1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем нужен тахограф?

Для чего нужен тахограф в автомобиле?

С 1 апреля 2014 года статья 11.23 КоАП РФ обязала водителей нескольких категорий автотранспорта оснастить свои технические средства специальным устройством — тахографом.

Что это такое, зачем его устанавливать и какие функции выполняет тахограф — узнаете из нашего материала.

Что это такое?

Тахограф — специальный измерительный прибор, контролирующий движение машины в пути. Это небольшое устройство регистрирует и сохраняет важнейшие показатели, такие как:

  • скорость движения;
  • маршрут;
  • соблюдение ПДД;
  • режим труда и отдыха.

Внимание! По правилам, водитель транспортного средства, оснащённого тахографом, обязан каждые 4 часа останавливаться и отдыхать не менее 40 минут.

Первоначально назначение тахографа ограничивалось рамками сохранения жизни и здоровья водителей, а также для сокращения случаев ДТП. Сегодня цели установки данного прибора расширились.

С помощью тахографа фиксируется скоростной режим, средняя скорость, периоды работы водителей. Прибор даёт возможность пресекать нарушения скоростного режима и чрезмерную усталость экипажа.

В соответствие с международным договором ECTP, въезд на территорию стран Евросоюза автотранспорта, поставленного на учёт в ГИБДД после 16 июня 2010 года и не оборудованного цифровыми тахографами, запрещён.

Установленный на российский автомобиль тахограф открывает доступ на территорию всего Евросоюза.

В России с 01.04. 2014 г. наличие тахографа является обязательным условием для всего колёсного транспорта, принадлежащего юрлицам и индивидуальным предпринимателям.

Из чего состоит и как работает тахограф?

Принцип работы всех тахографов, как правило, одинаков:

  1. Любой прибор содержит датчик скорости, позволяющий фиксировать скорость движения автотранспорта и оставленное позади расстояние.
  2. Второй важный элемент тахографа — аккумуляторная батарея, за счёт которой ведётся учёт данных.
  3. Третий компонент — бортовое устройство, контролирующее режим работы и отдыха водителя, а также оптимальную скорость.

Виды тахографов

Тахографы производятся двух типовых размеров:

  • круглые (устанавливаются в гнездо спидометра);
  • приборы радиоформата (устанавливаются в гнездо автомагнитолы).

По типу различают тахографы:

  • цифровые;
  • аналоговые (электронно-механические).

Последняя разновидность была распространена только на заре появления прибора. На сегодняшний день они считаются устаревшими, поскольку не содержат средств криптографической защиты информации; такой тахограф при желании можно легко обмануть.

Современный мир постепенно переходит на цифровые приборы, и в России с 2020 года планировалось запретить к использованию аналоговые тахографы. Однако изменения в законодательстве наступили гораздо раньше.

10 февраля 2016 года агентство Росавтотранс опубликовало письмо, согласно которому с 01.07.2016 г. в России запрещается эксплуатация тахографов аналогового образца. При этом аналоговым будет признан любой прибор, не оборудованный криптозащитой.

Цифровые тахографы фиксируют всю информацию во встроенной памяти. Полученные сведения надёжно защищены от несанкционированного доступа, поэтому обмануть такой прибор почти невозможно.

Попытки получить доступ к информации будут зарегистрированы прибором, и водителя незамедлительно привлекут к ответственности.

Доступ к памяти цифрового тахографа можно получить только с помощью специальных карт, которые бывают 4 видов:

  • личная карта водителя (для работы на автомобиле);
  • карта мастерской, в которой обслуживают тахограф;
  • карта транспортной компании;
  • карта инспектора (для плановых проверок).

Какие тахографы разрешены к установке в России?

Тахограф, устанавливающийся на российских автомобилях, должен соответствовать требованиям, предъявляемым Приказами Минтранса №36 и №348.

Согласно новым данным, с 1 июля 2016 года допустимо устанавливать 2 разновидности тахографов:

  • приборы отечественного производства с блоком СКЗИ;
  • европейские приборы (ЕСТР).

Далее — список тахографов, прошедших сертификацию соответствия.

Марки российских приборов:

  • ШТРИХ-ТахоRUS SM;
  • КАСБИ DT-20M;
  • Меркурий ТА-001;
  • VDO DTCO 3283;
  • ТЦА-02НК ;
  • Drive 5 и Drive Smart;
  • EFAS V2 RUS.

Европейские:

  • VDO DTCO 1381 и SE5000 (Великобритания);
  • EFAS 4 (Австрия).

Установка тахографа на ТС осуществляется только по требованиям ГОСТа Р 53831-2010. Заниматься этим должны компании, имеющие соответствующий сертификат.

Монтаж устройства осуществляется специалистами поэтапно:

  1. Активация устройства.
  2. Установка.
  3. Калибровка.
  4. Проверка исправности.

На какие машины нужен тахограф в России?

Установка тахографов и дальнейшее их использование предполагается лишь в том случае, если автомобиль используется в целях коммерческой деятельности.

Частные лица, перевозящие свои грузы по стране, не подлежат тахографическому контролю. Однако люди, занимающиеся частными перевозками, зачастую тоже пытаются получить с машины коммерческую выгоду.

В этом случае тахографы должны быть оснащены специальным режимом работы АУТ. Включать его необходимо, если автомобиль не зарегистрирован в качестве коммерческого автотранспорта.

Тахографическому контролированию подлежат следующие виды транспорта:

  • автобусы, оборудованные более 8 мест;
  • грузовые автомобили, транспортирующие опасные грузы;
  • грузовые машины, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.

Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, за отсутствие или нерабочее состояние тахографа в указанных видах автотранспорта предусмотрены административные взыскания:

  • на должностное лицо фирмы-перевозчика — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на водителя – от 1 000 до 3 000 рублей;
  • на юрлицо — от 15 000 до 30 000 рублей.

На каких авто не нужен тахограф?

В перечень исключений входят следующие группы ТС:

  • автобусы, передвигающиеся в рамках городских и пригородных маршрутов;
  • троллейбусы;
  • военный автотранспорт;
  • автомобили внутренних органов;
  • трактора и погрузчики;
  • самоходные средства;
  • ТС старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок;
  • учебные ТС;
  • спецтехника (автокраны, эвакуаторы, пожарные автомобили, машины скорой помощи, пожарные автомобили, ТС коммунального хозяйства; машины дорожных служб, бетононасосы, автобусы для ритуальных услуг, бетононасосы, дома на колесах, передвижные телестудии и пр.).

Проверка тахографов

Если сотрудник дорожной полиции остановил автомобиль, на котором должен быть установлен тахограф, он вправе проверить следующее:

  1. Установлен ли тахограф и правильно ли он подключён.
  2. Имеются ли повреждения на защитной пломбе.
  3. Как работает прибор.
  4. Личную карту водителя и её показания.
  5. Соблюдает ли нормы маршрута водитель.

Мониторинг производится посредством именной карты сотрудника ГАИ, вставляемой в считыватель прибора.

Как использовать цифровой тахограф?

При работе цифрового тахографа водителю необходима личная карта, которая представляет собой формулятор с внедрённым микрочипом.

Карта выступает инструментом контроля над всеми действиями водителя по маршруту. Карточка является действительной 3 года, затем следует переоформление.

Чтобы правильно использовать цифровой тахограф, для начала необходимо изучить инструкцию по эксплуатации прибора и ознакомиться с режимом работы и отдыха водителей.

Алгоритм действий при пользовании цифровым тахографом:

  1. С самого начала рабочей смены водитель обязан вставить свою карту в слот цифрового тахографа чипом вверх. При правильной вставке на дисплее отобразятся данные собственника карты. Если прибор не читает карту или выдаёт её обратно, нужно срочно обратиться в сервисный центр, обслуживающий тахограф, для выявления причин неисправности.
  2. Если прибор исправлен, то после ввода данных водитель начинает движение, при этом тахограф автоматически регистрирует режим вождения.
  3. Во время остановки машины водитель обязательно проверяет текущий режим деятельности. После выключения ключа зажигания тахограф автоматически переходит в режим отдыха.
  4. По окончании смены водитель обязан вынуть свою карту, нажав на соответствующую клавишу.

Управление ТС, оснащённым цифровым тахографом, не допускается без карты водителя. Использование чужой карты также запрещено.

Тахограф – это современное контролирующее устройство, которым целесообразно оснастить любую машину. В завершение статьи — несколько важных выводов:

  • ТС принадлежит юрлицу — тахограф должен быть!
  • ТС принадлежит индивидуальному предпринимателю — прибор должен быть!
  • ТС принадлежит физлицу, а управляет им частный предприниматель — тахограф необходим!
  • ТС принадлежит физлицу, который осуществляет перевозку пассажиров или грузов, – наличие тахографа обязательно!

Что такое тахограф и для чего он нужен в автомобиле

Работа водителем зачастую сопряжена с повышенными нагрузками для организма человека. Современные российские реалии вынуждают представителей этой профессии проводить за баранкой длительное время. Такой режим работы самым пагубным образом отражается на безопасности вождения и нередко приводит к печальным последствиям, как для водителя, так и для остальных участников движения.

Эта проблема, по мнению компетентных служб, должна была решиться с внедрением нового технического оснащения, обязательного для отдельно взятых категорий транспортных средств. Речь идёт о тахографе – устройстве, позволяющем отслеживать основные параметры автомобиля на протяжении всего пути следования.

Еще в 2014 вступил в силу закон, в соответствии с которым, водители ТС указанных категорий обязаны повсеместно использовать данное устройство регистрации. В случае нарушении указанного постановления, владелец ТС будет привлечен к административной ответственности.

Зачем нужен тахограф в автомобиле

Первоначально, внедрение тахографа в повседневную практику связывали с улучшением условий отдыха и труда водителей. Одна из первостепенных задач сводилась к тому, чтобы свести к минимуму статистику ДТП с участием водителей, нарушающих установленный режим.

Тем не менее, это далеко не единственное назначение представленного прибора. С его помощью становится возможным отслеживать различные важные эксплуатационные показатели.

С помощью данного бортового прибора осуществляется мониторинг:

  • нарушений ПДД;
  • следования по установленному маршруту;
  • режима труда и отдыха водителя;
  • скорости передвижения ТС.

Стоит отметить, что наличие данного устройства, по заверениям экспертов, гарантирует большую безопасность, как для водителя, так и для пассажиров. Ссылаясь на установленные правила и нормы, водитель не имеет права управлять ТС более 4 часов подряд.

Спустя положенное время, ему рекомендуется отдохнуть не менее 40 минут. Таким образом, если машина оборудована тахографом, водитель едва ли станет нарушать положенные нормы и подвергать жизни пассажиров опасности.

Кроме этого, с помощью тахографа производится отслеживание скорости движения ТС. Такая функция позволяет существенно повысить степень контроля и выявления злостных нарушителей скоростного режима.

Виды приборов

По мере появления тахографов, представленные устройства претерпевали различные изменения. Если раньше большая их часть относилась к аналоговому типу, то сейчас на смену им пришли более совершенные и компактные цифровые устройства.

Тахографы, в зависимости от способа исполнения делятся на два вида:

  • круглые (монтируются на место штатного спидометра);
  • прямоугольные (монтируются в штатное место автомагнитолы).

В настоящее время, аналоговые приборы полностью вытесняются цифровыми. Такая тенденция, прежде всего, связана с низким уровнем точности механических тахографов.

Начиная с 2016 года в России запрещается использование аналоговых тахографов любой марки. При этом под аналоговым подразумевается любой прибор, лишенный криптозащиты.

Тахографы цифрового типа прочно вошли в нашу жизнь. Они позволяют хранить большое кол-во информации, благодаря встроенному блоку памяти. Получить несанкционированный доступ к имеющейся в нём информации не представляется возможным, в связи с высоким уровнем защиты.

Любые попытки вмешаться в работу устройства влекут за собой административное наказание в виде штрафа. При работе с цифровым тахографом используется идентификационная карта. Она представляет собой пластиковый носитель личной информации водителя.

Существует 4 разновидности подобных карт:

  • персональная карта шофера;
  • специализированная карта (для сотрудников сервисных центров, обслуживающих устройство);
  • карта транспортной фирмы;
  • карта сотрудников ГИБДД (для проведения контрольных действий).

Представленные карты выдаются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.

Устройство и принцип работы

Тахограф, внешне, ничем не примечательный прибор, особенно в случае с прямоугольной версией. Тем не менее внутри он начинён, как говорится, по последнему слову науки и техники. Более доскональное его изучение позволяет выделить ряд его функциональных органов и узлов.

Читать еще:  Гироскутер, купить ховерборд недорого, где купить мини-сигвеи, гироборд по низкой цене

  • дисплей и клавиши управления;
  • термопринтер;
  • сканирующее устройство;
  • модем;
  • датчик перемещения.

На дисплее тахографа отображается вся необходимая информация. Клавиши предусмотрены для ввода пин-кода и активации соответствующих функций. Термопринтер выводит на бумагу все отчетные данные о поездке. Считывающее устройство служит для распознания пластиковых носителей информации.

С помощью модема реализуется функция передачи данных абоненту сети сотовой связи по GPRS. Датчик движения позволяет регистрировать данные о скорости и пройденном расстоянии.

Один из ключевых компонентов любого тахографа – блок СКЗИ. Его назначение в общих чертах сводится к зашифровыванию всех регистрирующихся данных устройства.

Кроме этого, представленное аппаратное устройство предоставляет избирательный вывод информации. Иными словами, система, в зависимости от заложенных параметров работы, определяет, какие сведенья следует выдавать в каждом конкретном случае.

Указанный прибор активируется сразу после запуска двигателя. После этого вступают в работу все системы и датчики устройства.

Правила установки

Установка тахографа осуществляется исключительно в специализированных сервисных центрах и мастерских. При этом вышеобозначенные учреждения должны иметь лицензию ФСБ и отметку Минтранса. В противном случае, велика вероятность некорректной установки указанного прибора со всеми вытекающими последствиями.

Кроме этого, в случае поломок или выхода прибора из строя, перевозчик лишается гарантийного ремонта, и устранять неисправность ему придётся из своего кармана.

Перед монтажом тахографа, необходимо в первую очередь выбрать оптимально удобное для него место. Учитывая то, что пользоваться прибором придется практически каждый день, нужно позаботиться о его доступности. Также необходимо позаботиться о его надежном креплении, чтобы исключить его поломки, вследствие падения.

Закон запрещает производить монтаж тахографа самостоятельно. Тем не менее для общего развития, будет неплохо познакомиться с некоторыми нюансами его установки.

Алгоритм монтажа тахографа выглядит следующим образом:

  1. анализируется пригодность штатного спидометра и датчика скорости автомобиля;
  2. при необходимости производится замена спидометра и датчика скорости;
  3. монтируется проводка, связывающая самописец, спидометр и датчик скорости;
  4. проверяется исправность работы регистрирующего прибора;
  5. производится активация и пломбировка прибора;
  6. производится доводка и калибровка.

Такая процедура не занимает много времени. Как правило, перевозчику придётся потратить от 2 до 4 часов.

Нормы работы и штраф за отсутствие тахографа

Нормы работы по тахографу ориентированы в первую очередь на законодательные акты, предусматривающие определенный график режима работы. Он указывает на то, что водитель не должен находиться в пути без остановки более 4 – 4,5 часа.

Норма на отдых – не менее 45 минут.

Общая продолжительность управления ТС за сутки должна составлять не более 9 часов. При этом водитель должен иметь 2 выходных дня в неделю. Что касается междугородних маршрутов, то нерабочее время в данном случае уменьшается до 9 часов.

Административное взыскание налагается на физическое лицо в виде штрафа в случае отсутствия устройства, его некорректной работы или зафиксированного нарушения. В первых двух случаях, водителю придется заплатить порядка 2 – 3 тыс. рублей. А вот работодатель, за допущение подобных нарушений может «влететь» на 7 – 10 тыс. рублей.

Обязательная установка тахографа становится неизбежной. Стоит отметить, что отношение к нему у водителей и перевозчиков вовсе не однозначное. Для кого-то данное нововведение не вызывает одобрения, а кому-то оно пришлось по душе. Так или иначе, большинство европейских стран эффективно используют тахографы на протяжении многих лет, и результаты внедрения такого новшества превзошли самые смелые ожидания.

Что такое тахограф и зачем он нужен?

Некоторые автомобилисты считают обязательное оборудование машин тахографом, обычным вымогательством денег. Так или это на самом деле, и если нет, то зачем нужен тахограф, в чём его преимущества и задача.

Установка тахографа: плюсы и минусы

Несмотря на то, что тахограф бесплатно не выдаётся, его полезность ни с чем несравнима. Потраченных денег не жалко, ведь появляется возможность следующего:

  • ревизировать скорость автомобиля, снижая риски получения убытков во время ДТП;
  • предотвращать незаконные действия водителей, повышая доходы компаний, содержащих автопарки.

И ещё: с оборудованным тахографом в машине уже не получится скрутить пробег обычными способами.

Однако не эти функции прибора являются основными. Изначально он предназначен для повышения безопасности человеческой жизни и общего сокращения аварий на дорогах. Контроль над скоростным режимом и периодом работы водителя позволяет пресечь распространённые нарушения, чрезмерную утомляемость за рулём и т. д. Это уникальная возможность нормировать рабочий день.

Тахограф правильнее называть элементом системы позиционирования, отслеживающим движущийся автомобиль, что не позволяет расслабиться за рулём и быть всегда начеку. Отслеживать каждого водителя с высокой точностью и эффективностью позволяет спутниковая система ГЛОНАСС. А надёжно защищать накопленную информацию от злоумышленников — помогает криптошифрование.

Впрочем, находятся автомобилисты, не согласные с инсталляцией. Они по-своему правы, ведь стоимость установки тахографа может быть чересчур высока. Но приходится идти на эти траты, ведь жизнь и здоровье людей важнее денег. Современные тахографы сертифицируются правоохранительными органами, и переданная прибором информация может стать неоспоримой уликой в суде.

Устройство тахографа

Классический 1-диновый тахограф аналогичен магнитоле, не занимает много места, легко устанавливается в автомобиль. Существует и другой вариант — круглой формы, выглядит как спидометр машины, но гораздо функциональнее.

Включает прибор такие составляющие:

  • регулятор движения особого типа, с возможностью шифровать данные;
  • дисплей с управляющими кнопками;
  • шифровое устройство с ГЛОНАСС;
  • считыватель карт, помогающий идентифицировать конкретного водителя;
  • печатающее устройство, выводящее информацию на бумагу;
  • GPRS прибор, передающий данные на сервер.

Подключение тахографа к электросистеме автомобиля осуществляется посредством CAN-шин или других, менее сложных устройств.

В задачи тахографа входят: контроль запуска автодвигателя, измерения скоростных и временных параметров. Замеры осуществляются собственными датчиками.

Разновидности тахографов

Различают 2 типа тахографа: цифровой и аналоговый.

  1. Цифровые приборы современнее, они содержат криптомодуль, лучше сохраняют информацию и поддерживают СГП (систему глобального позиционирования).
  2. Аналоговые устройства недавно полностью вышли из употребления. Запись на таких тахографах была возможна с изначально заполненной информацией о водителе. Такие приборы круглой формы, без жидкокристаллического экрана, как цифровые.

Тахографы принято различать и по техническим характеристикам.

  1. ЕСТР — европейский стандарт тахографии, опирающийся с правовой точки зрения на каноны образца ISO. Договор на применение евротахографов подписан многими странами Евросоюза и Россией.
  2. СКЗИ — разработка инженеров РФ для внутреннего рынка. Вывоз этих приборов за пределы страны запрещён.

У обоих стандартов имеются преимущества и недостатки: в СКЗИ невозможно вставлять карты евро-образца, и наоборот, карты СКЗИ не подходят для установки в ЕСТР. По этой причине транспортные предприятия задействуют один из стандартов для всех автомобилей, чтобы избежать двойных затрат.

ЕСТР лет 5-6 назад было выгоднее покупать. Сегодня цены почти одинаковые. 25 тыс. рублей придётся отдать за ЕСТР тахометр и 30 тыс. рублей — за СКЗИ.

Несколько полезных рекомендаций по тахографам ЕСТР и СКЗИ.

  1. Евростандарт требует непременный монтаж регулятора скорости, российский — не требует, что позволяет сэкономить порядка 5-7 тыс. рублей. В итоге, это уравнивает стоимость обоих приборов. Датчик скорости необязателен для СКЗИ, так как расчёт скорости выполняется через ГЛОНАСС.
  2. ЕСТР считается более выгодным в обслуживании, а вот тахографы СКЗИ выходят из строя (требуют замены) уже через 3 года применения. Стоимость замены — не меньше 15 тыс. рублей, включая работы по калибровке. Обслуживание тахографа ЕСТР обойдётся только калибровкой — 2-3 тыс. рублей, раз в 2 года.

Есть отличия и между водительскими картами:

  • российский стандарт использует PIN-код, как добавочный вариант защиты, а у ЕСТР его нет;
  • оба тахографа используют логотипы, водяные знаки и уникальную информацию на своих картах, что исключает возможность взаимозаменяемости.

Правила установки

Тахографы больше ориентированы на коммерческие перевозки. Без них просто невозможно учитывать время и пробег конкретного транспортного средства. В основном, приборы ставят на такие машины:

  • пассажирские автобусы, вмещающие более 8 человек;
  • грузовики, массой более 3,5 т, осуществляющие фрахтовку.

Установка тахографа необязательна на пригородных автобусах и маршрутках, автомобилях экстренного назначения, машинах скорой помощи и авто для оперативно—розыскной деятельности.

Штраф за отсутствие тахографа

По закону — тахограф является особым средством контроля, рассчитанным учитывать данные о различных состояниях автомобиля в определённый момент времени.

Регламент от Минтранс включает пункт, подразумевающий наказание за отсутствие тахографа в тех транспортных средствах, в которых прибор является обязательным. Административная ответственность за нарушение вступило в силу ещё с 1 апреля 2014 года и действует поныне. С 1.07.2016 года законом карается использование аналогового тахометра — он должен быть в обязательном порядке заменён на цифровой.

Тахограф: особенности, принцип работы и применение устройства

Для повышения уровня безопасности пассажирских перевозок и транспортировки грузов правительство обязывает оснастить тахографами автотранспортные средства, использующиеся в коммерческой деятельности. Ниже пойдет речь о том, что такое тахограф, почему нужно заменить аналоговое оборудование цифровыми моделями, зачем необходим данный прибор. Рассмотрим так же, как работает тахограф и какие преимущества дает установка данного оборудования.

Что такое тахограф?

Тахографом называют специализированное устройство, которое устанавливается на борту автотранспортного средства и обеспечивает непрерывную фиксацию информации о скоростном режиме авто, маршруте следования, пробеге за определенный временной период, кратковременных остановках и длительных стоянках.

Устанавливается тахограф исключительно сертифицированными мастерскими, данные о которых находятся в соответствующем перечне Роскомнадзора. Установка и настройка работы оборудования самостоятельно либо с помощью мастеров, не имеющих разрешения на данный вид деятельности, не допускается – за это предусмотрены штрафные санкции.

Почему все так строго?

Данные тахографа записываются в память, не подлежат коррекции или удалению. Информация о выполнении каких-либо манипуляций с тахографом, направленных на исправление информации, сразу же фиксируется и становится доступной для контролирующих служб. На основании зафиксированных тахографом показаний можно получить информацию о периоде работы и отдыха лица, управляющего авто. Поэтому тахограф называют бортовым самописцем, а также автомобильным «черным ящиком».

На все сопрягаемые узлы прибора устанавливаются пломбы. Тахограф активируется под конкретное транспортное средство и калибруется.

Какими бывают приборы

До настоящего времени тахографы выпускались в двух вариантах – аналоговом и цифровом. Первые выводятся из эксплуатации, сегодня их использование запрещено законодательством. Такое решение властей обусловлено тем, что особенности работы аналогового тахографа допускают возможность корректировки данных.

Цифровые тахографы более совершенны. Принцип работы данных устройств таков. При запуске двигателя авто и идентификации водителя (необходимо вставить в корпус бортового самописца цифровую чип-карту) активируется датчик скорости, размещенный в трансмиссии.

Как это работает

Во время работы автотранспортного средства данные датчика поступают в интегрированную память устройства. Они сохраняются как во встроенной памяти, так и на чип-карте, которая должна находится в корпусе прибора все время, пока работает автотранспорт. По принципу работы цифровые приборы разных производителей, моделей, модификаций схожи между собой.

Читать еще:  Ремонт пластиковых лодок и катеров: основные типы

Рекомендуется выгружать информацию на сторонний носитель (например, в память компьютера) каждые 28 дней – таким образом вы обеспечите корректность получаемой информации. Желательно сохранять полученные тахографом данные на протяжении двух лет – они могут потребоваться для проверки контролирующими службами, решения спорных вопросов и других целей. Любые попытки вскрытия прибора или другого вмешательства в его работу скрыть невозможно, за такие действия предусмотрено административное взыскание в виде штрафа.

Зачем нужны тахографы

Тахографы собирают подробную информацию не только об основных показателях транспортного средства, но и о работе конкретного водителя. Такая информация помогает контролировать и анализировать данные о персонале, а соответственно – оптимизировать работу автопарка, минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций.

Задач у них несколько:

  • устройство синхронизировано с навигационным оборудованием, поэтому позволяет выполнять GPS-мониторинг автотранспортных средств, получать актуальную информацию по скорости и фактическому пробегу (она считается более точной по сравнению с показаниями спидометра и одометра);
  • использование данных, зафиксированных тахографом, в качестве доказательства при решении спорных вопросов между водителем и сотрудниками ДПС или других контролирующих служб;
  • оценка эффективности работы персонала предприятия и логистических решений. На основании полученной тахографом информации владелец транспорта может строить более удобные маршруты, оптимизировать работу парка транспортных средств, а соответственно – сокращать затраты на обслуживание автотранспорта;
  • получение четкой картины расхода на эксплуатацию автотранспорта, исключение его нецелевого использования персоналом;
  • сохранность имущества предприятия – за счет более рационального управления автотранспортом. Зная, что работамашины отслеживается и контролируется, водители не будут допускать превышения скоростного режима и других нарушений.

Как работать с оборудованием

Алгоритм работы с тахографом предельно простой:

  • проверяем работоспособность прибора, наличие в принтере нужного количества бумаги;
  • вставляем чип-карту в слот прибора до характерного щелчка – это необходимо для активации бортового самописца;
  • проходим процесс аутентификации, на приборной панели загораются соответствующие кнопки, на дисплее отображаются данные лица, управляющего автотранспортным средством;
  • по завершении авторизации вводим в тахограф информацию о стартовой точке маршрута;
  • запускаем мотор.

В процессе движения автотранспорта все данные записываются в автоматическом режиме. По прибытии в пункт назначения или на место стоянки водитель должен:

  • ввести в тахограф данные пункта назначения (стоянки);
  • вытащить чип-карту из слота устройства.

После этого, вставляя чип-карту, необходимо указать предыдущий период как «отдых», иначе время стоянки будет зафиксировано как рабочее время, такая ошибка считается нарушением. Во время кратковременной стоянки авто можно не вынимать карту, но в тахографе следует установить режим «отдых», иначе будет фиксироваться рабочее время./

Как правильно использовать тахограф, чтобы избежать штрафов

Правила эксплуатации тахографов регламентированы законодательством. За их нарушение предусмотрена административная ответственность. Всю законодательную базу знать невозможно, однако важно запомнить несколько основных моментов:

  • транспорт не отправляется в рейс без такого приборы. Также запрещается эксплуатация машины, если тахограф неисправен. Ответственность за игнорирование этой нормы ложится как на лицо, управляющее автотранспортным средством, так и на владельца транспорта (компанию или индивидуального предпринимателя);
  • тахограф активируется непосредственно перед выездом на линию;
  • индивидуальная чип-карта водителя не передается сторонним лицам. Лицо, управляющее автотранспортным средством, не имеет права пользоваться чужим идентификатором;
  • вскрытие тахографов запрещается законом. При выявлении факта взлома пломб или иных попыток вмешательства в работу устройства представители контролирующей службы выписывают штраф;
  • водитель обязан соблюдать режим рабочего времени и отдыха в соответствии с нормированием труда. Если в рамках проверки будет выявлено превышение нормы, водитель понесет ответственность;
  • доступ к информации, зафиксированной тахографом, предоставляется сотрудникам контролирующих служб по первому требованию. Именно поэтому необходимо постоянно контролировать наличие бумаги в принтере. Целесообразно всегда держать в машине запас термобумаги;
  • устройство должно быть откалибровано в соответствии с нормативными актами. Под калибровкой подразумевают замер характеристик автотранспортного средства и настройку прибора на замеренные величины. Данную процедуру проводят сотрудники специализированной службы;
  • если прибор вышел из строя, необходимо незамедлительно обратиться в сервисную службу. Если поломка произошла на маршруте, следует вернуться на базу или доехать до места ближайшей стоянки и сразу же обратиться в сервис.

В чем польза приборов для водителей

К основным преимуществам оснащения тахографами автотранспортных средств относятся:

  • повышение ответственности водительского состава компании. Каждому водителю выдается идентификатор (чип-карта). Это дает возможность отслеживать и контролировать действия конкретного сотрудника на протяжении всего маршрута следования автотранспорта. Водитель знает, что для него действует персональная ответственность, и это его дисциплинирует;
  • повышение доходности предприятия – за счет оптимизации расходов на содержание парка автотранспортных средств риск слива топлива или использования транспорта компании в личных целях сведен к нолю;
  • юридическая страховка как персонала, так и работодателя. Данные, полученные тахографом, могут быть использованы в трудовых спорах, связанных с нормированием и оплатой труда. Ни водитель, ни его работодатель не смогут предъявить друг к другу необоснованных претензий. Кроме того, работодатель сможет оценить стиль вождения каждого наемного сотрудника, определить уровень его благонадежности и добросовестности.

И, конечно, бортовые самописцы являются источниками данных, которые используются при расследовании дорожно-транспортных происшествий. С их помощью можно объективно оценить ситуацию и установить виновных.

Что такое тахограф и зачем он нужен в автомобиле

Сегодня есть разные категории автолюбителей: для одних назначение тахографа является загадкой, другие считают это устройство бесполезной тратой денег, а третьим приходится мириться с его установкой. При этом на практике данные изделия устанавливаются на коммерческом транспорте и выполняют ряд весьма полезных задач.

Назначение

Итак, какую функцию выполняет тахограф?

Первоначально устройство планировалось для защиты водителя, пассажиров и участников движения от возможного ДТП. Каким образом? – Путем контроля средней и максимальной скорости, а также времени смены водителя.

Не удивительно, почему тахографы получили максимальное распространение на коммерческом транспорте при перевозке товара на большие расстояния.

По сути, устройства держат «в узде» дальнобойщиков, не допуская чрезмерной усталости водителя и контролируя его поведении на дороге.

Конечно, в транспортной сфере применение тахографов не всегда оправдано, ведь они могут существенно влиять на эффективность каждого отдельно взятого водителя.

С другой стороны, одна допущенная ошибка со стороны дальнобойщика может привести к существенным затратам и даже трагическим последствиям. Следовательно, как всегда, из двух зол всегда приходится выбирать меньшее.

Не стоит забывать и еще одной важной функции таких устройств – наличии мощного приемника системы позиционирования. Это значит, что путь каждого автомобиля с тахографом можно отследить, что заставляет водителей четко следовать намеченному маршруту.

На территории РФ роль такой системы позиционирования выполняет ГЛОНАСС. И как показывает практика, точность подобных систем весьма высока.

Очень важный момент – защита собранной устройством информации, поэтому данные надежно страхуются системой криптографического шифрования. При этом наличие специального сертификата позволяет использовать устройство только сотрудниками правоохранительных органов.

Устройство

По виду и типу разъема современный тахограф чем-то напоминает привычную автомобильную магнитолу. К слову, данное устройство можно с легкостью поместить в уже существующий 1-DIN отсек.

Но есть и другая форма изготовления – по образцу спидометра (выполняется круглой). Но вне зависимости от формы, детали прибора отличаются незначительно.

В основе тахографа лежит:

Его задача – вывод накопленной информации на бумажный носитель. Здесь чаще всего применяется печать на термоленту (как и в обычных кассовых аппаратах).

Экран с кнопками.

Упрощает взаимодействие водителя и тахографа, позволяя максимально использовать функциональность устройства.

Осуществляет передачу информации на сервер, где полученные данные могут находиться в течение нескольких месяцев, а то и лет (все зависит от поставленных задач).

Считыватель топографических карт.

Предназначен для распознавания того или иного члена экипажа.

Передает всю информацию в виде специальных шифров. Следовательно, модифицировать или изменить передаваемые данные не получится при всем желании. Если такие попытки будут иметь место, то они фиксируются в памяти тахографа.

Но и это еще не все. В самом устройстве вмонтирован специальный криптографический модуль – так называемый блок СКЗИ. В нем встроен приемник, который «сотрудничает» с системой позиционирования ГЛОНАСС.

Устройство подключается к бортовой сети и запускается после запуска мотора. После этого система выполняет возложенные на нее функции контроля скорости и времени.

В роли измерителей выступают встроенные датчики, вскрывать или демонтировать которые строго запрещено.

На сегодня можно выделить два основных типа устройств.

Истинные «первопроходцы» среди таких устройств. Но из-за устаревания системы они постепенно выходят из обихода.

Здесь информация записывается на круговую диаграмму с учетом сигналов, которые поступают от датчиков аналогового типа. Естественно, точность и надежность таких устройств очень «хромает».

Более современные и эффективные устройства, в основе которых лежит криптографический модуль.

Преимущество данной системы – большая надежность, точность глобального позиционирования, возможность эффективного хранения всей информации.

Именно этот вид изделий сегодня пользуется наибольшей популярностью (и, как показывает практика, весьма заслуженно).

Суть СКЗИ

Данный модуль расшифровывается, как «средство криптографической защиты информации». Его основная задача – защита записанной блоком информации от постороннего вмешательства (корректировки).

Внешне СКЗИ – небольшой корпусной элемент. В нем предусмотрен специальный разъем для подключения антенны и интерфейсный выход.

К преимуществам модуля можно отнести весьма мощный криптографический процессор и энергонезависимую память. Работа блоков СКЗИ регулируется исключительно работниками служб безопасности.

Таким образом, блок СКЗИ выполняет три основные задачи:

  • защищает данные от корректировки;
  • работает с цифровой подписью;
  • производит согласование уже зафиксированной информации с существующим временным штампом. Это необходимо, чтобы предотвратить попытки вмешательства извне и корректировки временных параметров.

Особенности калибровки

Как и любое другое измерительное устройство, тахограф должен время от времени подвергаться процессу калибровки.

Основная задача данной процедуры – выставить такие коэффициенты, чтобы реальные зафиксированные параметры (скорость и пробег автомобиля) соответствовали эталонным. При этом допускается небольшая погрешность в пределах класса точности устройства.

Тахографы необходимо калибровать в следующих случаях:

  1. При первичной установке устройства на автомобиль;
  2. При появлении временных погрешностей на встроенных часах больше, чем на двадцать минут;
  3. После выполнения ремонтных работ;
  4. После внесения изменений или проведения наладки в электрической цепи одного или нескольких датчиков;
  5. В случае снятия или нарушения пломбы, установленной на тахографе;
  6. При изменениях регистрационного номера автомобиля или некоторых его характеристик;
  7. В случае замены шин и увеличения длины окружности выше заданного предельного параметра;
  8. Через два года с момента последней калибровки или ввода тахографа в эксплуатацию.

Особое внимание уделяется первичной калибровке. Сделать это необходимо в течение первых семи дней с момента монтажа устройства в автомобиле или же с момента получения нового регистрационного номера.

Читать еще:  Замена топливного фильтра ваз-2115

Калибровка состоит из двух основных этапов. Сначала проверка производится на специальном стенде и только после этого – в условиях реальной трассы. При этом каждая из проверок имеет свои особенности.

Так, стендовые испытания включают в себя:

  • проверку таблички с типом устройства (особое внимание уделяется читаемости информации и целостности устройства);
  • сверку информации на табличке с данными установщиков (мастерской);
  • проверку всех узлов тахографа, на которых должна прописываться такая информация, как номер детали, дата изготовления, разработчик и так далее;
  • проверку целостности пломб, которые установлены производителем и работникам мастерской, датчика движения и проводки.

Второй этап проверки (в реальных условиях) более серьезный.

Здесь проводятся следующие мероприятия:

  1. Программируется устройство с учетом калибровочного коэффициента;
  2. Осматривается сам автомобиль;
  3. Проверяется корректность выставленного индекса W (характеризует передаточное соотношение в трансмиссии и давления шин);
  4. Проводится согласовательные работы тахографа и шифрования датчика движения;
  5. Производится проверка и корректировка (при необходимости) установок на часах изделия;
  6. Вносится необходимая информация в память устройства;
  7. Проводятся измерения реальной погрешности;
  8. Устанавливаются датчики со специальными настройками;
  9. Выполняется пломбировка датчика, самого прибора и ряда других элементов.

Если в процессе работы возникает необходимость вскрытия пломб, то делать это могут только квалифицированные работники с записью о причинах вскрытия.

Карты для тахографа

Одна из основных сложностей для тахографа – правильная идентификация личности работника. Для этих целей применяются специальные карты доступа с встроенным микропроцессором.

Большой плюс такого изделия в том, что подделать их фактически нереально.

При этом для простоты и удобства эксплуатации разработано несколько основных видов:

  • Карта водителя есть на руках у каждого из членов экипажа. Используется для идентификации личности. По внешнему виду такая карта очень похожа на стандартную «симку» с телефона. Если же карта тахографа по какой-либо причине потеряна, то водитель может ездить на авто 14 дней до момента создания нового «пропуска».
  • Карта контролера необходимо для снятия показаний с прибора сотрудниками ГАИ. Данный вид изделия – именной и дает возможность снятия расширенной информации с устройства. Но узнать о пунктах движения транспорта не выйдет.
  • Карта предприятия может применяться для получения расширенной информации с устройства и задания большего числа настроек. Благодаря данной карте можно распечатывать данные и блокировать их. Изделие не привязывается конкретно к одному человеку и может использоваться любым уполномоченным работником компании.
  • Карта мастера есть у каждого специалиста по наладке. Применяется для более точной настройки и монтажа устройств учета.

Особенности использования

Тахографы сегодня – весьма востребованные устройства. Конечно, они не уберегут от пьяного водителя, но спасти от ряда мошеннических действий с его стороны (к примеру, слива бензина) и превышения скорости они способны.

Сегодня многие транспортные компании стараются обзавестись данными устройствами, понимая всю эффективность и перспективу направления в отношении возможного снижения расходов.

Каким образом можно сэкономить?

Есть возможность снизить затраты на штрафы за превышение скорости, предотвратить «слив» горючего водителем для дальнейшей продажи, сделать невозможной скрутку одометра и корректировку ряда других данных.

Не стоит забывать и о возможности учета средней скорости и расстояния, что может быть очень полезно для планирования дальнейших поездок.

А как в России?

Сегодня установка тахографов в России на ряде грузовых автомобилей является обязательной. К примеру, с 1 апреля 2014 года перевозчики пассажиров и грузов должны обеспечивать транспорт специальными устройствами.

В противном случае водитель при остановке инспектором или работником Ространснадзора может быть оштрафован на весьма серьезную сумму – около 3 тысяч рублей.

В этом случае страдает и руководитель компании, который получает штраф до 10 тысяч рублей.

Так, тахографы должны устанавливаться на все авто, которые перевозят опасные грузы и на автобусы (за исключением маршрутных). Кроме этого, данными приборами должны оборудоваться автомобили весом от 15 тонн и выше.

Вывод

Таким образом, тахографы постепенно год за годом становятся обязательными к установке. Возможно, уже очень скоро они появятся и на легковых автомобилях обычных граждан. Другой вопрос – насколько они полезны и эффективны.

Но здесь уже покажет только время.

Зачем нужен тахограф

Среди водителей грузовых транспортных средств бытует мнение, что монтаж аппаратов учета, подлежащих обязательной установке – это пустая стара денежных средств. На самом деле учетные приборы являются необходимостью – они важны не только для контроля хода перевозки, но и для обеспечения безопасности водителя.

Назначение тахографа – это отслеживание соблюдения положенного скоростного режима, остановок, а также расписания труда и отдыха. Такое полезное действие позволяет вести контроль работы водителя, а также значительно снизить вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Аппарат предоставляет информацию, грамотная интерпретация которой позволяет предотвратить совершение неправомерных действий и нарушение рабочего процесса водителем грузового автомобиля, что поможет снизить финансовые издержки предприятия на транспортировке грузов и содержании автомобильного парка. Так например, прибор учета фиксирует количество пройденных километров, поэтому водитель не сможет «скрутить» пробег.

Для чего нужен тахограф?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector