3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Honda fcx concept

Водородный седан Honda FCV станет серийным в 2016 году

Заложенная в названии аббревиатура FCV расшифровывается просто: fuel-cell vehicle — автомобиль на водородных топливных элементах. Его созданием и развитием хондовцы занимаются уже лет 25 и неоднократно становились первыми в мире на этом поприще. Главным их конкурентом выступает Toyota с седаном FCV, только что официально переименованным (не из-за Хонды ли?) в Mirai.

Концепт Honda FCV сегодня дебютировал у себя дома, в Японии. Серийный пятиместный седан, построенный на его основе, в Стране восходящего солнца поступит в продажу в конце марта 2016 года, а затем появится на рынках США и Европы. Судя по всему, конвейерная версия будет мало отличаться от шоу-кара как по дизайну, так и технически, ведь эту машину мы видим уже во второй раз — перед нами слегка подкорректированный концепт-кар Honda FCEV, представленный ровно год назад на автовыставке в Лос-Анджелесе.

Вместе с Хондой FCV премьеру отпраздновал концепт Honda Power Exporter — мобильное устройство, благодаря которому автомобиль может функционировать в качестве малогабаритной электростанции с отдачей 9 кВт. Она пригодится, например, на случай стихийных бедствий.

У прошлогоднего концепта салона, считай, не было — машину показывали с наглухо затонированными стёклами. Теперь можно получить некоторое представление об интерьере. Хондовцы утверждают, что здесь с комфортом разместятся пятеро взрослых.

В цифрах FCV и FCEV описываются практически одинаково. Мощность — более 100 кВт (136 л.с.). Отдача с каждого литра топливных элементов — 3 кВт. По сравнению с предшествующей серийной моделью Honda FCX Clarity производительность выросла примерно на 60%, а блок топливных ячеек стал компактнее на 33%. Новое число в характеристиках — запас хода более 700 км на одной заправке, которая занимает около трёх минут. FCEV мог похвастать пробегом лишь в 300 миль (482 км). Никаких других данных японцы пока не раскрывают.

История

К исследованиям в области водородных автомобилей компания Honda приступила в конце 1980-х годов. Первые прототипы FCX-V1 и FCX-V2 увидели свет в 1999-м. Акроним FCX означал Fuel Cell eXperimental. Водородным был только FCX-V1 (его собрат питался метанолом). Силовая установка двухместной машинки выдавала скромные 49 кВт (66 л.с.). В том же 1999 году японцы представили концепт Honda FCX (на фото справа), у которого было четыре места и столько же дверей, но только в теории — неподвижный шоу-кар был макетом.

В 2000 году появилась Honda FCX-V3. Её силовая установка, которую помогала разрабатывать канадская фирма Ballard Power Systems, выдавала 60 кВт (81 л.с., 238 Н•м). На ста литрах водорода четырёхместный автомобиль пробегал 180 км, разгонялся до 130 км/ч.

Четвёртый прототип водородной Хонды образца 2001 года получил модернизированную силовую установку и, хотя по мощности не отличался от третьего, обладал запасом хода уже 315 км и максималкой 140 км/ч. К четырём местам добавился багажник объёмом 98 л.

В 2002-м Honda FCX прошла сертификацию в Японии и США, встала-таки на конвейер, завоевав титул первой в мире массовой легковушки на водороде. Её характеристики: мощность — 60 кВт (81 л.с., 272 Н•м), пробег на одной заправке — 355 км, наивысшая скорость — 150 км/ч. Автомобиль вмещал четверых, а его багажник вырос до 102 л. В 2003 году за счёт нового блока топливных элементов Honda FC Stack запас хода удалось увеличить до 430 км, а мощность до 80 кВт (108 л.с., 282 Н•м). На конвейере Honda FCX продержалась до 2006-го.

Выдав для затравки два концепта в 2005-2006 годах, японцы в 2008-м представили новую серийную модель — седан Honda FCX Clarity. Четырёхдверка обладала мощностью 100 кВт (135 л.с., 256 Н•м), пробегала без дозаправки 386 км и разгонялась до 160 км/ч. В 2009-м легковушку наградили титулом World Green Car of the Year («Зелёный автомобиль года»), а в июле 2014-го Honda заявила о решении снять модель с конвейера. Преемник, пока существующий в виде концепта, должен пойти в серию в конце марта 2016 года.

Honda FCX Concept. Без шума и пыли

Honda отметила Международный день химика выпуском новой генерации автомобиля на топливных элементах

Honda FCX Concept. Цена: не определена. В продаже: с 2008 года.

Honda FCX Concept

Honda отметила Международный день химика выпуском новой генерации автомобиля на топливных элементах. FCX Concept лишился двух электромоторов, став при этом значительно дешевле и ближе к массовому производству.

Honda FCX Concept

После представления на токийском салоне 2006-го года очередной генерации Honda FCX Concept стало ясно, что будущее уже наступило. Милые сердцу двигатели внутреннего сгорания и коробки можно сдавать в утиль. В 2008 году в США и Японии Honda планирует начать реализацию (сначала в лизинг, затем в свободной продаже) серийной модели автомобиля на топливных элементах. Последний вариант FCX (Honda уже разрешает представителям прессы тестировать его в строго отведенных местах) — это фактически готовый образец для конвейерного производства. От массового он отличается лишь тем, что собран в тепличных лабораторных условиях. Понятно, что изменений, особенно по части оформления и эргономики салона, не избежать, но узлы и агрегаты, составляющие привод, трогать не будут.

Honda FCX Concept

По сравнению с предшественником, FCX Concept лишился сразу двух электромоторов, каждый из которых работал на «свое» заднее колесо. Взамен инженеры здорово улучшили двигатель, отвечающий за переднюю ось. Он стал мощнее на 15 кВт (в диапазоне 3500-10500 мин-1 он теперь выдает 95 кВт), компактнее и легче. Добились и еще одного компоновочного преимущества: входной вал мотора расположен соосно с выходным валом редуктора. Проще говоря, эта связка теперь представляет собой коаксиальный агрегат. Это также позволило уменьшить габариты привода. Через цилиндрическую главную передачу и дифференциал мощность передается на колеса традиционным способом — посредством карданных валов со ШРУСами. Собственно говоря, родные сердцу карданы — это единственное, что роднит FCX Concept с обычным автомобилем. Ну и, пожалуй, еще радиатор, установленный на привычном месте. Зачем же он нужен?

Комплект топливных ячеек (Fuel Cell Stacks) должен работать при температуре не выше 900С, однако окисление водорода способствует интенсивной теплоотдаче. И отвод тепла осуществляется традиционным способом. Здесь самое время напомнить о схеме силового агрегата с элементами Fuel Cell.

Honda FCX Concept

Сырьем для производства электроэнергии является водород. В будущем запасы этого газа автомобилист сможет пополнить на обычной АЗС. Процесс окисления (вступление в химическую связь с кислородом воздуха) и является источником электрической энергии. Собственно, по такому же принципу работают обычные аккумуляторы, которые есть в каждом автомобиле. За одним исключением: после начала работы ДВС в аккумуляторе начинают протекать уже восстановительные процессы. От блока топливных ячеек электричество доставляется к электромотору по проводам, далее — как обычно. Но у FCX Concept есть еще и дополнительный источник энергии — литий-ионная АКБ высокого напряжения (более 300 В). Такие батареи давно применяются в массовом порядке — жизнь этим конструкциям дал «тупиковый» гибридный привод.

Читать еще:  Компьютерная диагностика автомобиля своими руками

Honda FCX Concept

Итак, проверим, на что способен этот водородный троллейбус. Газ… точнее, водород, в пол, поехали. Ощущения действительно как при старте общественного транспорта на электротяге, ведь между представителем «рогатых» и FCX Concept, по существу, разница одна: детище Honda производит живительное напряжение на борту, а троллейбус получает его уже в готовом к употреблению виде от внешнего источника. В общем, теперь все потребительские рассуждения о «подхвате на низах», «турбояме», «эластичности» можно смело считать ретроградством. Достаточно лишь взглянуть на характеристику любого электромотора. С точки зрения постоянно меняющихся условий движения автомобиля, кривая момента близка к идеальной. Это позволяет отказаться от коробки передач, а адаптировать момент и обороты двигателя лишь с помощью одной планетарной передачи — просто и изящно.

Honda FCX Concept

Кроме того, при передаче энергии по проводам элементы силового агрегата и привода уже не привязаны жестко друг к другу: инженеры могут располагать их, руководствуясь соображениями комфорта для пассажиров, развесовки в продольной и поперечной плоскости и т. д. Действительно, места в салоне благодаря однообъемной компоновке (она и является следствием агрегатной части Fuel Cell) хоть отбавляй. Дело в том, что при сохранении общей длины машины, ее «ранг» можно поднять на одну-две ступени! Колесная база у FCX Concept — 2800 мм — полноценный Е-класс! И не только в размерах дело. FCX не шумит, не дымит, идет очень плавно. Чем не представительский автомобиль! Кроме того, когда машины на топливных элементах станут доступными для рядового потребителя, отпадет, например, проблема экономии денег на «комфортных» опциях в пользу более мощного мотора. Красота!

Honda FCX Concept

От привычной комбинации приборов не осталось и следа. Всю информацию водитель получает с дисплея, на котором скомбинированы шкала мощности, которую выдает в данный момент времени силовой агрегат, индикатор запаса водорода и другие показатели. На киловаттной шкале, кроме того, можно наблюдать, какая часть энергии поступает от Fuel Cell, а какая от литий-ионной батареи. Также водитель сможет уловить, в какой момент начинается зарядка высоковольтной АКБ от рекуперации энергии торможения. Наловчившись, он станет поддерживать ее заряд на высоком уровне, при этом не сильно теряя в динамике.

Один вопрос: где же нам взять столько водорода, да еще и экологически чистого? Не только эксплуатация транспорта, но и производство топлива для него не должны наносить вред окружающей среде, иначе никакого эффекта не будет. Станет ли в будущем водород так же дешев, как сегодня метан? Для решения этой проблемы надо попытаться использовать возобновляемые источники энергии: солнечную радиацию, ветер, приливы. Да и нанотехнологии не мешало бы подключить.

Вождение

Несколько «длинный» руль. За счет большой колесной базы и малых свесов автомобиль устойчив в поворотах, крены в поперечной плоскости незначительны.

Салон

Большое пространство для головы и ног на передних и задних сиденьях.

Комфорт

Шум от работы силовой установки едва ощутим даже на высокой скорости.

Безопасность

Однообъемная компоновка как нельзя лучше позволяет обеспечить выполнение современных требований к пассивной безопасности. Но выдержит ли нагрузку резервуар с водородом?

Цена

Можно предположить, что условия будут умеренными.

Технические характеристики Honda FCX Concept

Габариты, мм4760/1865/1445
ДвигательДвигатель синхронный электродвигатель переменного тока, 129 л.с./3500–10500 мин-1
Трансмиссия1-ступенчатый планетарный редуктор, карданные валы со ШРУСами
Динамика 0-100 км/ч, cн.д.
Максимальная скорость, км/ч160
КонкурентыBMW Hydrogen7, Mazda RX-8 Hydrogen

Достоинства и недостатки

+ Отсутствие вредных выбросов, низкий уровень шума от движущегося автомобиля и в салоне.

— Хранение водорода в газообразном состоянии при высоком давлении, слаборазвитая инфраструктура.

Наше мнение

Honda FCX Concept

Благодаря Honda, продолжающей разработки в области удешевления производства топливных элементов и их адаптации к современному автомобилю, будущее транспортных средств действительно может быть экологически чистым. распространение Fuel Cell ограничено возможностями инфраструктуры.

Honda fcx concept

Get up to $7,500 in federal tax credits, and take advantage of stage benefits.

HOV Lane Eligibility

Access HOV lanes even while driving alone. States vary.

Cost Savings

Save money at the pump and on regular maintenance.

Roads >Complimentary 24/7 support is available, in case you ever need it.

HondaLink® App

Stay connected to your Clarity using your smartphone.

Convenient Charging Options

Plug and go with several ways to charge.

Frequently Asked Questions

Plug-in hybrid vehicles like the Clarity Plug-In Hybrid use high-powered batteries to power an electric motor, and another fuel, such as gasoline or diesel, to power an internal combustion engine.

They run on electric power, storing enough electricity in the battery to significantly reduce gasoline usage under typical driving conditions. When driven in EV mode they produce zero emissions, and when the battery becomes depleted or additional power is required, the vehicle automatically switches over to the traditional gas-powered engine.

Plug-in hybrids can be charged by plugging them into an electrical outlet or charging station, through regenerative braking or through the internal combustion engine.

A fuel-cell vehicle (FCV), such as the Clarity Fuel Cell, is a long-range all-electric vehicle that uses a fuel-cell stack to create electricity on demand.

Although it’s an electric vehicle, there is never a need to “charge” the car with a plug. Instead, it can be simply refueled in 3 to 5 minutes at a hydrogen station. Since the Clarity has a 360-mile range rating*, the time between fill-ups is similar to what you would experience in a traditional gasoline-powered vehicle—except the Clarity produces zero emissions. In fact, the only byproduct of this power source is water vapor.

While both powertrains use an electric drive motor, there are several differences that allow each vehicle to suit various lifestyles and driving uses.

Fuel-cell vehicles typically have range ratings of 300 miles or more and refueling times of approximately 5 minutes or less, along with a highly efficient fuel cell to create the on-demand electricity for power, with no emissions.

Plug-in hybrid vehicles use a traditional gasoline engine as well as an electric motor with a battery to allow all-electric driving capability. By utilizing this hybrid powertrain, the vehicle can be driven fuel-efficiently for long driving distances. When driven in EV mode, it produces zero emissions. The battery can be recharged from a power outlet much like a battery-electric vehicle.

The Clarity Plug-In Hybrid has an onboard rechargeable battery that stores energy to power the electric motor. The battery can be charged by plugging your Clarity Plug-In Hybrid into an outlet at home, work or any public charging station. There are two ways to charge, and both are accessible through the port located on the front left fender.

Читать еще:  Устройство заднего моста

• Level 1 charging can be done by plugging the vehicle into a 120-volt household outlet, and is convenient with the Level 1 120-volt adaptor that comes standard with the vehicle. It’s recommended that a dedicated 120-volt GFCI outlet (not shared) with a 15 amp circuit be used and that a licensed-electrician confirm the suitability of any outlet used.

Fueling your Clarity Fuel Cell is as simple as fueling a traditional gasoline-powered car and can be done in 3 to 5 minutes. Your Clarity dealer can provide simple instructions for refueling, and most hydrogen dispensers also provide on-screen training prompts to guide you through the fueling process.

When you first pull up to a hydrogen dispenser, you will be prompted to follow each successive step. While most dispensers will have two available pressures, and the Clarity is capable of using both, be sure to select the H70 pressure option to help maximize your range. When fueling is complete, you will be prompted to disconnect the nozzle and carefully return it to the dispenser. Your total will be deducted from your fuel payment card*.

Owners of hybrid or alternative-fuel vehicles can be eligible for up to $7,500 in federal tax credits. Some states also offer rebates and additional tax credits. These incentives can change frequently. View a list of incentives by state here.

Electric utilities may offer reduced electricity rates for electric vehicle owners. Also, several major car insurance companies offer discounts to EV owners. More potential benefits include rebates for home charger installation, free or preferred public parking, free charging at certain businesses, and reduced toll fees. Sacramento, CA, for instance, offers free parking and charging at public garages, and PG&E offers reduced rates for residential EV charging. Contact your utility and individual businesses for more information.

2005 Honda FCX Concept

A fully-functional Honda FCX Concept vehicle will be on display for the first time to the general public at the Los Angeles Auto Show. The FCX Concept features a newly developed compact, high-efficiency Honda FC Stack as well as a low-floor, low-riding, short-nose body. It offers a comfortably large cabin and futuristic styling along with significant improvements in power output and environmental performance. Limited marketing of a totally new fuel cell vehicle based on this concept model is to begin in 2008 in Japan and the Ú.S.

To meet Honda objectives for significant gains in both environmental and driving performance, the FCX Concept is equipped with a V Flow fuel cell platform consisting of a compact, high-efficiency fuel cell stack arranged in an innovative center-tunnel layout. This has allowed designers to create an elegant, low-riding, sedan form that would have been difficult to achieve in a conventional fuel cell vehicle. This new fuel cell stack is 20 percent smaller and 30 percent lighter than the current FCX FC Stack, yet its power output is 14kW greater. The drive motor has been positioned coaxially with the gearbox for a more compact design, with output increased by 15kW. Overall, the power plant is about 180kg lighter than that of the current FCX and about 40 percent smaller in volume. The result is improved energy efficiency and performance along with a more spacious interior.

While with previous fuel cell stacks the hydrogen and the water formed in electricity generation flowed horizontally, the new FCX Concept features vertical-flow design. This allows gravity to assist in discharging the water that is produced, resulting in a major improvement in water drainage, key to high-efficiency fuel stack performance. The result is stable power generation under a broad range of conditions, and higher output from a smaller package. Low-temperature startup has also been significantly improved, enabling cold-weather starts at temperatures 10ŒÓC lower than the current FCX — as low as minus 30ŒÓC.

As an auxiliary power source, the FCX Concept carries a compact, high-efficiency lithium ion battery, contributing to increased power output and a more compact power plant. These efficiency improvements to major power plant components give the vehicle a travel range approximately 30 percent greater than the current FCX. The vehicle is also highly efficient, with an energy efficiency of around 60 percent — approximately three times that of a gasoline-engine vehicle, twice that of a hybrid vehicle, and 10 percent better than the current FCX.

Other features include seat upholstery and door linings made from Honda Bio-Fabric, a plant-based material that offers outstanding durability and resistance to sunlight damage. Other improvements such as Shift-by-Wire and a newly designed instrument panel with easy-to-read display of hydrogen fuel consumption facilitate improved ease of operation.

The FCX Concept also features Honda’s advanced intelligent technologies that reduce driver burden, and the spacious interior allows for extra-large seats to maximize comfort. This premium sedan offers the ultimate in clean-running performance. The FCX Concept—enhanced mobility and a brighter, more rewarding future.

A premium, full-sized cabin with a fresh, upscale appearance

The FCX Concept is designed with a short front end to make the most of its unique low-floor platform, creating a comfortably large cabin. A tapered cabin profile and accentuated fender flare create an attractively dynamic look. The FCX Concept is a fuel cell vehicle that delivers style and excitement.

A futuristic, premium-quality interior

Premium intelligent technologies


Honda’s advanced intelligent systems accommodate the needs of drivers with enhanced safety and driving pleasure.

Source — Honda Motor Co.

Sept 25th, 2006-Honda held a demonstration drive of the next-generation FCX Concept fuel cell vehicle. The FCX Concept features a newly developed compact, high-efficiency Honda FC Stack as well as a low-floor, low-riding, short-nose body. It offers a comfortably large cabin and futuristic styling along with significant improvements in power output and environmental performance. Limited marketing of a totally new fuel cell vehicle based on this concept model is to begin in 2008 in Japan and the Ú.S.

To meet Honda objectives for significant gains in both environmental and driving performance, the FCX Concept is equipped with a V Flow1 fuel cell platform consisting of a compact, high-efficiency fuel cell stack arranged in an innovative center-tunnel layout. This has allowed designers to create an elegant, low-riding, sedan form that would have been difficult to achieve in a conventional fuel cell vehicle. This new fuel cell stack is 20 percent smaller and 30 percent lighter than the current FCX FC Stack, yet its power output is 14kW greater. The drive motor has been positioned coaxially with the gearbox for a more compact design, with output increased by 15kW. Overall, the power plant is about 180kg lighter than that of the current FCX and about 40 percent smaller in volume. The result is improved energy efficiency and performance along with a more spacious interior.

Читать еще:  Реле стеклоочистителя ваз

As an auxiliary power source, the FCX Concept carries a compact, high-efficiency lithium ion battery, contributing to increased power output and a more compact power plant. These efficiency improvements to major power plant components give the vehicle a travel range approximately 30 percent greater than the current FCX. The vehicle is also highly efficient, with an energy efficiency of around 60 percent — approximately three times that of a gasoline-engine vehicle, twice that of a hybrid vehicle, and 10 percent better than the current FCX.

The new fuel cell vehicle currently under development for release in 2008, will feature the principle technologies of the FCX Concept to achieve a new dimension in environmentally friendly driving pleasure not found with gasoline-engine vehicles.

Honda FCX Concept

Honda FCX Concept
Honda
aka
Introduction
Class
Body Style
Length
Width
Height
Wheelbase
Weight
Transmission
Engine
Power
Similar
Designer

The FCX Concept is Concept Car built by Honda to showcase and display the fruits of their research into the viability of Alternative-Fuel vehicles, specifically Hydrogen-powered cars. There have been several concept vehicles to wear the moniker starting in 1999. Its development later resulted in the leased 2002 prototypes of the FCX. More recently, Honda has developed a concept car in 2002 which has resulted in a fully production-ready vehicle for the 2009 model year, dubbed the FCX Clarity.

See Autopedia’s comprehensive Review.

Photos Edit

1999 FCX concept and prototypes Edit

The first prototype FCX is a two-door, four-seat vehicle that was launched in 1999. Dimensions are: length 4165 mm, width 1760 mm and height 1645 mm. The fuel cell was a PEFC (proton exchange membrane) manufactured by Ballard Power Systems. The fuel cell had power output of 78 kW.

The engine has a maximum output of 60 kilowatts (80 horsepower), torque of 201 lb-ft (272 Nm) and has a EPA certified range of 170 miles.

The first vehicles in the USA were delivered in December 2002 to the City of Los Angeles.

  • 1999 September
    • Honda FCX-V1: Hydrogen vehicle model
    • Honda FCX-V2: Methanol-fuel cell model
  • 2000 September
    • Honda FCX-V3: Ultracapacitor model, began tests in the public roads
  • 2001 September
    • Honda FCX-V4: evoluated model of FCX-V3
  • 2002 December
    • Honda FCX: first delivered model, delivered to Japanese Prime Minister’s office (Kantei) and Los Angeles City Hall.

2006 FCX concept Edit

At the 2006 Detroit Auto Show, Honda announced that it would make a production version of the concept FCX it had shown at the 2005 Tokyo Motor Show. On 25 September 2006 this new version was unveiled. The updated four-door sedan version looks much more sleek and futuristic, and has a high focus on comfort and interior space. It has a much more spacious interior with a mixture of plastic, wood and leather. [1] Production is expected to begin in 2008 in Japan and the U.S. [2] The production version will closely resemble the concept, although it is unknown if some of the concept’s more radical features, such as a tilting instrument panel, will be included.

According to Honda, the new fuel-cell stack is 20% smaller, 30% lighter and has a higher output of 100 kW (129 hp). The new powerplant is 180 kg lighter, 40% smaller in volume and has a high energy efficiency of 60%, compared with 20% for most internal combustion engines, 30% for most hybr >[3]

The new powerplant utilizes three electric motors: one front-drive motor with an output of up to 80 kW, this motor’s shaft is coaxial with the gearbox for a more compact front-end, and two smaller motors with a maximum output of 25 kW driving one of the rear wheels each. This layout makes the FCX technically an all-wheel-drive vehicle. The updated FCX has a maximum speed of 160 km/h (100 mph).

The new FCX utilizes several interesting new features. The new V Flow fuel cell stack can operate at temperatures as low as −30 °C. This is achieved by allowing the gas to flow vertically in the fuel cell stack. The tanks can store up to 5 kg (171 litres) of hydrogen at a pressure of 350 atmospheres, thanks to the new hydrogen absorption materials used. This allows a longer range of up to 350 miles (570 km).

To support the hydrogen fuel-cell technology, Honda also introduced the Home Energy Station (HES). This home solution can convert natural gas to electricity, heat and hydrogen to refuel fuel-cell vehicles. This allows consumers to refuel vehicles with hydrogen at home, important until hydrogen stations become widespread. Alternatively, the hydrogen can be used in the HES’s built-in hydrogen fuel cell, providing up to 5 kW of normal or backup electricity and/or hot water for the home. According to Honda, this solution is highly efficient and reduces running costs of electricity, gas and vehicle fuel by up to 50%.

Unique Attributes Edit

If there are any features of this vehicle that sets it apart from other vehicles in its class, then mention those unique attributes here.

Criticisms Edit

Please make sure to keep critiques in a third-person point of view. If using criticisms from a reputable automotive source, then please make sure to cite the quote.

Worldwide Edit

If the vehicle is sold in other markets worldwide, then this is the section to mention that information. Also, mention if the goes by another name in these other markets.

Design quirks and oddities Edit

Refer to any pop-culture tidbits about the vehicle in this section.

Awards Edit

List out notable awards that the model has recieved while in production. Boldface the company or orgainization that gives out the award, and Italicize the name of the award.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector