0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессиональная спецтехника и ее значение в жизни людей

Профессиональная спецтехника и ее значение в жизни людей

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

Подтипы профессий типа «Человек – Техника»

Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:

Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин

Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы

Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:

Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.

Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:

Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик

Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик

Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.

Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.

Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства:

Маслодел, повар, кондитер, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам.

Итак вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь определим к какому классу относится ваша будущая профессия.
Для того, чтобы пройти тест жми на картинку.

Профессия и ее роль в жизни человека

Жизнь человека — духовная и физическая — ее цен­ность, богатство и сохранность в большей мере связа­на с успешной «жизнью» в профессии.

Профессия — (от лат. «profiteer» — объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития»

Профессия как род занятий человека, нормативно рег­ламентированный социальными; юридическими и техни­ческими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания испол­нителя.

Профессия как объективная реальность «оживает» только в профессиональной дея­тельности, исполняемой человеком; в то же время, осваи­вая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жиз­ненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.

Таким образом, человек и профессия — это два взаи­мосвязанных явления, нормальное взаимодействие кото­рых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала.

Профессиональное самоопределение, являясь одним из видов самоопределения личности, представляет собой избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Для каждого мыслящего человека профессиональная деятельность — это целая жизнь, то, к чему он стремится, о чем мечтает; то, что он изучает, познает, осваивает, осоз­нает и преобразует. Профессиональная деятельность по­глощает большую часть жизни человека и является ее своеобразным источником. Именно в этой деятельности человек начинает познавать себя.

Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом и человек может осознавать себя в качестве его значимого «организ­ма». И в то же время она же может способствовать не только развитию человека, но и его разрушению. Путь в профессиональную деятельность — это многоэтапный и сложный путь, сопровождающийся кризисами профессио­нального становления человека как личности. Позитивное социально-направленное движение по этому пути требует от человека разумной активизации всех его сил (духовных, психических и физических), как данных природой, так и присущих ему как члену социу­ма

Роль профессии в жизни человека легко оценить как одну из важнейших. Профессия каждого человека деформирует его душу и тело по своему образу и подобию. От характера профессии человека в значительной мере зависит характер его идеологии, его духовного багажа, его этики, его симпатий и антипатий, вкусов и привычек, и всего мировоззрения. Мало того профессия может стать главным наполнением жизни человека. Столько людей вокруг нас посвящают всю свою жизнь профессии, двигая прогресс или помогая людям. Поистине, каждый человек штампуется и шлифуется своей профессией, при этом оставаясь неповторимой единицей человеческого общества.

Читать еще:  Замена лобового автостекла

Основу профессиональной пригодности составляют профессионально важные качества личности, которые формируются в ходе длительной трудовой деятельности работника. Задатки же, потенциальные возможности осуществлять ту или иную конкретную деятельность, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается и профессиональное мышление человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта — соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. К примеру, физическая сила и выносливость — пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.

Выявить профессионально важные качества личности помогают психологические тесты.

Согласно А. В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

— абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

— относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

— мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

— анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив–цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за ее исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак, можно дать следующее определение ПВК. Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

Спецтехника в современной жизни человека

Статья в промышленном каталоге статей.

Спецтехника в современной жизни человека,несомненно, играет очень важную роль. По сути, большую часть некоторых немаловажных работ мы выполняем с помощью той или иной специальной техники. Что же представляет собой эта самая «спецтехника»? Как не ошибиться и выбрать хорошую спецтехнику? Давайте обо всем подробно поговорим и, наконец, выясним: какую же спецтехнику лучше всего приобретать, чтобы в дальнейшем она вас только радовала, а не разочаровывала. И вам не приходилось оплачивать многочисленные ремонты и тратить свои драгоценные нервы, силы и здоровье.

Само слово «спецтехника» уже говорит нам, что это какое-то техническое оборудование, предназначенное для специальных работ, с которыми с помощью ручной работы человек не в состоянии справиться. Поэтому ему на помощь приходит разнообразная чудо — техника, способная выполнить самую трудоемкую работу,заняв при этом минимальное количество времени.Чаще всего такая техника нужна в коммунальных, строительных и сельскохозяйственных сферах жизни.Примером таких сложных работ являются буровые, землеройные работы, перевозка больших грузов, откачка воды и многое-многое другое.

Обычно специальную технику разделяют на две большие группы: это автомобильная спецтехника и тракторная.Бульдозеры, экскаваторы погрузчики, грузовики, краны, самосвалы, лесозаготовительная, коммунальная спецтехника, этот список можно продолжать перечислять бесконечно — всё это и есть отдельные виды спецтехники. Рассмотрим самые популярные виды спецтехники.

Экскаваторы — это основной тип самоходных землеройных машин. Различают одноковшовые и многоковшовые экскаваторы. Чаще всего их применяют для выемки грунта, так как экскаваторы могут работать в самых жестких условиях и на самых сложных участках.

Самосвалы – это саморазгружающиеся автомобили. У них есть опрокидывающийся кузов, который значительно облегчает работу на стройке, горнодобывающей промышленности и фермерском хозяйстве. Так же самосвал способен перевозить все необходимые большие грузы на нужное вам расстояние.

Вообще бульдозером называют специальное навесное оборудование, которое устанавливают на базовый гусеничный, а также на колесный трактора. Но в наше время бульдозером принято называть всю спецтехнику, у которой имеется приспособление в виде рамы с широким ножом для разравнивания, срезания и перемещения грунта на небольшое расстояние. В основном его используют для различных строительных работ.

Погрузчики используют для погрузки сыпучих грузов в виде щебня, песка, угля, камней и др. Современные погрузчики предназначены для различных строительных, коммунальных, дорожных и ремонтных работ. Существует два вида погрузчиков, которые различают по типу двигателя. Это электропогрузчики и автопогрузчики. Ещё погрузчики делят на мини-погрузчики, фронтальные, телескопические, вилочные и другие.

Автокран – это, по сути, автомобиль, на котором закреплен подъемный кран. Автокраны необходимы для погрузки и разгрузки главным образом штучных и тяжеловесных грузов. Преимущество автокранов в том, что они способны работать в круговой зоне равной 360 градусов. Это существенно облегчает работу, так как не требуется постоянное перемещение на рабочей местности.

Стоит отметить, что в последнее время, самые известные производители существенно снизили выпуск тракторов на колесном ходу, зерноуборочных комбайнов, башенных кранов, а так же, что удивительно, кран-балок. ( Кран-балка — это одна из разновидностей подъемного крана, у которых имеется таль с ручным или электрическим приводом, передвигается по ездовой балке с колесами. Используется в строительстве, как грузоподъёмное оборудование. )

Ещё долго можно перечислять различную спецтехнику, но давайте перейдем к такому вопросу, как производство, продажа и покупка этой самой спецтехники. На сегодняшний день очень много фирм занимается производством, продажей, а также сдачей в аренду различного рода спецтехники. Поэтому, если вы желаете, чтобы работа на спецтехнике приносила вам удовольствие, а не проблемы, то подойдите к вопросу о покупке очень серьезно. Если вы ещё не определились с тем, какая именно спецтехника вам необходима, то подумайте о том, для каких работ она вам нужна, как вы собираетесь ее использовать, и на какой срок она вам пригодится. Ведь, если спецтехника интересует вас в каких-то своих домашних целях, например,если вы собираетесь делать строительные работы на даче, то, конечно же, лучше взять нужную вам технику в аренду, чем покупать ее. Действительно, многие фирмы-производители предлагают услуги аренды на нужный вам срок, естественно за соответствующую плату.

Читать еще:  Виды защитных полировок для автомобиля

Итак, вы определились с выбором, нужной вам техники.Современные производители предлагают очень большой выбор своим покупателям. И теперь перед вами стоит очень важный вопрос. Какому производителю довериться? Для начала, узнайте как можно больше о фирме-продавце, поищите в интернете, почитайте отзывы тех людей, которые уже приобретали какой-либо товар у данного производителя, поспрашивайте своих знакомых, наверняка, они охотно поделятся с вами интересующей вас информацией о достоинствах и недостатках той или иной модели спецтехники этой фирмы. Узнавайте как можно больше. Всё этонесомненно вам пригодится. И, конечно же, постарайтесь не экономить, по одной простой причине, что дешевая спецтехника выйдет из строя и сломается гораздо быстрее, чем вам бы хотелось. Если же вы купите более дорогой и качественный товар, то, скорее всего, он прослужит вам долго и никогда не подведет. Отнеситесь к финансовому вопросу очень серьезно.

Поэтому хорошо подумайте, взвесьте все за и против, прежде чем сделаете свой выбор. Потратьте своё драгоценное время. Проявите рассудительность, и вам обязательно удастся сделать хорошую покупку качественной спецтехники. Удачи! Ключевые слова: экскаватор погрузчик, кран балка, навесное оборудование

Профессия и ее роль в жизни человека

Жизнь человека — духовная и физическая — ее цен­ность, богатство и сохранность в большей мере связа­на с успешной «жизнью» в профессии.

Профессия — (от лат. «profiteer» — объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития»

Профессия как род занятий человека, нормативно рег­ламентированный социальными; юридическими и техни­ческими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания испол­нителя.

Профессия как объективная реальность «оживает» только в профессиональной дея­тельности, исполняемой человеком; в то же время, осваи­вая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жиз­ненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.

Таким образом, человек и профессия — это два взаи­мосвязанных явления, нормальное взаимодействие кото­рых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала.

Профессиональное самоопределение, являясь одним из видов самоопределения личности, представляет собой избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Для каждого мыслящего человека профессиональная деятельность — это целая жизнь, то, к чему он стремится, о чем мечтает; то, что он изучает, познает, осваивает, осоз­нает и преобразует. Профессиональная деятельность по­глощает большую часть жизни человека и является ее своеобразным источником. Именно в этой деятельности человек начинает познавать себя.

Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом и человек может осознавать себя в качестве его значимого «организ­ма». И в то же время она же может способствовать не только развитию человека, но и его разрушению. Путь в профессиональную деятельность — это многоэтапный и сложный путь, сопровождающийся кризисами профессио­нального становления человека как личности. Позитивное социально-направленное движение по этому пути требует от человека разумной активизации всех его сил (духовных, психических и физических), как данных природой, так и присущих ему как члену социу­ма

Роль профессии в жизни человека легко оценить как одну из важнейших. Профессия каждого человека деформирует его душу и тело по своему образу и подобию. От характера профессии человека в значительной мере зависит характер его идеологии, его духовного багажа, его этики, его симпатий и антипатий, вкусов и привычек, и всего мировоззрения. Мало того профессия может стать главным наполнением жизни человека. Столько людей вокруг нас посвящают всю свою жизнь профессии, двигая прогресс или помогая людям. Поистине, каждый человек штампуется и шлифуется своей профессией, при этом оставаясь неповторимой единицей человеческого общества.

Основу профессиональной пригодности составляют профессионально важные качества личности, которые формируются в ходе длительной трудовой деятельности работника. Задатки же, потенциальные возможности осуществлять ту или иную конкретную деятельность, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается и профессиональное мышление человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта — соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. К примеру, физическая сила и выносливость — пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.

Выявить профессионально важные качества личности помогают психологические тесты.

Согласно А. В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

— абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

— относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

— мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

— анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив–цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

Читать еще:  Техническое обслуживание лада веста

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за ее исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак, можно дать следующее определение ПВК. Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

ПРОФЕССИЯ — «ПСИХОЛОГ»

Исключительное счастье человека — быть при своем постоянном любимом деле.

В. И. Немирович-Данченко

В процессе освоения учебного материала студент будет:

  • • понятия: профессия, профессиональная деятельность, профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, квалификация, компетентность;
  • • классификацию профессий;
  • • характерные особенности профессии «психолог»;
  • • объяснить роль и место профессии «психолог»;
  • • дифференцировать этапы становления профессионала в сфере психологии;
  • • различать специфические особенности образа психолога в профессиональной среде и в массовом сознании;

• навыками участия в тематической дискуссии «Психолог — “помогающая” профессия».

Профессиональная деятельность в жизни человека

Общее представление о профессии и профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность — это род занятий, для успешного выполнения которых необходимы определенные знания, умения и навыки, приобретенные в ходе специальной подготовки и необходимого обучения. В зависимости от содержания труда, специфики его предмета, целей, средств и условий различают разнообразные виды профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность — это необходимое условие реализации человека, раскрытия его талантов и способностей. Леонардо да Винчи писал: «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни».

Профессия (в широком смысле слова) — это социально-значимый род занятий человека, вид его деятельности. Так, Е. А. Климов выделяет различные аспекты понятия «профессия»: профессия как общность, как область приложения сил, как деятельность и область проявлений личности, как исторически развивающаяся система, как реальность, творчески формируемая субъектом [1] .

Евгений Александрович Климов (1930—2014) — выдающийся специалист в области психологии труда.

Основные публикации: «Образ мира в разнотипных профессиях» (1993); «Психология профессионала» (1996); «Психология профессионального самоопределения» (1996); «Общая психология. Общеобразовательный курс: учебное пособие для вузов» (1999); «Педагогический труд: психологические составляющие» (2004); «Психолог. Введение в профессию» (2007).

Профессия как общность — люди объединяются в качестве «делателей» чего-то нужного и полезного для общества. Профессия как общность начинает складываться тогда, когда намечается предметная область той или иной деятельности.

Профессия как область приложения сил — человек, задумывающийся о своем будущем, строящий жизненную, в том числе профессиональную, перспективу, ставит вопрос о выборе объекта и предмета труда. Климов выделяет пять основных предметных систем, с которыми люди взаимодействуют в процессе трудовой деятельности: биотические, имеющие отношение к живой природе; технические и природные абиотические, связанные с неживой природой; социальные; знаково-символические; художественные. Эти предметные области необходимы и равноценны с точки зрения общественной значимости. В реальной деятельности данные системы могут объединяться, смешиваться. Так, например, художник-реставратор должен иметь представление не только о стилях живописи и художественных манерах старых мастеров, но и разбираться в растворителях, клее, текстильных волокнах, уметь определить качество холста.

Отметим, что в психологии существуют и другие варианты классификации предметных сфер профессиональной деятельности. Например, Дж. Холланд (Голланд) — представитель концепции индивидуальности — предложил рассматривать профессиональные среды в зависимости от типа личности [2] .

Профессия как деятельность и область проявлений личности — в процессе профессиональной деятельности человек не просто производит товары или услуги, но и раскрывает свой творческий потенциал, реализует себя в труде.

Профессия как исторически развивающаяся система — это исторически возникшие формы деятельности. Само слово «профессия» берет начало от латинского profiteri — говорить публично. Как правило, профессия — это занятие, которому надо специально обучаться. Вспомним пословицы «Не учась, и лаптя не сплетешь», «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».

Первые профессии начинают появляться еще на заре становления цивилизации, в доисторические времена. Как только древние люди стали создавать оседлые поселения, заниматься возделыванием земель, сельским хозяйством, осваивать гончарное и кузнечное ремесло, возникла потребность в разделении труда (так как один человек не мог освоить все виды деятельности одновременно); постепенно начал развиваться товарный обмен. С появлением централизованного государства стали формироваться военные и управленческие профессии.

Индустриализация способствовала рождению различных профессий, связанных с производством, обслуживанием машин и станков. В постиндустриальную эпоху благодаря автоматизации производства у людей стало высвобождаться время, которое они могли тратить на потребление информации, в связи с чем стали появляться разнообразные профессии в сфере средств массовой информации (СМИ).

Некоторые профессии с течением времени теряют значимость и перестают существовать, им на смену приходят новые, более востребованные. Другие профессии, появившиеся в глубокой древности, не потеряли актуальности и в современном обществе, например, профессии врача, учителя, юриста. Врачеванием люди занимались еще в первобытном обществе, но с возникновением религии функция целительства сосредоточилась в руках служителей культа (жрецов, шаманов). До нас дошли имена врачей древности (Гиппократ, Асклепий). В настоящее время существуют различные отрасли медицины и множество медицинских специальностей. Педагогика также известна как одна из первых профессий. Зарождалась она в виде правил для взрослых по уходу за детьми, воспитанию подрастающего поколения (педагогика в переводе с греческого означает «детовож- дение»). Считается, что педагогика как наука появилась в Древней Греции в V—IV вв. до н.э.

Со временем многие профессии трансформируются, меняются с изменением культурно-исторического контекста, приобретают новые общественные смыслы и значения. «Профессия не существует в готовом, заданном виде, а формируется, складывается, распадается на разные профессии, специальности, которые могут либо отмирать, либо как-то объединяться. И все это происходит не иначе, как в живой деятельности людей, как процесс, в сущности, своеобразного творчества» [3] .

В современном мире изменения профессий происходят достаточно интенсивно. Этот процесс связан с техническим прогрессом, с компьютеризацией самых различных областей трудовой деятельности. Человек может менять профессию несколько раз на протяжении жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector