0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать рулевую рейку

Ремонт рулевой рейки своими руками. Последовательность действий

Смотрите также

Cмазка для рулевой рейки

    14 1 16k

Стук при повороте руля

    20 0 21k

Замена рулевой рейки ВАЗ 2114

    2 0 4k

Почему стучит рулевая рейка

    58 2 105k

Как устранить стук рулевой рейки

    43 1 63k

Ремонт рулевой рейки или редуктора усилителя руля, как ее еще называют, дело важное – его нужно уметь делать своими руками. Почему? Да потому, что если происходит неисправность рулевой рейки, то идет отказ рулевого управления, а это может обернуться катастрофой на дороге. Чтобы этого не произошло, нужно знать, как ремонтировать рулевую рейку.

Поскольку рейка — это часть соединяющая руль с колесами, она же и чувствует на себе неровности дорог, удары при поворотах. Соответственно, рулевая рейка довольно сильно изнашивается и нуждается в надлежащем уходе.

Признаки приближения ремонта рулевой рейки

  • появился стук в рейке, ощутимое биение в руле;
  • рулевое колесо начало крутиться тяжелее;
  • при вращении руля стал ощущаться люфт рулевой рейки;
  • из рулевой колонки начала подтекать жидкость ГУРа;
  • появились непривычные звуки при работе ГУР.

В основном, ремонт рулевой рейки на ВАЗ 21099 не сильно отличается от ремонта рейки на BMW 3 (E46), к примеру. Принцип действий тот же, но некоторые различия в конструкции есть. Надо признать, что работа достаточно сложная – прежде чем приступать к ней, необходимо знать устройство рулевой рейки.

Пригодится ремкомплект рулевой рейки, состоящий из сальников, уплотнительных колец, втулок, а также гофры, подшипника вала шестерни и тюбика со смазкой.В ящике с инструментами должны быть: специальный восьмигранный ключ, приспособления для снятия подшипников и щипцы для монтажа стопорного кольца. Разумеется, стандартный набор гаечных ключей тоже должен быть под рукой. Ремонт рулевой рейки своими руками делается на эстакаде или смотровой канаве.

Происходит это в три этапа – 1) снятие рулевой рейки, разборка/ чистка деталей; 2) замена негодных частей новыми; 3) проверка зубчатого вала рулевой рейки.

Разборка рулевой рейки

  1. Плоской отверткой открутить рулевые тяги от рулевой рейки
  2. Открутить нижнюю заглушку зубчатого вала.
  3. Открутить стопорную гайку.
  4. Снять стопорное кольцо и выбить вал.
  5. Изъять нижний сальник
  6. Извлечь стопорный штифт, блокирующий верхний сальник.
  7. Повернуть стопорную заглушку, вытащить стопорное кольцо за проволоку.
  8. Вытащить рулевую рейку с правой стороны, снять с нее сальник с пластиковой втулкой.
  9. Вытащить сальник, заглушку, извлечь пружину, прижимной механизм.

Сборка рулевой рейки

  1. Нанеся специальную смазку, становить внутренний сальник (пружиной вниз).
  2. Поставить рейку в корпус.
  3. Надеть втулку на правый сальник, смазать все детали, установить сальник.
  4. Установить заглушку, не забыв зафиксировать проволокой.
  5. Надеть на зубчатый вал нижний сальник.
  6. Установить рулевую рейку в среднее положение и вставить зубчатый вал на место (предварительно смазав).
  7. Поставить верхний сальник, установить стопорное кольцо.
  8. Закрутить нижнюю стопорную гайку, а также подшипник, заглушку.
  9. Установить и туго затянуть прижимной механизм, пружину и заглушку.

Далее установка происходит в обратной последовательности.

Как видно, ремонт рулевой рейки своими руками вполне под силу человеку знакомому с ремонтом в общих чертах. К слову, самостоятельному ремонту подвержены механические и гидравлические рулевые рейки, которые встречаются куда чаще, чем их современный аналог – электронная рулевая рейка. Последняя нуждается в специальной настройке, возню с которой лучше доверить профессионалам.

Диагностика и ремонт рулевой рейки своими руками

Рулевая рейка передает вращение от руля к колесам. Она влияет на управляемость, а любые неисправности этого узла делают автомобиль менее послушным. Элементы рулевой рейки подвержены естественному износу, также на них воздействуют ударные нагрузки от движения по неровным дорогам. Это приводит к тому, что к пробегу 200–250 тыс. км рулевая рейка почти каждого автомобиля требует замены или ремонта.

8 признаков неисправной рулевой рейки

В движении по неровностям и при повороте руля слышен стук в районе рулевой рейки.

Ухудшилась управляемость, автомобиль «кидает», особенно остро это чувствуется на высокой скорости.

Свободный ход руля (люфт) увеличен.

Руль вращается тяжелее чем обычно или рывками.

Руль не возвращается в исходное положение после поворота, приходится доворачивать руками.

Шумит насос ГУР, звук усиливается при вращении руля.

Падает уровень масла в бачке гидроусилителя.

На рейке или рядом с ней видны подтеки масла.

Почти все признаки из списка выше не указывают прямо на износ рулевой рейки, поэтому перед ремонтом нужно убедиться, что проблема именно в ней.

Стучать могут элементы подвески — шаровые опоры, рулевые наконечники, сайлентблоки, втулки и стойки стабилизатора. Износ этих деталей приводит к плохой управляемости, увеличению люфта рулевого колеса. Подвеску нужно проверить, неисправные элементы — заменить.

Тяжелое вращение руля, невозврат или медленный возврат в исходное положение может быть следствием неправильной регулировки рейки или нарушением развал-схождения колес. Если вы недавно регулировали рейку, переделайте, но уже правильно, проверьте углы установки колес на СТО.

Для автомобилей с электроусилителем причиной «тяжелого» руля может быть отказ электродвигателя, обрыв или замыкание цепи, окисление контактов в разъемах, неисправность блока управления системы или сгоревшие предохранители.

Утечка жидкости из системы гидроусилителя и шум насоса ГУР связаны — масло вытекает через изношенные сальники и уплотнения. Через них же в систему попадает воздух, из-за которого шумит насос. Осмотрите корпус насоса, шланги и соединения, если нашли течь — устраните.

Как определить износ деталей внутри рейки?

На заглушенном авто покачайте руль вправо-влево с небольшой амплитудой. Если слышен стук — нужен ремонт. Если есть помощник, пусть он в это время возьмется рукой за рулевую тягу, так можно точнее определить, где люфт.

Ремонтировать или менять?

Заменить неисправную рейку на новую проще, чем отремонтировать. Но дороже. Рассмотрим затраты на ремонт рейки автомобиля Ford Focus II 2009 года выпуска. Новая оригинальная рейка стоит 45 000 рублей. Заменители предлагают купить по цене от 20 000 рублей, но их ресурс, по отзывам автовладельцев, непредсказуем.

Ремкомплект для рейки Ford Focus II стоит 2 500 рублей, пыльники с хомутами — 600 рублей. Экономия очевидна, но на снятие, ремонт и установку узла придется потратить около 2-х дней. Для демонтажа и монтажа подойдет обычный комплект гаечных ключей, но чтобы разобрать и собрать рейку нужен специальный инструмент, который придется купить или изготовить самостоятельно.

Перед началом ремонта постарайтесь трезво оценить свои силы и возможности, сопоставить выгоду от самостоятельного ремонта и предстоящие трудозатраты.

Снятие рулевой рейки

Демонтаж рейки имеет свои особенности для каждого автомобиля, но в целом, порядок действий следующий:

Установить переднюю часть авто на подпорки, снять колеса.

Выпрессовать рулевые наконечники из цапф поворотного кулака (используйте специальный съемник).

Снять теплозащитный экран рейки.

Для автомобилей с гидроусилителем — открутить шланги подачи и обратки масла (под шланги подставьте емкость для слива жидкости), для автомобилей с электроусилителем — отключить разъем или снять датчик положения рулевого вала.

Открутить болты крепления рулевой рейки к подрамнику или моторному щиту (в зависимости от марки и модели автомобиля).

Ослабить стяжной болт карданного соединения рейки с рулевым валом.

Потянуть рейку по направлению рулевого вала для высвобождения шлицевого соединения (если рейка не идет, допускается сбить ее легкими ударами молотка).

Вытащить рейку через левую или правую арку колеса (зависит от компоновки подкапотного пространства).

Выпрессовка рулевого наконечника съемником

Совет: не в каждом автомобиле рейку можно достать просто так — может мешать подрамник. Снимать его полностью долго и сложно, попробуйте открутить только задние болты и опору двигателя, потом отвести подрамник вниз. Часто этого бывает достаточно и рейка высвобождается.

Для извлечения рейки в Peugeot 308 нужно открутить задние болты подрамника и отвести его вниз, это проще, чем снимать подрамник полностью.

После демонтажа рейку нужно очистить от грязи и вымыть.

Разборка рейки

Разбирать и собирать рулевую рейку лучше в чистоте, без песка и пыли. Если абразивные частицы попадут внутрь — поверхности и сальники быстро износятся, рейка потечет. Зафиксируйте рейку в слесарные тиски, если их нет, подложите на место разборки чистый картон или другой материал.

Важно: не зажимайте рейку в тисках слишком сильно — ее корпус из хрупкого сплава алюминия может лопнуть или деформироваться.

Порядок разборки рулевой рейки

Снимите хомуты и стяните пыльники рулевых тяг.

Надежно зафиксируйте корпус рейки и открутите рулевые тяги (на резьбовой муфте есть проточки для рожкового ключа).

Открутите контргайку и гайку регулировочного механизма, достаньте из посадочного гнезда шайбы и прижимную втулку.

Открутите корпус или гайку приводного вала (может понадобиться специальный ключ), достаньте вал из корпуса.

Вытащите зубчатый шток рейки.

Из корпуса рейки достаньте уплотнительные манжеты, втулки и фторопластовые кольца.

Расположение приводного вала и зубчатого штока в рулевой рейке

Совет: перед разборкой рейки сделайте метки положения зубчатого штока или замеряйте, насколько он выступает из корпуса с двух сторон, чтобы потом правильно собрать. Отмечайте положение регулировочной гайки и считайте витки при ее откручивании, чтобы после сборки установить прижимную втулку в правильное положение.

Дефектовка деталей

Детали разобранной рейки нужно протереть от масла, очистить от отложений и внимательно осмотреть. В ремонтных комплектах обычно поставляются только резиновые уплотнения и фторопластовые втулки с кольцами. Не для каждого случая этого может быть достаточно.

Тщательно осмотрите поверхность зубчатого штока — на нем не должно быть повреждений и следов износа. Особое внимание уделите рабочей зоне — зубьям и части штока, которая соприкасается с кольцами, сальниками и втулками. Любое повреждение, коррозия, риски и задиры приведут к быстрому износу уплотнений и течи рейки.

Глубокая коррозия штока рейки. Такую деталь ставить нельзя.

На косых зубьях шестерни приводного вала не должно быть трещин, зазубрин, сколов и глубокого износа. Ставить вал с такими повреждениями опасно — рейка может заклинить в движении.

Частая причина стуков в рейке — износ прижимной втулки. Рабочая поверхность детали должна быть гладкой, без следов продавливания и задиров. Прижимной втулки обычно нет в ремкомплекте рейки, но на многие автомобили ее можно купить отдельно.

Износ прижимной втулки — фторопластовая вставка продавлена

Сильно изношенные и поврежденные детали рейки нельзя восстановить в условиях гаража. Если при дефектовке обнаружены проблемы — обратитесь за помощью в специализированные СТО. Там могут отреставрировать вал и шток рейки на профессиональном оборудовании.

Сборка рейки

Собирайте рейку в последовательности, обратной разборке. Детали смазывайте маслом для ГУР перед установкой, чтобы на втулках не образовалось задиров.

Читать еще:  Ремонт и эксплуатация ниссан ноут

Фторопластовые кольца и втулки вставляйте в корпус рейки осторожно — материал хрупкий и может лопнуть от ударов или большого усилия. Для аккуратной запрессовки можно использовать торцевую головку и удлинитель подходящего размера из набора ключей.

После установки зубчатого штока отцентрируйте его по меткам, сделанным перед разборкой, затем вставляйте и прикручивайте приводной вал.

Вставьте в гнездо прижимную втулку и шайбы, заверните регулировочную гайку на нужное количество оборотов и проверните механизм рукой несколько раз от упора до упора (вращать нужно за приводной вал). Если рейка собрана правильно, зубчатый шток должен ходить легко, без заеданий. Зажмите контргайку регулировочного механизма.

Закрутите рулевые тяги и установите пыльники, обожмите их специальными хомутами.

Важно: не ставьте вместо хомутов пластиковые стяжки, они не обеспечивают надежный обжим пыльника, внутрь рейки будет попадать влага, шток заржавеет и повредит манжеты. Рейка потечет.

Установка рулевой рейки

Ставить рулевую рейку на автомобиль лучше с помощником — один заводит рейку со стороны подкапотного пространства, другой направляет карданный шарнир в шлицы вала из салона. Карданный шарнир можно поставить только в одном положении — в шлицевом соединении есть специальная отливка, которую надо совместить с пазом на ответной части. Не зажимайте сразу стяжной болт — карданное соединение займет правильное положение на шлицах после того, как будут окончательно прикручены рейка и подрамник.

Установите и зажмите болты крепления рулевой рейки и подрамника, после этого окончательно затяните стяжной болт карданного соединения рулевого вала.

Вставьте пальцы рулевых наконечников в цапфы и закрутите гайки. Присоедините трубки и шланги гидроусилителя (или разъемы проводов для системы с ЭУР). Залейте жидкость ГУР в бачок до отметки «максимум».

Установите колеса и не снимая автомобиль с подставок начните прокачку системы (для автомобилей с гидроусилителем).

Как прокачать систему ГУР

Прокручивайте руль несколько раз от упора до упора с небольшой задержкой в крайних положениях.

Снимите автомобиль с подставок, долейте жидкость в бачок ГУР, если уровень понизился.

Прокрутите несколько раз руль от упора до упора, также с задержкой в крайних положениях.

Убедитесь что насос ГУР не шумит, долейте жидкость в бачок, если уровень упал и осмотрите соединения, шланги и трубки ГУР на подтекание.

Совет: не спешите устанавливать теплозащитный экран, с ним будет сложнее осматривать рейку во время контрольной поездки.

После прокачки проверьте еще раз затяжку всех резьбовых соединений и сделайте контрольную поездку. Ремонт рулевой рейки можно считать успешным, если:

Руль стал легче и «острее».

Стуки и шумы прекратились.

Уровень жидкости в бачке ГУР не падает.

Автомобиль хорошо управляется, уверенно держит дорогу.

Если все в порядке, установите на место теплозащитный экран.

После ремонта рулевой рейки обязательно проверьте развал-схождение в автосервисе или самостоятельно.

Ремонт рулевой рейки: своими руками или на СТО?

Отремонтировать рулевую рейку самостоятельно в гараже выгодно, но не просто. Понадобится инструмент, время и терпение.

Специализированные автосервисы предлагают альтернативу ремонту в гараже или покупке новой детали — полную реставрацию рейки.

Специалисты сами снимут рейку, подберут нужный ремкомплект, восстановят проблемные элементы, которых нет в продаже. Если описанные в статье работы кажутся сложными — доверяйте ремонт рейки профессионалам.

Ремонт рулевой рейки своими руками – что можно сделать самостоятельно?

Самостоятельные работы с автомобилем проводить достаточно сложно, тем более, конструкции современных авто не располагает к гаражному ремонту или обслуживанию. Выполнение такой сложной специфической задачи, как ремонт рулевой рейки своими руками, возможен не на всех автомобилях. Даже если у вас есть необходимые знания и навыки, совершить качественный ремонт будет достаточно сложно без профессионального инструмента.

Выполнить некоторые задачи самостоятельно, а иногда и полностью отремонтировать или заменить рейку стремятся многие владельцы автомобилей. Для начала вам необходимо понять, что в рейке действительно есть какие-либо проблемы. Затем приступить к демонтажу, разборке, обслуживанию и обратной сборке механизма. Теперь рассмотрим все стадии подробнее.

Как проверить неисправность рулевой рейки?

Проверка неполадок с данных механизмом у многих водителей заключается в подергивании рулевого колеса. Если есть стук, многие считают, что виновата в этом именно рейка. Но не спешите делать таких выводов. Проблема может быть в ГУР, рулевых наконечниках или тягах, а также в рулевой колонке.

Для диагностики неполадок рулевой рейки можно проделать следующие процессы:

  • проверните рулевое колесо от упора до упора и наблюдайте за плавностью хода руля;
  • попросите кого-нибудь помочь вам в подергивании рулевого колеса по размеру люфта, а сами в это время возьмитесь рукой за рейку, чтобы ощутить щелчки в механизме;
  • визуально осмотрите рулевую рейку на предмет рваных пыльников и прочих механических повреждений;
  • проверьте крепление рейки к кузову, плотность монтажа тяг и наконечников.

Этим комплексом несложных действий вы сможете безошибочно определить, что проблема связана именно с рулевой рейкой. Тогда у вас будет достаточно оснований, чтобы приступить к ремонту данного механизма. Стоит добавить, что демонтаж и монтаж этого механизма намного проще выполнять вдвоем.

Демонтаж рейки и анализ повреждений

Прежде чем приступать к процессу демонтажа рейки, попробуйте подтянуть регулировочную гайку на корпусе устройства. Быть может, это позволит убрать неприятные стуки, избавив вас от необходимости ремонта. Если данная процедура не помогла, смело снимайте рейку.

Снять рулевую рейку достаточно сложно. В разных автомобилях это можно сделать с помощью разных способов. Для некоторых необходима работа на подъемнике или в смотровой яме, другим моделям достаточно снять колесо с водительской стороны и поднять авто на домкрате. Об этом можно узнать из специализированных источников или у специалистов. Демонтаж имеет несколько определяющих особенностей:

  • снятие рейки должно быть максимально осторожным, чтобы не повредить тяги и наконечники;
  • при демонтаже не стоит прилагать больших усилий, чтобы не повредить механизм;
  • после снятий обеспечьте закрепление рейки в тисках и не допустите попадания пыли внутрь;
  • дальнейшая разборка возможна только с наличием специализированных знаний.

После демонтажа механизма вы сможете оценить состояние рулевой рейки, проверить целостность пыльников и посмотреть на внутреннюю часть механизма. Если внутренние детали имеют признаки коррозии, придется задуматься о смене рулевой рейки. Владелец автомобиля без особых навыков в ремонтных работах может самостоятельно заменить пыльники, заменить наконечники, а также диагностировать целый ряд неполадок. Сделать это можно с использованием рекомендаций специалистов по конкретной марке машины.

Когда необходима замена рулевой рейки?

Часто проводить полную ревизию и капитальный ремонт рулевой рейки не имеет никакого смысла. Стоимость нового механизма может оказаться не такой высокой, что нивелирует все ваши выгоды от ремонта. Да и отремонтированный механизм явно не будет служить столь же эффективно, как новая рейка. Именно поэтому стоит знать ряд случаев, когда лучше заменить рулевую рейки и не пытаться ее ремонтировать:

  • если пыльники разорваны, а видимые части внутреннего механизма имеют повреждения;
  • в том случае, когда рейка изогнута от механического воздействия;
  • когда вам удалось разглядеть коррозию на внутренних деталях механизма;
  • если ранее уже выполнялась подтяжка рейки с помощью регулировочной гайки, а затем вернулся стук.

Во всех данных случаях можете смело покупать новую рулевую рейку и менять ее. Замену рекомендуют выполнять на специализированных СТО, где рейку смогут правильно установить, настроить и гарантировать вам качественную эксплуатацию. Многие владельцы автомобилей предпочитают менять рейку своими руками, чтобы избежать затрат на обслуживание у специалистов. Но такие действия часто становятся причиной дополнительных расходов.

В нескольких минутах процесс ремонта рейки показан на следующем видео:

Подводим итоги

Вмешиваться в работу рулевой рейки и пытаться самостоятельно выполнить ремонтные или восстановительные работы можно только в том случае, если вы знаете все стадии процесса разборки и монтажа этого механизма. Выполнение одного крепления неверным образом может стать достаточно большой проблемой, потому лучше воспользоваться услугами специалистов.

Тем не менее, производить несложные действия по замене пыльников или осмотру рулевой рейки можно и самостоятельно. А вы выполняли ремонт рулевой рейки своими руками?

Ремонт рулевой рейки своими руками

Выход из строя рулевой рейки – кошмарный сон любого автовладельца. Ведь устранение этого дефекта стребует серьезного приложения рук и средств, а также необходимость оставаться какое-то время без своего «железного коня». Следовательно, чтобы минимизировать последствия, нужно уметь распознать признаки надвигающегося ремонта и обладать хотя бы общим представлением о возможных поломках рейки. Кроме того, необходимо выяснить, насколько же целесообразен ремонт рулевой рейки своими руками, а также раскрыть аспект профилактических мер.

Признаки неисправности рулевой рейки

Рулевой рейкой называется силовой узел в конструкции рулевого механизма, предназначенный для передачи усилия с руля на колеса (управляемые). Именно через рулевую рейку и осуществляется процесс управления автомобилем посредством поворота направляющих колес.

Рейки подразделяются на 3 категории:

  1. Механические;
  2. Гидравлические;
  3. Электрические.

Рулевая рейка в разрезе

Неисправности могут быть разными. Впрочем, для их обнаружения не требуется обладать особыми знаниями – достаточно просто периодически инспектировать данный узел. Кроме того, следует знать причины, по которым могут возникнуть подобные дефекты.

1. Люфт на рулевом колесе

Люфт на рулевом колесе и возникновение звуков – если это проявляется при заглушенном силовом агрегате в процессе активного поворачивания рулевого колеса. В подобной ситуации проблема может заключаться в ослабленном упоре золотника , а также в недостаточных показателях упругости торсиона.

Люфт – причины подобного дефекта разнообразны. Он может проявиться в результате чрезмерного износа сайлент-блоков, фиксирующих рейку, изменение угла прилегания винта и зубьев из-за искривления картера либо вала, повреждения (механического характера) или ход (вертикальный) винтового подшипника. Для определения причин требуется диагностирование состояния втулки (сухаря) рулевой рейки, шарниров тяг, а еще центрального зуба.

2. Тяжесть и стук при повороте руля

Тяжесть при повороте руля обычно это проявляется в случае закисания карданчика.

Стук – наиболее распространенный признак. Причем источники такого стука в рейке различны. Как правило, звук возникает в следующих случаях:

  1. ход вала в подшипнике по вертикали;
  2. выработка ресурса шарниров и картера;
  3. предельный ресурс подшипников винта, втулки либо центрального зуба;
  4. кривизна картера либо вала, что приводит к неверному углу прилегания винта и зубьев;
  5. выработка ресурса сайлент-блоков;
  6. ослабление фиксации рейки;
  7. нарушения люфта.

3. Тяжелый ход и течь

Устройство рулевой рейки

Тяжелый ход баранки в крайних позициях – это, наряду с недостаточным возвратом и скрипом, наблюдается в случае перетянутой втулки, а также искривления картера либо вала.

Читать еще:  Технология полировки кузова автомобиля

Течь – она возникает в случае коррозии на валу либо износе сальника. Кроме того, подтекание имеет место при разгерметизации трубок (отводящей либо нагнетательной) цилиндра.

Основные дефекты рулевой рейки

  • Выработка ресурса втулки и ее картера;
  • Течь сальника на валу;
  • Чрезмерный износ картера на распределителе;
  • Выработка ресурса центрального зуба.

1. Выработка ресурса втулки и ее картера

Видео: Что делать, если застучала рулевая рейка?

Сама втулка необходима для надежного зажима зубьев и вала, а также крепления самого вала. Втулка посажена на специальную пружину, которая обеспечивает необходимую силу прижима, а также контроль за положением зубьев. Подобный дефект считается достаточно частым, особенно в тех рейках, где втулка изготовлена из пластика.

В результате – налицо износ втулки и стенок цилиндра, что приводит к вертикальному перемещению рейки и, как следствие, возникновению стука и люфту. Для определения подобной неисправности достаточно выехать на неровную дорогу и в движении покачивать рулевое колесо в стороны, а потом повторить это на стоящем авто. Кроме того, износ втулки будет проявляться в передаче на руль ударов во время езды по плохой дороге.

В данном случае необходимо ремонтировать рейку – простая подтяжка втулки ничего не даст.

2. Течь сальника на валу

Указанный сальник расположен на валу рейки. Особенностью такого дефекта становится позднее обнаружение течи, потому как на сальник не оказывается давления. Признаками подтекания сальника являются – гул при вращении рулевого колеса, а также понижение уровня жидкости, залитой в бачок гидравлического усилителя. В данном случае требуется срочно проинспектировать рейку, так как подтекать может не только сальник. Течь в состоянии возникнуть также из-за дефектных хомутов, насоса, патрубков, шлангов и т. д. Вероятность течи сальника во многом определяется и материалом, из которого тот изготовлен – во время сильных морозов некоторые из них растрескиваются.

3. Чрезмерный износ картера на распределителе

Данный дефект начинает проявляться постепенно – в незначительных закусываниях руля на холодном авто. Кроме того, руль становится все более тугим, а его возвращение в нулевую зону будет неполным.

Причина в конструкции колец, которые вращаются с валом картера. Со временем они образуют небольшие бороздки на поверхности распределителя картера и начинают пропускать масло. Это и приводит к потере давления и тяжести в баранке.

Возникновение борозд обусловлено добавлением во фторопласт, из которого изготовлены кольца, частичек металла, что трутся о вал. Примечательно, что для большинства японских моделей подобные проблемы не характерны, так как под кольцами установлены прокладки из резины.

Видео: Ремонт рулевой рейки ВАЗ. Сделай Сам!

4. Выработка ресурса центрального зуба вала

Одной из основных проблем является износ зубчатого механизма, основной задачей которого является процесс преобразования движения вращательного типа в поступательный. Причем практически для всех машин характерен износ среднего звена, так как движение в городе (в основной массе) характеризуется ездой по прямой с небольшими подруливаниями.

Для определения проблемы необходимо самостоятельно проинспектировать механизм, покачав рулем в стороны из средней позиции. При наличии стуков следует отправиться на СТО и осуществить комплексную диагностику. В случае износа центральных зубьев, придется заменить весь вал, причем использовать рекомендуется только оригинальные компоненты.

Реален ли ремонт рулевой рейки своими руками?

При поломке рулевой рейки рекомендуется не рисковать, и сразу отправляться на специализированное СТО. Своими силами можно лишь провести диагностику, тогда как ремонт рейки обычным водителем, при отсутствии должных знаний, опыта и инструментария, малореален.

Профилактические меры

С их помощью можно значительно продлить жизненный срок рейки:

  • аккуратный проезд неровностей и «лежачих полицейских»;
  • слежение за состоянием компонентов рулевой рейки, особенно ее пыльников и сальников;
  • прогрев масла в рейке зимой перед движением плавными и короткими поворотами;
  • не стоит удерживать баранку более 5 сек. в крайнем положении, так как это заметно увеличивает нагрузку на редуктор и уплотнения.

Подобные меры позволят заметно продлить срок эксплуатации рулевой рейки, а также избежать дорогостоящего ремонта или ее замены.

Рулевая рейка: замена. Как подтянуть рулевую рейку? Ремонт рулевых реек своими руками

Достаточно долго конструкторы и инженеры не уделяли должного внимания и времени разработке усилителя рулевого управления, а также рулевой рейки. Раньше требования к комфорту, управляемости автомобиля, а также небольшое пятно контакта покрышки с асфальтом давали возможность водителю полностью контролировать управление любыми транспортными средствами. Чтобы водителям не пришлось сильно напрягать силы, инженеры увеличивали диаметр руля, а передаточное отношение рулевого узла менялось в большую сторону. Водитель должен был вращать огромный руль, что было не слишком-то и удобно. К тому же нужно было сделать более 6 полных оборотов, чтобы развернуть грузовик. Точность движения и управления машинами не была такой высокой как сейчас. Причем здесь рулевая рейка? О ней ниже.

Рождение гидроусилителя

В самом начале, для того чтобы немного облегчить управление, применяли пневмоусилители рулевого узла. Такие системы применялись в 30-е годы прошлого столетия, а устанавливали их на большегрузные автомобили. Затем инженеры, занятые в разработке легковых машин, стали использовать гидравлику. Это стало началом создания сегодняшних гидроусилителей. Хоть такая система была намного сложней, нежели воздушная, в работе она была гораздо тише и комфортней. А главное – с использованием гидравлики удалось значительно повысить точность управления автомобилями.

Самая первая система усилителя устанавливалась на американских автомобилях Chrysler. В европейских странах первое устройство установили на Citroen DS 19.

Типы узлов

Всего существует три вида конструкций рулевых систем. Первый привод типа «червяк-сектор» знают автолюбители, которые сели за руль еще в советское время. Этой системой комплектовались отечественные машины. Действие механизма работает на червячной передаче. Рулевая трапеция двигается через сошку, когда червяк проворачивается через зубчатый сектор.

Такая конструкция успешно существовала на всех типах машин. Однако она себя исчерпала. И на смену червяку пришли устройства посложней. Узел представлял собой конструкцию из винта, шариковой гайки и рейки-сектора.

Работала эта система следующим образом. Винт получал движение от рулевого вала, через специальные шарики, которые двигались по резьбе, толкал поршень. Затем поршень передавал усилие на вторичный вал. Он, в свою очередь, заставлял двигаться рулевую сошку.

Рождение рулевой рейки

В 70х годах во многих легковых машинах стали применять гораздо более древний механизм рулевой системы. Эта система была реечной. Она имела шестеренку на валу руля, а также рейку с зубьями.

Также такие конструкции ставили в 30х годах на автомобили BMW. Чуть позже стало понятно, что для конструкции передней подвески в качестве рулевого узла отлично подходит именно рулевая рейка. Ее использование позволяет вести машину точно и очень легко.

Именно поэтому сегодня в конструкции современных и высокотехнологичных машин все чаще встречается эта деталь.

Что такое рейка?

Рулевая рейка или редуктор – это конструкция, которая обеспечивает передачу усилия от рулевой колонки в механизм, который поворачивает колеса автомобиля.

Рулевая колонка через карданный механизм соединена с зубчатым механизмом. Последний находится в зацеплении с редуктором. На редуктор или рейку передается усилие вращения, когда водитель управляет автомобилем.

Данная деталь помогает объединить колеса и руль в одну единую систему, которая умеет реагировать на минимальные усилия водителя транспортного средства.

Большинство современных автомобилей, кроме рейки, оснащены либо гидроусилителем руля, либо электроусилителем. Эти устройства призваны значительно уменьшать усилие, которое водитель прикладывает к рулю. Так можно сделать процесс управления более легким, точным и безопасным.

Самая важная деталь

Движение по нашим дорогам — те еще испытания. И если автолюбители еще чувствуют себя в машине более-менее комфортно, то для автомобиля это каждый раз огромное испытание.

Какой бы надежной ни была машина, раз за разом проезжая ямы и ухабы, иногда за приятными ушам звукам работы мотора можно услышать противный стук. Звучит стук из под дна автомобиля при преодолении неровностей дороги. Не нужно долго гадать, какой же узел стал виновником этого стука. Это выходит из строя рулевая рейка. А без нее особо не поездишь.

Почему она стучит?

Одна из популярных причин, по которым становится понятно, что необходим ремонт реек рулевых – это люфт на опорах из пластика или же в зацеплении. При езде по неровным дорогам из-за этого люфта и можно услышать этот подозрительный шум.

Начинающие автолюбители часто задаются вопросом о том, почему появляется эта неисправность. Дело в том, что многие иномарки попросту не предназначены под наши условия. Однако рейки стучат и на отечественных автомобилях.

Ужасное качество дорожного покрытия приводит к тому, что узлы и детали гораздо быстрее изнашиваются. А в числе первых идет износ механизмов рулевого управления. И тогда необходима замена рулевой рейки.

Что касается отечественных авто и иномарок для наших дорог, то к неисправностям рулевого механизма может приводить вождение по дорожным выбоинам на больших скоростях.

Еще одна популярная причина, которая сигнализирует, что автолюбителя ждет ремонт рулевых реек – это износ пыльников. Если защитные резинки износились, то в механизмы рулевого управления поступает грязь. Пыль и дорожная грязь смешивается с маслом, а затем просто съедает и саму рейку, и опоры. Если этого не заметить вовремя, то все заржавеет, и тогда — только замена.

Как водить, чтоб не стучало?

Во-первых, не нужно особенно резко жать на тормоза, а затем ускоряться перед препятствиями и после них. Такие действия приводят к удару об асфальт. Во-вторых, нужно внимательней парковаться, чтобы не ударять автомобиль колесами о бордюр. Здесь удар не прямой, а под углом. Так, удар полностью отдает в рулевое. Кроме этого, следует регулярно следить за защитными чехлами и постоянно проводить техническое обслуживание.

Ремонт рулевой рейки своими руками

Восстановление этой детали необходимо, если при движении вы слышите стуки, которые отчетливо чувствуются на руле. Когда стук можно слышать даже при простом вращении руля, когда машина стоит, то здесь без ремонта просто не обойтись.

Конечно, сложность ремонта напрямую зависит от типа поломки. Пыльники вполне может заменить каждый. Нужно знать, что регулировать рейку нужно вдвоем. Один человек вряд ли справится с этой работой.

Чтобы ремонт прошел максимально успешно, нужно заранее приобрести специальный ремкомплект, а также собрать нужный для этой операции инструмент. И здесь имеется в виду не стандартный набор автолюбителя, а вполне экзотический инструмент. Нужен специальный восьмигранный ключ на 17 и съемники подшипников.

Читать еще:  Почему стучат пальцы в двигателе при разгоне

Как убрать люфт?

На многих форумах начинающие автолюбители интересуются, как подтянуть рулевую рейку. В принципе, в этой операции нет ничего сложного, а если повезет, то можно будет обойтись какое-то время без капитального ремонта и замены детали.

Подтягивать необходимо против часовой стрелки если смотреть на рейку сверху. Следует затянуть до упора гайку. Затем немного ослабить ее. Это делается для обеспечения зазора между гайкой и упором. Можно посмотреть, какую имеет схему рулевая рейка. Фото даст более обширное понятие обо всех нюансах. Теперь необходимо проверить легкость движения рейки. Следует регулировать до тех пор, пока рейка не начнет перемещаться без шума и заеданий. Далее нужно зачернить резьбу картера в двух точках и нанести на точки метки, которые позволят зафиксировать положение.

Если все сделано верно, то любой посторонний шум должен полностью исчезнуть. Управляться автомобиль будет немного острее. После поворота рулевое колесо должно возвращаться в своей центральное положение без усилий со стороны водителя. Бывает так, что при регулировке рулевую рейку слишком сильно затягивают. Здесь рейка при движении будет как бы закусываться, а вращения руля будет немного затрудненным.

Если стук не пропал даже после регулировки, тогда нужно перебрать узел. Это хороший выход, потому что после переборки и восстановления есть шанс, что рулевая рейка, цена которой отнюдь не маленькая, немного походит до замены.

Что касается цен, на популярные иномарки цена этой детали начинается с 200 евро (от 13 тысяч рублей). Для автомобилей ВАЗ эта деталь обойдется от 4000 рублей до 20 000.

Итак, мы выяснили, как производится ремонт реек рулевых своими руками.

Как самостоятельно отремонтировать рулевую рейку

Как самостоятельно отремонтировать рулевую рейку (фотоотчет).Toyota Corolla 2003.

Полное и детальное описание довольно сложного процесса ремонта рулевой рейки с созданием новой втулки

Фотоотчет. Ремонт рулевой рейки TOYOTA COROLLA с ЭУР.

МЕТКИ (для поисковых систем): TOYOTA COROLLA ТОЙОТА КОРОЛЛА РЕМОНТ РУЛЕВОЙ РЕЙКИ РУЛЕВАЯ РЕЙКА E12 Е12

И снова здравствуйте всем ! Вот и готов обещанный фото отчёт по ремонту рулевой рейки. Пусть «старожилы» простят меня за повторы, но в фото отчёт я собрал всю информацию, необходимую для ремонта рейки начиная с чертежа втулки, заканчивая окончательной регулировкой. Все «ориентиры» (правый-левый, передний-задний) даны относительно водителя. Все фото (в том числе спец. ключа и втулки) выложены в фото галерее. Если у «последователей» возникнут вопросы, то прежде чем их задать, почитайте предыдущие сообщения. Может быть, там уже есть ответы (например : «Как узнать, что это во втулке стучит тыц?», «Почему именно фторопласт тыц ?», «Почему именно фторопласт 2 тыц», и т.д.)

Нам потребуется спецключ для разборки и регулировки рулевой рейки. Мой сделан из шестигранника на 22 мм и пластины 150*22*2.

И втулка рулевой рейки, изготовленная по данному чертежу (либо заказанная форумчанину Макару):

Размеры 24,9 мм; 31,1 мм; 32 мм необходимо изготовить с max возможной точностью и с min шероховатостью. В идеале, риски от токарного резца должны быть практически неразличимы.

Дополнение 13.04.2011. Обращаю ваше внимание на размеры втулки, а именно на диаметры 24,9 мм и 31,1 мм. Это сделано специально. Более того, полезность уменьшения внутреннего диаметра и увеличения наружнего диаметра на 0.1 мм была проверена и при ремонте реек на других авто Сузуки Свифт, Опель Агила. Поэтому, СТРОГО выдерживайте размеры втулки по чертежу.

Далее, втулку необходимо доработать.На втулке ножовкой по металлу делаются 6 продольных распилов, глубиной прим. 20 мм, равномерно расположенных по окружности. Затем, канцелярским ножом расширяем распилы и придаём им клиновую форму (см. фото). Один распил делаем на всю длину втулки и расширяем прим. на 3-4 мм. Этот распил нужен для вентиляции полости р/р, т.е. чтобы в пыльнике при поворотах руля не создавалось повыш/пониж давления. Этот распил при установке в рейку нужно расположить вверху и проследить, чтобы его не заполнило смазкой.

Должно получиться примерно вот так:

Перед началом работ обязательно отключите АКБ.

Первым делом нужно снять карданчик рулевого вала, при этом нужно помнить, что в рулевой колонке установлена так называемая «улитка» SRS AIRBAG, рассчитанная на 5 полных оборотов: 2,5 вправо и 2,5 влево. При превышении — она сломается и загорится лампочка «SRS». Как делаю я: отстегнув нижний карданчик в прямом положении руля и вынув ключи из замка зажигания (левая рука держит руль, правая снимает карданчик),кручу руль влево, пока он не «закроется». При установке, предварительно выставив колёса прямо, «открываю» замок зажигания и повернув руль теперь уже вправо в прямое положение — накидываю карданчик. Проверяю кол-во оборотов вправо-влево, при необходимости, карданчик переставляю. В итоге, планка руля в крайних положениях становится вертикально (число оборотов не помню, просто выставляю симметрию), и соответственно, радиус поворота вправо-влево будет одинаковым.

Также не забудьте отстегнуть защёлки пыльника, будет выглядеть примерно так:

При работе, соблюдайте технику безопасности. И лучше работать вдвоём.

Для снятия рулевой рейки делаем следующее.

Расшплинтовываем гайки, крепящие рулевые наконечники к поворотному кулаку, и резким ударом молотка, отсоединяем рулевой наконечник.

При работе, соблюдайте технику безопасности, в частности, откручивая болты в движении «от себя», держите ладонь раскрытой, в таком случае, если ключ соскочит, Вы не собъете себе пальцы (ох, сколько их было разбито).

Снятие рейки показано на примере а/м 2003 г.в., то есть дорестайл.

В красных и жёлтом кружках, те болты которые необходимо открутить на дорестайле. На более поздних — болты в красных кружках упразднены, остался только в жёлтом.

Стрелкой показан болт крепления рычага, его откручивать НЕ НУЖНО.

На этой фоте ПРАВАЯ сторона.

А на этой — ЛЕВАЯ.

Здесь показаны 2 из 4 сквозных болтов крепления рулевой рейки на дорестайле. Их откручивать не нужно.

На рестайлинговых а/м, рейка крепится 4 НЕ СКВОЗНЫМИ болтами.

Здесь показаны болты и гайки крепления «лыжи» и задней подушки КПП. В красном кружке — болт крепления рулевой рейки, его пока НЕ ТРОГАТЬ.

Нужно открутить всё, что обведено жёлтым, стрелками показаны отверстия в подрамнике, в которых спрятаны ещё две гайки крепления задней подушки. На рестайлинговых будут только болты.

Вот эти спрятанные гайки.

Теперь нужно подпереть подрамник, я, например, использую деревянный брус.

Теперь откручиваем две последние гайки крепления подрамника. На рестайле это опять будут болты.

И осторожно опускаем подрамник.

Вот теперь рейка, как на ладони. Откручиваем крепления и снимаем её. Подрамник остаётся висеть на стойках стабилизатора и шаровых опорах.

Теперь снимаем рейку и зажимаем в тиски, откручиваем RH рулевую тягу. Далее, необходимо открутить гайку, крепящую вал. Я это делаю острым зубилом и тупой металлической отверткой. Зубилом делаем «заруб», в который потом упираем отвёртку, и ударяя по ней молотком аккуратно откручиваем гайку:

Спецключом откручиваем регулировочную гайку и аккуратно вынимаем упор рейки вместе с пружинными шайбами (это можно сделать розжимом для стопорных колец):

Далее, нужно вынуть вал из корпуса р/р. Способов много, но наиболее «безболезненный» мне кажется, следующий: с помощью алюминиевых «губок» зажимаем вал (если нет губок, можно использовать плотный картон, паронит и т.д., главное, чтобы при зажиме не повредить шлицы) и тихонько ударяем молотком по корпусу рейки, чтобы вал вышел из корпуса:

Вынимаем рейку из корпуса. Теперь длинной отверткой с острым жалом надламываем штатную втулку и вынимаем её из корпуса. Перед установкой новой втулки, нужно проверить размер 5 мм,и, если он больше, подрезать торец канцелярским ножом. Иначе, при установке втулки, «лапки» цанги не захотят сесть в проточку. (Если в спешке, вы забыли это сделать, и цанга не хочет разжиматься, то втулку можно аккуратно вынуть из корпуса, осторожно поддев край её отвёрткой и ухватив её длинногубцами (в этом вся «прелесть» разрезной втулки). Теперь, из гладкой 1,5 л. пластиковой бутылки вырезаем прямоугольник, сворачиваем его конусом, и, вставляем в корпус рейки, это оправка для установки новой втулки. Оправку вставляйте на глубину не более 5 мм, иначе её трудно будет потом вытащить.

Вставив втулку «цангой» в оправку и пальцами заталкиваем её, чтобы «цанга» сжалась и вошла в проточку для втулки.

Далее, удаляем оправку и проталкиваем втулку дальше, пока она не сядет на своё место, при это следя, чтобы разрез втулки оказался наверху:

Теперь нужно разжать усики цанги. Можно сделать это отвёрткой.При манипуляциях со втулкой, помните, что фторопласт мягкий и не прикладывайте чрезмерных усилий к нему.

Далее, болгаркой или наждаком, делаем фаску на самой рейке, обязательно шкуркой устраните все заусенцы и острые края:

Теперь, смазав рейку и втулку тонким слоем смазки, аккуратно «вворачиваем» её во втулку с ПРАВОЙ стороны, для того, чтобы втулка окончательно усадилась. Если все исходные размеры втулки были соблюдены, то достаточно усилий рук, правда значительных усилий.

Далее, всё собираем в обратной последовательности, смазав всю поверхность рейки консистентной смазкой. Я использую Castrol LMX и кисточку.

Кстати, по поводу смазки. Того объёма, который заложили на заводе, в принципе, вполне достаточно, потому что, реально «работает» только тонкий слой смазки, находящийся непосредственно на поверхностях трения, а всё остальное, просто лежит «мёртвым грузом» в корпусе рейки. Я обычно, дополнительно к заводской смазке, смазываю зубья рейки, добавляю смазку в отверстие для вала и в отвертие для упора рейки (примерно по «чайной ложке»). И этого, вполне достаточно. При установке правой тяги, нужно капнуть на резьбу каплю резьбового клея.

Теперь, про регулировку. Сначала, я затягиваю рег. гайку до упора, а потом отпускаю, до тех пор, пока не смогу, держась руками за рулевой наконечник, «прогнать» рейку от упора до упора. Контргайку сильно не затягивайте (достаточно лёгкого удара молотком). Окончательную регулировку делаю на машине: усилий рук д.б. достаточно, чтобы, держась за колеса — выкрутить руль от упора до упора. Подклинивание недопустимо.

При установке карданчика, помните про SRS. Надежно закрепите внутри салона пыльник, иначе на карданчик будет попадать грязь. Обязательно нужно отрегулировать схождение. Вот вроде и все нюансы. Возможно что-то забыл или не очень понятно рассказал, так что поправьте или спросите. ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ от 26.11.2010.

«Дыхательный» разрез делать ОБЯЗАТЕЛЬНО, иначе будет вот что:

Как видно из фоток, произошло вакуумирование пыльника рейки. Чего происходить, конечно же, не должно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector