0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль логистики в современном бизнесе

Логистика в современном бизнесе

Современное состояние логистики в России характеризуется рядом противоречивых моментов. С одной стороны, на фоне значительного роста интереса к логистике как со стороны фирм, так и отдельных правительственных институтов объективно существует и недостаточное восприятие ее в целом в обществе. Для большинства образованного населения логистика все еще представляется чем-то загадочным, как в свое время, генетика или кибернетика. К сожалению, многие высшие руководители компаний и чиновники различного ранга весьма смутно представляют себе потенциальные возможности логистики в плане улучшения бизнеса, повышения конкурентоспособности российских фирм, решения макроэкономических и социальных задач. Катастрофически не хватает дипломированных логистических менеджеров, а также популярных изданий, раскрывающих содержание логистики в целом и отдельных ее функциональных областей. Буквально несколько месяцев назад наконец-то открыта соответствующая специальность в высшей школе. Явно недостаточна роль средств массовой информации в популяризации логистики, хотя хорошо известно: чтобы получить качественно новый результат, идея должна овладеть массами.

Между тем, опыт промышленно развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе, и этим объясняется тот факт, что все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. Как известно, под логистикой понимают эффективное управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с оптимальными затратами всех ресурсов для полного удовлетворения требований потребителей. Для этого логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как производство, информационный обмен, транспортировку, управление закупками и запасами, складирование, грузопереработку, упаковку и другие. В настоящее время в западных фирмах традиционные сферы приложения логистики слились воедино, образовав стратегическую инновационную систему. Высокопоставленные менеджеры, успешно работающие в логистике, все чаще выступают в роли межфункциональных координаторов различных частных видов деятельности как внутри, так и вне своих фирм. Стратегические интересы побуждают высокопоставленных менеджеров по логистике к преодолению межфирменных границ для налаживания эффективных взаимосвязей внутри логистической цепи. Наиболее яркое проявление современной логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности любой фирмы. логистика стратегический планирование

За рубежом логистика давно стала практическим инструментом бизнеса, а интегрированная логистика является одной из основных комплексных функций, характеризующих финансово-производственную деятельность западных фирм. Различные логистические концепции в стратегическом планировании и текущем управлении основными сферами бизнеса уже, по крайней мере, в течение двадцати и более лет применяют ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG АВ, Acer Computer, G& F Industries, General Foods, Johnson & Johnson и многие другие.

С логистическими системами связано получение 20-30 % валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно почти 10 %-ному увеличению объема продаж фирмы. Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

В большинстве зарубежных стран созданы и эффективно функционируют логистические ассоциации, организации и сообщества. Выходит большое количество периодических изданий по различным аспектам логистики, например, в США существует около двадцати подобных изданий. Логистика шагнула далеко за пределы национальных границ государств. Активно развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей. Периодически проводятся всемирные конгрессы по логистике. Наиболее интенсивное развитие за рубежом логистика получила за два последние десятилетия. Именно тогда возникли современные маркетинговая и интегральная концепции логистики.

Отечественная экономика переживает сейчас непростой период, когда необходим поиск путей выхода из затянувшегося кризиса. Одним из таких путей, как показывает мировой опыт, является построение логистических систем. Для России формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство. Уже сегодня наша страна участвует в международных проектах TEDIM, UNCTAD, TACIS по созданию региональных транспортно-логистических и телекоммуникационных систем, сети логистических центров в торговле и на транспорте. Разработан и внедряется ряд федеральных и региональных программ и проектов, элементами которых являются логистические системы (федеральные программы: «Возрождение торгового флота», «Дороги России», «Терминал», «Российская сеть региональных информационно-аналитических центров» и другие.).

На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компании пока еще в подавляющем большинстве настороженно относятся к внедрению логистических инноваций. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, перспективно мыслящие руководители многих фирм, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе, или основываясь на западном опыте, стремятся внедрить логистические концепции и системы.

Читать еще:  Рекомендации по выбору газового оборудования для автомобиля

Говоря о роли логистики в современном бизнесе, я прежде всего подчеркнул бы ее интегральный и оптимизационный характер. Использование логистических концепций и систем позволяет оптимизировать ресурсы компании (материальные, финансовые, трудовые), связанные с управлением материальными и сопутствующими потоками. Касаясь непосредственного применения принципов логистики в отечественном бизнесе, можно выделить два концептуальных момента, позиционирующих ее в качестве антикризисного инструмента менеджмента.

Прежде всего, потенциал логистики позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость фирмы на рынке.

Это связано с интегральным эффектом логистического менеджмента, позволяющем объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров в сквозном управлении материальными и сопутствующими (информационными, сервисными, финансовыми) потоками в полной логистической цепи «закупки-производство-дистрибьюция-продажи». Особенно это важно в условиях экономического кризиса, когда логистика становится одним из инструментов антикризисного управления.

Во-вторых, принципы и методы логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности, минимизацию полных логистических издержек фирмы. Сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, управление заказами и запасами, прокьюремент, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в новые технологии, техническое перевооружение производства, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума полных затрат, но и по таким ключевым факторам бизнеса как время выполнения логистических циклов (концепция JIT — «точно в срок») и качество потребительского сервиса (концепция TQM — «всеобщего управления качеством»).

Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы реализуется межфункциональным и межорганизационным логистическим менеджментом, позволяющим устранить конфликты между функциональными подразделениями фирмы и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу.

Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции.

При построении современных логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления фирмой и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями.

В настоящее время логистический менеджмент в фирмах рассматривается обычно как инструмент, позволяющий уменьшить общие затраты фирмы на традиционные функции закупок материальных ресурсов, управления запасами, транспортировки и грузопереработки продукции. Однако не редки случаи, когда уменьшение общих логистических издержек фирмы достигается за счет увеличения конфликтов между персоналом логистики и других функциональных сфер бизнеса. Традиционное разделение функциональных обязанностей и обособление уровней управления и контроля в определенных организационных структурах фирмы неизбежно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, сглаживание которых должно являться одной из задач персонала интегрированной логистики.

Резюмируя, можно сказать, что логистика обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми фирменными функциональными сферами, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж. Например, преобразуя маркетинговую информацию, логистический менеджмент воздействует на производство, оптимизируя производственно-технологический цикл и продуктовые характеристики. Рационально управляя запасами продукции в снабжении, производстве и сбыте, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций фирмы на рынке. Логистический менеджмент может обеспечивать эффективную координацию объемов закупок материальных ресурсов и производства готовой продукции с прогнозируемым маркетингом объемом продаж.

Таким образом, логистический менеджмент поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая противоречия между маркетингом, производством, финансами и оптимизируя межфункциональные внутрифирменные решения.

Многие менеджеры полагают, что сосредоточение ответственности за все операции и функции, из которых складывается логистика, в одном подразделении автоматически ведет к эффективной интеграции. Такое представление ошибочно, ибо подразумевает, что формальная структура важнее управления. Организационная структура сама по себе еще не гарантирует логистической интеграции. Логистические организационные структуры очень сильно отличаются в зависимости от конкретного предназначения, типа предприятия и имеющихся человеческих ресурсов. Главная задача заключается в формировании «логистического мышления», чтобы все менеджеры в компании научились рассуждать и действовать, исходя из понятий интегрированных усилий и экономичности. Для этого необходима соответствующая подготовка и переподготовка персонала фирм по логистике, получение систематизированных знаний в различных функциональных областях логистического менеджмента.

Логистика должна обеспечивать выполнение основной целевой установки фирмы — обслуживать потребителей на конкурентно высоком уровне с оптимальными общими издержками. Принимая решение о дифференциации на базе своей компетентности в сфере логистики, фирма должна стремиться превзойти конкурентов во всех звеньях своей деятельности. Обычно это означает, что логистика призвана обслуживать большинство потребностей производства и маркетинга таким образом, чтобы в полной мере использовать способность фирмы к своевременной и надлежащей поставке продуктов или услуг потребителям. Компании, наиболее преуспевшие в логистике, характеризуются альтернативными логистическими возможностями, исключительной гибкостью, работой в режиме реального времени, оперативным контролем, и, что наиболее важно, — совершенством поставки логистического сервиса.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что внедрение современных логистических концепций и систем является одним из стратегических путей повышения конкурентоспособности отечественных организаций бизнеса.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Щебетеева С.М. Роль и значение логистики в деятельности предприятия / С.М. Щебетеева, М.К. Айрапетян // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №4. — С. 34-37.

Читать еще:  Ваз 2114 заводится и сразу глохнет причина

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

С.М . Щебетеева , студент

М.К. Айрапетян , студент

Кубанский государственный университет

(Россия, г. Краснодар)

Аннотация . В статье характеризуется роль и значение логистики в современных экономических процессах. В работе рассматриваются вопросы логистического управления и проблем ы логистики в сфере производств а, а так же о координации работ в данной области . Выделены и проанализированы основные этапы развития логистических систем.

Ключевые слова : логистика, предприятие, логистическая система, логистический анализ, логистические операции, производство .

Логистика – важная деятельность , которая открывает широкие возможности для применения человеческих и материальных ресурсов , влияющие на национальное хозяйство . Логистическое управление в значительной мере оказывает воздействие на состояние финансово — экономического и правового обеспечения в условиях рыночной экономики . Это , прежде всего , следует отнести к рынку транспортных услуг , организации и функционированию складского хозяйства , развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятия х [1, с . 25]. Однако , деятельность в сфере логистики не ограничивается только данными направлениями , она более многогранна . Она также включает управление кадрами , коммерческую деятельность , организацию информационных систем и многое другое . Особая новизна логистического подхода – ограниченная взаимосвязь , соединение всех указанных областей деятельности с целью создания товаропроводящих систем , гармонично организованных , легко управляемых и высокоэффективных [2, с . 14]. Опыт экономически развитых стран и ведущих российских компаний демонстрирует , что логистике принадлежит стратегически важная роль в современных бизнес — процессах . Эффективность развития различных бизнес — систем , их конкурентоспособность на внешних и внутреннем рынках во многом опре деляется созданной логистической системой бизнеса и эффективностью логистического менеджмента [3, с . 8].

Логистика является частью процесса цепи поставок, где результативное планирование, осуществление и контроль над её основными этапами, включает в себя хранение и передвижение продукции, а также направление связанных с этим услуг и потоков информации от точки поставки до конечного пользователя для выполнения требований клиента.

Как правило, при решении определенных проблем, которые связаны с логистикой, необходимо исходить из конкретной производственной деятельности предприятия . Для это руководством , логистика, как объект управления, может рассматриваться с разных сторон :

1. Логистика , как оперативная деятельность – транспорт, склады, оборудование, маркетинг, бухгалтерский учет и обмен информацией, обслуживание клиентов.

2. Логистика , как деятельность, которая связана с управлением предприятия предоставляет все возможности для результативного совместного управления и обеспечивает гибкость в условиях конкуренции.

3. Логистика , как способ мышлени я, дает возможность рассматривать различные логистические процессы в совокупности, имеющее взаимные причинно-следственные связи.

4. Логистика , как область науки , изучает различные методы, используя функционирование логистических процессов и связанных с ними явлений.

Логистика , является в первую очередь управлением стратегического характера, при помощи которого можно улучшить стратегическое положения предприятия и повысить его конкурентоспособность. Логистика выступает образом мышления, который включает все сферы деятельности и уровни предприятия, а также направлением действий, который поддерживает независимые подразделения. Когда в предприятии открывается отдел, в котором осуществляется вся деятельность, связанная с логистикой, то этот отдел должен рассматриваться как занимающийся координацией действий, связанных с логистикой.

Предприятие может организовать свою работу, которая связана с логистикой, следующим образом:

— создат ь свой собственный отдел, который организует действия, связанные с логистико й;

— купить отдельные логистические услуги у сторонней организации , предоставляюще й логистические услуги (транспорт ировка, хранение и грузопереработка и др. ).

— купить логистические услуги, применяя долгосрочные контракты. В этом случае рождаются стратегические альянсы, стороны, связанные с доставк ой (отправитель и получатель товара) договариваются об использовании общей фирмы, которая предоставляет логистические услуги, то есть об использовании так называемые третьей стороны .

Компания, предоставляющая логистические услуги, отвечает за организацию, координацию и интеграцию всей сети.

При организации производственного процесса можно использовать два принципа построения логистической цепи, которые определяют всю систему движения товарно-материальных ценностей. Это «толкающая» производственная система (п роизводство на склад ) и «тянущая» ( производство в соответствии с полученными заказами ; ݀ проектирование в соответствии с полученными заказами ) .

Планируемый уровень информационно-технологических решении зависит от уровня указанных процессов, но в то же время зависит от конкурентов. Рост применения интернета , благодаря расширению бизнес-деятельности , как правило определен изменениями в условиях конкуренции, которые характеризуются глобальным экономическим ростом, смещением акцентов в сторону постиндустриального информационного общества и развития новых цифров ых технологий [4 , c . 112] .

Следует признать, что данные внеорганизационные и внутриорганизационные факторы влияют на изменения в бизнес-модели конкурирующих фирм и создают особую среду для формирования определенного сегмента рынка. В частности, стратегическое планирование, исследования и разработки, которые предшествуют организации продаж, находятся под очень сильным влиянием окружающей среды. Для демонстрации этого воздействи я часто используются предложенная М. Портером так называемая модель пяти сил, которая характеризует различные влияния, действующие на рынках. Этими пятью анализирующими силами являются: потребитель (клиент); поставщики; конкуренты; заменяющие продукты; преграды выхода на рынок [ 5, с. 87-88 ] .

Читать еще:  Как измерить компрессию в двигателе?

Анализ ведущих промышленных компаний позволил выявить четыре последова тельных этапа развития логистических систем. На первом этапе компании работают на основе выполнения смено-суточных плановых заданий, при этом форма управления логистикой наименее совершенна. Логистическая система обычно воздействует на хранение готовой продукции и транспортировку. Система действует на устранение сбоев плановых заданий. Работа системы оценивае тся величиной доли затрат на транспорти ровку и распределение продукции в общей сумме выручки от продажи.

Для логистических систем второго этапа развития , характерно управление материальным потоком от производства до ко нечного потребителя. Контроль системы распространяется на обработку за казов, хранение продукции, планирование, управление запасами, обслуживание клиента. При этом информационная система, которая обеспечивает эти процессы не имеет сложной архитектуры. Расходы на логистические операции должны реализовываться в рамках смет.

Системы логистики третьего этапа развития координируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя. Единственная область не контролируемая менеджером по логистике – это повседневное управление предприятием. Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового плана. Работа системы оценивается в сравнении со стандартами качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление основано не на реагировании системы на отклонения, а на предупреждении таких воздействий [ 6, с. 97 ] .

Число компаний, использующих логистические системы четвер того этапа развития, пока еще невелико. Область действий логи стических функций здесь в основ ном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании. Управление системой реализуется на основе долговременного (более одного года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований меж дународных стандартов. О существляют компании свою деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требований заказчиков.

Управление функциями глобального распределения, а также потоком информации и материалов предъявляет новые, повышенные требования к менеджерам логистики и их профессиональному уровню. Например, стратегия организации материально-технического снабжения и хранения продукции на складах требует знания закон одательных основ, налоговых сис тем, особенностей правительственного регулирования. Стратегия управления запасами связана с определенными требованиями к упаковке и маркировке, причем должны учитываться языковые различия. Эффективность обслуживания заказчика определяется эффективностью подготовки и обработки сложной документации, а также результатами действий по устранению таможенных барьеров. Кроме того, менеджер по вопросам логистики должен обладать хорошими навыками в сфере информационных технологий, уметь применять в сво е й деятельности телекоммуникационные возможности нового времени. Усиливается потребность в привлечении других фирм к участию в логистических процессах, распространяется применение аутсорсинг а [ 7, с. 26-27 ] .

Тем не менее, в настоящее время на передовых предприятиях традиционные функциональные области логистики: управление закупками и запасами, транспортировка, производственное планирование, складирование, сбыт и т.д. интегрировались на базе общей программно-информационной платформы и формируют основу корпоративной информационной системы. Информационные технологии – это ключевой ресурс всякой интеграции.

Таким образом, в недрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет предприятиям существенно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, снизить себестоимость продукции и логистические издержки, обеспечить удовлетворение потребителей в качестве продукции и сопутствующем сервисе.

1. Плоткин Б.К. Основы предпринимательской логистики : учеб.пособие / Б.К. Плоткин, Д.Ю. Гогин. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

2. Бауэрсокс Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. / Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. — 2-е изд./ Пер.с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

3. Губин Е.П. Логистика: учеб. пособие / Е.П.Губин; Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета. – 2012. – С. 8.

4. Линдерс М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика: пер. с англ. / М.Р.Линдерс, Х.Е.Фирон. — СПб., 2012.

5. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. – М.: Альпина Паблишер, 2011.

6. Аникин А.Г. Логистика: учеб.пособие / А.Г . Аникин. М.: «Инфра-М», 2004.

7. Кузнецова М. Логистические затраты: теоретический и практический аспекты // Пробл. теории и практики управл ения. 2009. N 2.

8. Гелета И.В., Калинская Е.С., Кофанов А.А. Экономика организации (предпри я тия): учебное пособие. М.: Магистр, 2007. – 303 с.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF LOGISTICS IN THE ENTERPRISE

Schebeteeva SM, student

Hayrapetyan MK, student

Kuban state university

Abstract . The article characterizes the role and importance of logistics in modern economic processes. This article addresses the issues of logistics management and logistics challenges in the production and coordination of work in this area. Identified and analyzed the main stages in the development of logical systems.

Keywords : logistics, enterprise, logistics system, logical analysis, logistics operations, production.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector