7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика электрического оборудования легковых авто

Ремонт и техническое обслуживание автомобилей

Диагностика электрооборудования автомобилей

Общие сведения о диагностировании электрооборудования

Электрооборудование и электронные системы автоматического управления являются наиболее важным элементом обеспечения безопасности движения автотранспортных средств, экологической безопасности и повышения производительности труда водителей.
Надежность работы изделий электрооборудования во многом определяют аварийность в процессе дорожного движения автомобиля, его экономичность и динамику, а также экологическую безопасность для окружающей среды.

Требования к техническому состоянию транспортных средств регламентируются в нашей стране стандартами ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения», ГОСТ Р41.13-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении тормозов», а также ОСТ 37.001.054-86, ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75, регламентирующие экологические требования на основе и в соответствии с международными стандартами по этому вопросу. С 2012 года Европейский Союз ввел ужесточенные требования по экологии в виде норматива «Евро-5».

Без применения электронных систем управления бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями, систем зажигания высокой энергии искрового разряда, комплексных микропроцессорных систем управления двигателями внутреннего сгорания и др. обеспечить эти требования практически невозможно.
Для обеспечения технической эксплуатации таких сложных электронных систем они должны иметь встроенные диагностические разъемы и диагностические интерфейсы, соответствующие международным стандартам ISO 9141, OBD-II и EOBD.

В процессе эксплуатации автотранспорта в экстремальных природно-климатических условиях изделия и системы электрооборудования, особенно при низких температурах, увеличивается количество отказов, возрастает трудоемкость их устранения.
Это связано со следующими факторами и явлениями:

  • возрастание момента сопротивления прокручиванию вала двигателя внутреннего сгорания в период его запуска и увеличение времени прогрева в режиме холостого хода;
  • ухудшение энергетических возможностей аккумуляторной батареи, поскольку уменьшается ее емкость и снижается эффективность процесса заряда от генераторной установки, происходит более глубокий разряд, увеличивается число включенных потребителей электроэнергии, сокращается время подзарядки от генераторной установки из-за короткой продолжительности светового дня, снижаются скорости движения, уменьшается зарядный ток генератора;
  • увеличивается пробивное напряжение на свечах зажигания и возрастает электрическая нагрузка на высоковольтные детали системы зажигания, что негативно сказывается на безотказности их работы и т. д.

Использование внешних источников электроэнергии для облегчения пуска холодного двигателя может привести к пробоям электронных изделий и их комплектующих.

Эксплуатация автомобилей в горных условиях и при высоких температурах окружающей среды может приводить к увеличению отказов изделий и систем электрооборудовании, особенно при нарушениях инструкций по эксплуатации и при неквалифицированном техническом обслуживании. Повышенная влажность воздуха в горных условиях (в субтропиках) вызывает ускоренную коррозию клемм и соединений электропроводки, а в пустынных зонах из-за нехватки влаги резко увеличивается температура и ухудшаются условия охлаждения.

Можно сделать вывод, что в различных условиях эксплуатации показатели надежности изделий или систем электрооборудования будут отличаться при одинаковом пробеге автомобиля или времени его работы. Это определило не только применяемые в изделиях комплектующие и материалы, но и конструктивное, климатическое исполнение. Например, изготовленные для умеренного климата изделия обозначают «У», для холодного климата – «ХЛ», для тропиков – «Т» и для всех климатических зон – «О». При этом для каждого климатического исполнения применяют разные материалы, покрытия и методы технического обслуживания в процессе эксплуатации.

К причинам и последствиям изменения технического состояния в процессе эксплуатации можно отнести: нагрузку элементов изделия, взаимное перемещение элементов, воздействие тепловой и электрической энергии, воздействие химически активных компонентов, воздействие внешней среды, а также воздействия со стороны работников технической службы и водителя и т. д.

Для определения технического состояния изделий и систем электрооборудования применяют прямой и косвенный методы измерения текущих значений конструктивных параметров (размеры, зазоры, электрические характеристики, угловые и линейные перемещения и т. п.).

Прямой метод обладает преимуществами в точности, наглядности, достоверности, применении достаточно простого инструмента и простой технологии измерений. К недостаткам этого метода следует отнести необходимость частичной или полной разборки изделия, нарушение приработки деталей, невозможность комплексного контроля работы сложных систем.

Читать еще:  Замена ремня грм на volvo: когда она требуется и как выполняется

Диагностический метод позволяет: не разбирать изделия или системы, производить контроль с меньшими трудозатратами, оперативно получать результат контроля и контролировать сложнейшие электронные системы управления агрегатами транспортного средства.
К недостаткам диагностического метода относятся: сложность и высокая стоимость диагностического оборудования, высокие квалификационные требования к персоналу (операторам), занятым диагностикой элементов конструкции транспортных средств и метрологическим контролем самого оборудования.

Изменение технического состояния и параметров изделий и систем электрооборудования можно зафиксировать несколькими диагностическими параметрами, из которых необходимо выбрать наиболее эффективный параметр. Эффективность параметра зависит от его однозначности (монотонности кривой изменения), стабильности, чувствительности и информативности.
Под информативностью подразумевается свойство параметра однозначно определять исправность или отказ изделия.

Различают два способа диагностирования.
Первый характеризуется тем, что в процессе диагностирования на исследуемый объект производят определенные механические, электрические или другие воздействия, при этом объект может находиться как в исправном, так и в неисправном состоянии. Далее с помощью датчиков фиксируется реакция объекта на воздействие в виде диагностического сигнала и по характеру этого сигнала делают вывод о состоянии объекта.

Второй способ заключается в том, что в процессе диагностирования исследуемый объект выводят на заданный, тестовый режим работы и с помощью датчиков от него анализируют получаемую информацию, сравнивая ее с эталоном или образцом, введенным в память процессора или в таблицу, отображая полученные данные на дисплее и/или в виде распечатки.

На практике прямой и диагностический методы взаимодействуют и дополняют друг друга. Предпочтение отдается методу, имеющему наименьшую продолжительность процедуры и оперативно позволяющему выявить и устранить отказ изделия, системы или их элемента.

Для обеспечения выполнения международных Правил и отечественных стандартов на борту автомобилей появились системы встроенной бортовой диагностики первого и второго поколения.

К особенностям встроенных систем бортовой диагностики относят: выполнение их в виде сигнальной аппаратуры – световых индикаторов на электролампах или светодиодах. Микропроцессорная техника и мультиплексирование информации в бортовых сетях автомобилей позволили существенно облегчить выполнение законодательных норм по токсичности отработавших газов тепловых двигателей внутреннего сгорания и обеспечить контроль гибридных силовых приводов автомобилей.

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Инструмент автоэлектрика — Диагностическое оборудование

Всем привет!
Ранее я сделал 2 обзора посвященного инструменту, которым работаю:
Механический инструмент
Электрический инструмент
Сразу хочу сказать спасибо тем, кто советовал что-то полезное и высказывал конструктивную критику!

Сегодня продолжу тему и расскажу про свой инструмент для диагностики автомобиля.

Это диагностическое оборудование, как купленное в магазине, так и сделанное своими руками.

Главный инструмент любого автоэлектрика — контролька. Контрольку можно купить в магазине или сделать своими руками. У меня есть и те, и те. Своими руками я сделал вариант на батарейках часового типа, выполненного на светодиодах. В ближайшее время постараюсь снять видео, как сделать контрольку автоэлектрика своими руками.

Мультиметр. У меня есть обычный цифровой мультиметр тестер DT9205A и тестер карандашного типа — UNI-T UT118B. С их помощью меряю напряжение или прозваниваю необходимый участок цепи. Мультиметр UT118B покупал с Алиэкспресс — ru.aliexpress.com/item/Un…Detector/32468467671.html

Токовые клещи. Я купил клещи фирмы UNI-T UT213C, с измеряемым током до 400 А. С их помощью проверяю ток утечки на аккумуляторе. Также их можно использовать, как обычный мультиметр. Ссылка на токовые клещи — ru.aliexpress.com/item/UN…ntinuity/32729102099.html

Нагрузочная вилка. Использую для диагностики исправности аккумулятора. Вилка достаточно проста в использовании — одеваем 2 крокодила на клеммы аккумулятора и переключаем тумблер. По падению напряжения мы определяем степень износа аккумулятора.

Читать еще:  Ремонт коробки передач ваз-2110

Ареометр. Используется для диагностики исправности аккумулятора. С его помощью измеряем плотность электролита. Также им можно определять состояние охлаждающей жидкости.

Далее перейдем к средствам диагностики неисправностей в двигателе автомобиля. Это электронные сканеры, которые работают с ноутбуком или с телефоном по Bluetooth.

ELM327. Мой первый адаптер, с которого я начинал. В основном диагностирует двигатель, но в некоторых автомобилях можно считывать ABS, AIRBAG и другие системы.

VAG KKL + FIATECUSCAN. Адаптер для диагностики отечественных автомобилей и VAG группы. Покупал на Алиэкспресс — ru.aliexpress.com/item/Ob…-VAG-USB/32850094244.html

AUTOCOM. Мультимарочный адаптер, который охватывает большой ряд автомобилей. Читает неисправности двигателя, ABS, AIRBAG, климат-контроль. В некоторых автомобилях можно обнулять сервисный интервал.

Scanmatik 2. Используется для диагностики отечественных автомобилей: Daewoo, ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ и др. Также поддерживает ряд зарубежных автомобилей, поэтому пользуюсь им достаточно часто. Работает по Bluetooth.

Lexia. Сканер для Peugeot и Citroen.

ВАСЯ диагност. Предназначен для VAG группы: Audi, Volkswagen, Skoda, Seat. С его помощью можно диагностировать или менять настройки автомобиля.

Осциллограф DSO 203. Четырехканальный осциллограф, который использую для диагностики двигателя. Покупал на Алиэкспресс — ru.aliexpress.com/item/Mi…PU-Meter/32781197549.html

Датчики для осциллографа. Сделал их самостоятельно. Один датчик емкостной — для диагностики неисправностей высоковольтной части автомобиля. Второй — датчик разряжения. С его помощью смотрю впускной / выпускной тракт, износ поршневой системы.

Перейдем к механическим средствам диагностики автомобиля.

Компрессометр. Используется для измерения компрессии в автомобиле. У меня их уже несколько. Есть вариант с длинной и короткой ножкой. В наборах также идут переходники. Один из наборов покупали на Aliexpress — ru.aliexpress.com/item/9/32839904307.html

Манометр. Один набор для диагностики топливной системы. В комплекте идут переходники, но я еще сделал дополнительно приспособление, которое подключается к штатной топливной система. С его помощью можно проверить производительность самого насоса, наличие утечек и т.д. Покупал на Алиэкспресс — ru.aliexpress.com/item/Au…agnostic/32713797191.html
Есть набор для проверки степени разряжения во впускном коллекторе или проверки клапанов, например, клапана абсорбера или клапана на турбину. Еще одним манометром можно дополнительно проверить давление в топливной рампе.
Набор для диагностики компрессии в дизельном двигателе. Покупал для личных целей, но надеюсь, что пригодится и в работе.

Для вас трудился — автоэлектрик Сергей Зайцев!

Диагностика электрооборудования автомобиля

Электрооборудование автомобиля обеспечивает бесперебойную работу большинства его систем.

Электрооборудование автомобиля обеспечивает бесперебойную работу большинства его систем. Автоэлектрика состоит из таких элементов как источники и потребители электрического тока, для соединения которых используется электропроводка, формируя тем самым электрические цепи.

Что такое диагностика электрооборудования

Современная концепция развития автомобилестроения основана на том, что электрооборудования на машинах становится все больше. Это необходимо для комфортной, безопасной и экономичной эксплуатации. Под воздействием естественного износа, целого ряда других факторов, электрооборудование автомобиля может выходить из строя. Например, характерные поломки:

  • обрыв электрических цепей вследствие нарушения контактов;
  • повреждение изоляции, замыкание или обрыв проводников (неисправная проводка и перегоревшие предохранители – одна из наиболее широко распространенных причин);
  • поломка отдельных узлов и деталей системы.

С целью выявления неисправностей проводится диагностика автоэлектрики. Эту услугу предоставляют специализированные автосервисы, которые имеют необходимое диагностическое оборудование и методики выявления неисправностей. Все диагностические работы должны выполняться опытными и квалифицированными автоэлектриками, имеющими соответствующие допуски. В противном случае неквалифицированное вмешательство в электросистемы автомобиля может привести к выходу из строя дорогостоящих узлов и деталей, нарушению работы основных систем, снижению безопасности эксплуатации транспортного средства, а в ряде случаев и к его возгоранию.

В целом диагностика автоэлектрики это совокупность методов и средств комплексной оценки технического состояния электрооборудования автомобиля. Базовые задачи ее выполнения:

  • сокращение затрат на проведение технического обслуживания автоэлектрики;
  • предотвращение отказа элементов системы.

При неисправностях диагностика автоэлектрики проводится с целью выявления поломок, их оперативного, качественного устранения.

Читать еще:  Зимняя резина на ваз

В современных моделях легковых автомобилей применяется постоянное напряжение в 12 В, очень редко можно встретить устаревшую схему в 6 В, на грузовиках напряжение в 24 В. Это основной параметр, который учитывается при выполнении диагностики электрооборудования.

Основная схема включает такие элементы как:

  • аккумуляторная батарея;
  • стартер;
  • генератор;
  • другие узлы системы зажигания, в том числе замок и катушку зажигания, трамблер (распределитель), в большинстве случаев дополнительно коммутатор, ЭБУ (электронный блок управления);
  • детали системы освещения автомобиля, в частности, задние фонари, передние блоки фар, различные плафоны освещения, в том числе багажного отделения, подкапотного пространства, салона;
  • электропроводка, включая высоковольтные провода системы зажигания.

Это электрооборудование установлено на любом автомобиле и подлежит диагностике, плановой, согласно регламента автопроизводителя, и внеплановой, при появлении признаков поломки. Условно к обязательным элементам относятся такие очень важные узлы систем зажигания и управления двигателя как датчики и ЭБУ, на большинстве моделей, но еще не на всех.

Также автоэлектрика состоит из реле различных типов, датчиков, панели приборов, коммутационных блоков с предохранителями, электродвигателей различных устройств, в большинстве случаев отопителя и стеклоочистителей.

Существует и огромное количество дополнительного электрооборудования, которое может устанавливаться на автомобиль. Поэтому для диагностики электрической части надо досконально знать схемы и особенности каждой модели отдельно взятого производителя. К дополнительным элементам относятся:

  • автосигнализации различных типов;
  • стеклоподъемники передней и задней двери;
  • система кондиционирования или климат-контроль;
  • мультимедийная система;
  • предпусковой подогреватель;
  • системы подогрева и изменения положения передних сидений;
  • круиз-контроль;
  • датчики и другие элементы систем активной и пассивной безопасности (SRS , ABS ряд других);
  • электромеханический стояночный тормоз;
  • системы изменения клиренса (дорожного просвета);
  • элементы системы переключения передач (речь идет об автоматических и роботизированных коробках передач).

Это далеко не все электрооборудование автомобиля, которое может устанавливаться. Все зависит напрямую от комплектации и стоимости транспортного средства. Машины представительских F и E класса премиум-сегмента более укомплектованы электрооборудованием, чем бюджетные B класса.

В полной зависимости от установленного основного и дополнительного электрооборудования автосервисы выбирают методику проведения диагностики.

Методики проведения диагностики

Диагностика автоэлектрики это совокупность мероприятий, которая включает целый комплекс методик проверки исправности электрооборудования.

Прежде всего речь идет об обязательном визуальном осмотре основных узлов, таких как электропроводка, элементы автосигнализации, корпус аккумуляторной батареи и многих других. Выявляется степень износа деталей, визуальные признаки неисправностей, например, наличие следов окисления контактов, нарушения изоляции проводов.

Вторая методика, по которой выполняется диагностика автоэлектрики, основана на использовании инструментальной, а по возможности (при наличии ЭБУ основных узлов и бортового компьютера) стендовой, компьютерной диагностики.

Инструментальная диагностика проводится с использованием измерительных приборов, среди которых отметим мультиметр, ареометр, омметр, вольтметр, осциллограф, различные тестеры и целый ряд других.

Стендовая диагностика зависит от того, в какой системе используется электрооборудование. Например, генератор и стартер проверяются на специальных стендах. Для проверки электрооборудования двигателя, коробки передач применяются специальные сканеры, которые позволяют считывать коды ошибок с дальнейшей расшифровкой и определением неисправностей.

Третья методика основана на демонтаже узлов с целью их последующей дефектовки, замены или ремонта.

Алгоритм, по которому проводится диагностика автоэлектрики, предполагает минимальное вмешательство в электрооборудование автомобиля. Демонтаж узлов для проверки снижает их ресурс на 30-40%. Поэтому автосервисы и их электрики стараются использовать визуальную и стендовую диагностику. Снимаются узлы в самую последнюю очередь, что дает возможность автоэлектрикам при диагностике сохранять целостность узлов, их ресурс, экономить время и деньги клиента.

Исправная автоэлектрика – залог безопасной эксплуатации автомобиля, гарантия работоспособности его основных и дополнительных систем. Поэтому диагностика автосигнализации, другого электрооборудования, выполняемая опытным и квалифицированным автоэлектриком, должна производиться в обязательном порядке при прохождении планового, а при необходимости и внепланового технического обслуживания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector