс производства упрощенно выглядит так. В форму наносится гелькоут, далее наносится полиэфирная смола, укладывается стекломатериал (стекломат, стеклоровинг), пропитывается, затем наносится следующий слой стекломата и т.д. до получения требуемой толщины. При процессе формования производители укладывают стекломат (полотно из нарезанных волокон длиной примерно 50 мм, хаотично расположенных) и плетеный ровинг (холст, образованный простым плетением из длинных цельных стеклонитей) в определенной последовательности. Делается это для того, чтобы корпус получил требуемую жесткость в нужных направлениях. Я это описал для того, чтобы при необходимости большого ремонта это было учтено.

Непосредственно о ремонте. Как правило, требующийся ремонт — это латание царапин, потертостей (часто по килю), маленьких пробоин, дыр и восстановление части корпуса после атаки на бетонный пирс или чего-нибудь подобного. Обо всем по-порядку.

Царапины лечатся заполнением их гелькоутом (здесь и далее предполагается, что ремонтирующий примерно представляет процесс обращения с обьектом ремонта — что нужно взять шкурку, зачистить, обезжирить и т.д.). При нанесении гелькоута не забывайте, что гелькоут не затвердевает сразу сам по себе. До внесения в него катализатора добавьте 5% раствор ваксы (приобретается там же, где и гелькоут). Если гелькоут будет правильно разведен и нанесен, на следующий день вы сможете зашкурить и отполировать поверхность. При мелких сколах, потертостях разделайте поврежденное место (если требуется восстановление толщины пластика), вырежьте заплатки из стекломата и нанесите их на поврежденное место, пропитывая полиэфирной смолой. Далее нанесите гелькоут.

С пробоинами чуть сложнее. Если позволяет толщина, разделайте поврежденное место, снимая меньшую толщину пластика наружу от пробоины и большую внутрь. Восстановите пластик вырезанными из стекломата заплатками (от меньшего размера в центре пробоины к большему размеру). Перед заклеиванием убедитесь, что пластик в том месте, где вы его разделали, сухой. Если толщина в месте пробоины мала, пробоина граничит с жесткостью внутри корпуса или состояние старого ламината вызывает у вас сомнения (пропитан водой, маслом, дизельным топливом, крошится и т.п.) — поступите следующим образом. Постарайтесь высушить, обезжирить, срезать весь разрушенный ламинат как снаружи, так и изнутри корпуса. Разделайте пробоину изнутри и снаружи (ступенчато снимая пластик от пробоины наружу — обычно разделывается наружу от пробоины до размера в 7-9 толщин пластика). Нанесите заплатку сначала внутри, потом снаружи. Бывает, что место пробоины недоступно изнутри корпуса. Тогда (после наружной разделки) внутрь заводится небольшой кусок пластика, надрезанный для возможности его завести внутрь (сам тонкий лист пластика можно получить, отформовав его предварительно на стекле). Лучше, если вы этот кусок предварительно промажете полиэфирной смолой с каким-либо наполнителем (например, с мелом, алюминиевой пудрой или даже мелкими опилками). Притянув этот кусочек пластика снаружи, дождитесь полимеризации смолы. Далее наносите наружную заплатку, которая теперь будет держаться в том числе и на заведенном внутрь пластике с хорошей адгезией.

Пробоины большие, как правило, ремонтируются с восстановлением части корпуса. Часть корпуса восстанавливают либо с применением внутренних закладных деревянных деталей, либо заводя, как было выше описано, внутрь корпуса пластиковые пластины. Тут нужно помнить, что восстанавливая часть обшивки, вы восстанавливаете не только герметичность корпуса, но и прочность. Поэтому при разделке пробоины обратите внимание на то, как чередуются слои стекломата и ровинга. Желательно сохранить эту последовательность.

Встречаются и такие повреждения стеклопластиковых корпусов, через которые люди заходят внутрь, не наклоняясь. Лучше такой ремонт доверить специалистам. Но бывает и так, что таких специалистов в месте эксплуатации судна попросту нет. Тогда ремонт можно выполнить двумя способами. Первый способ заключается в изготовлении внутри корпуса деревянных шпангоутов, возможно связанных продольными связями, и закрытия места пробоины тонкой фанерой (не выступающей по своей глубине за прежнюю обшивку из стеклопластика). Далее наносится стеклопластик (с чередованием стекломата и стеклоровинга) до восстановления требуемой толщины. Второй способ заключается в изготовлении фальшкорпуса из фанеры (листы фанеры крепят снаружи по краям пробоины шурупами к пластику), далее на этой фанере изнутри (предварительно на фанеру наносится разделительный слой из специальной ваксы) выклеивают несколько слоев пластика. Потом фанеру снимают, с фанеры снимают пластиковую деталь, имитирующую часть обшивки. Эту деталь механически крепят на место пробоины и далее восстанавливают толщину пластика.

Всегда после восстановления пробоин лучшим решением будет нанесение гелькоута, даже несмотря на то, что с ним труднее работать, чем с обычной краской (которая, к тому же, не требует ошкуривания и полировки).

Покупая материалы для ремонта, обязательно проконсультируйтесь о правильном их применении. Если вам не смогли грамотно объяснить, как развести и нанести полиэфирную смолу, гелькоут, какие стеломатериалы применить для ремонта — не покупайте их в этом месте вообще. Не для того, чтобы выказать свое неудовольствие продавцам, а потому, что вам трудно будет работать с такими материалами.

Если у вас возникли вопросы по ремонту стеклопластика, напишите нам письмо. Надеюсь, мы будем в состоянии дать вам полезный совет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector