0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство автоцистерны для перевозки нефтепродуктов

Статьи

Требования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов

Автоцистерна представляет собой грузовой автомобиль, имеющий специальную емкость для перевозки, как правило, жидких веществ. Нефтепродукты относятся к опасным грузам, потому к транспортным средствам, перевозящим их, выдвигаются особые требования по безопасности. Все продукты нефтепереработки можно разделить на несколько категорий:

  • разогретый битум;
  • консистентные смазки;
  • топливо разных типов;
  • холодный битум и другие твердые продукты;
  • жидкие смазки.

Виды автоцистерн, перевозящих нефтепродукты

Автоцистерны, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов, можно разделить на 2 вида:

  1. Транспортные средства, используемые только для перевозки продуктов нефтепереработки.
  2. Транспортные средства, используемые для перевозки нефтепродуктов и для заправки ими другой техники.

В любом случае автоцистерны должны оснащаться всеми необходимыми средствами обеспечения безопасности. Это объясняется тем, что данный груз относится к числу взрывоопасных. Одна цистерна может использоваться для транспортировки нескольких нефтепродуктов. Это обеспечивается за счет наличия внутри нее отдельных отсеков.

Характеристики

Различное предназначение автоцистерн требует наличия определенных технических характеристик. В их число входят такие параметры:

  • масса цистерны;
  • предельная скорость движения (не более 70 км/час);
  • объем цистерны;
  • размещение технического шкафа;
  • диаметр трубопровода;
  • число отсеков;
  • материалы, из которых изготовлена цистерна;
  • форма транспортного средства.

Бензовозы могут использоваться для транспортировки не только светлых, но и темных нефтепродуктов, например, битума. Но при этом после каждой такой перевозки внутренности цистерны необходимо обработать горячим паром. Обычный бензовоз отличается от заправщика тем, что в последнем имеются раздаточный кран и сливной насос. Также часто такие транспортные средства комплектуются приборами учета топлива.

Обычно габаритные размеры автоцистерны составляют 9×2,5×4 м. Внутри она может быть разделена на несколько отсеков. В таком случае каждый из них оснащается собственным сливом, чтобы не допустить смешение разных нефтепродуктов.

Транспорт для особых условий перевозки

Чтобы транспортировать нефтепродукты в условиях бездорожья, используют более мощные автомобили, к которым присоединяют 3-осные прицепы. Такие транспортные средства оснащаются специальными шинами и дополнительными габаритными сигналами. Также обязательно имеются запасные колеса.

Цистерны-прицепы имеют определенные конструктивные особенности:

  • с обеих сторон установлены винтовые домкраты;
  • площадка выполняется из специализированной стали. Она комплектуется настилом, сборным ограждением и лестницей;
  • горловина имеет уровнемеры для определения объема перевозимой жидкости;
  • закрепляется горловина откидными болтами. В ней имеется дыхательный клапан, который регулирует испарение жидкости;
  • задняя часть цистерны оснащается шаровыми кранами и отстойником с фильтром;
  • для изготовления цистерны используется сталь. Сама емкость в сечении имеет форму эллипса, ее объем — порядка 40 м 3 ;
  • внизу цистерны установлены 2 герметичных люка.

Другие особенности автоцистерн

Каждая автоцистерна должна выдерживать определенное давление. Его значение устанавливается правилами безопасности. В бензовозе должна быть обеспечена возможность забора проб жидкости для определения ее качества и соответствия стандартам. Чтобы произвести слив нефтепродукта из цистерны, она должна обеспечивать автоматическое нагнетание во внутреннем пространстве.

Требования к транспортировке

Транспортное средство, предназначенное для перевозки нефтепродуктов, должно соответствовать целому ряду требований. Также определенные условия выдвигаются и к водителю. Общие требования безопасности включают в себя:

  • окрашивание автоцистерн для нефтепродуктов в определенные цвета;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • обеспечение водителя средствами индивидуальной защиты;
  • наличие на транспортном средстве надписей, указывающих на опасность перевозимых грузов;
  • оснащение транспортного средства оранжевыми сигнальными фонарями;
  • наличие у водителя допуска к транспортировке опасных грузов.

Автоцистерны для транспортировки нефтепродуктов могут комплектоваться оборудованием для заправки техники, электронной пломбировкой, оборудованием для нижнего налива и т. д.

Виды автоцистерн: классификация, особенности конструкций

Понятие «спецтранспорт» настолько емкое, что подразумевает все многообразие автотехники, используемой в нефтегазодобывающем комплексе, строительстве, сфере транспортных услуг, заправке автомобильного и воздушного транспорта и других областях. Одним из главных подвидов спецтранспорта являются автоцистерны. О них и пойдет речь в сегодняшнем обзоре.

Назначение автоцистерн

Семейство автоцистерн лишь на взгляд дилетанта может показаться простым и однородным. На деле же это целый мир не только заурядных, но и совершенно уникальных конструкций, ничего общего с примитивными бочками прошлого века не имеющий. По численности и классификации автоцистерны не уступают большинству других образцов спецтранспорта. А происходит это многообразие от задач, для решения которых маленькими и большими фирмами и компаниями с государственной, частной и другими формами собственности проектируются и строятся емкости на колесах.

В зависимости от перевозимых грузов цистерны могут быть разделены на две группы:

  • общего назначения – для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов;
  • специальные – для перевозки отдельных видов грузов.

Цистерны общего назначения, в свою очередь могут подразделяться на:

  • цистерны для перевозки светлых (бензин, лигроин и т.п.) и
  • тёмных (нефть, минеральные масла и т.п.) нефтепродуктов.

Общеизвестно, что первые бочки-прицепы и цистерны на автомобильном шасси использовались только для транспортировки жидких продуктов питания (молоко, квас, питьевая вода) да различных нефтепродуктов (мазут, керосин, бензин). Они представляли собой лишь металлические емкости цилиндрической формы с одной или двумя заливными горловинами и в лучшем случае — со сливным краном. В отличие от первых образцов, современные автоцистерны стали сложнее по форме и конструкции, используемым материалам и применяемому вспомогательному оборудованию.

Читать еще:  Основные причины повышения расхода масла в автомобиле

Сегодня уже никого не удивишь многоосным полуприцепом-цистерной из нержавейки, способным перевозить такое же количество жидкости, как железнодорожная цистерна. При этом некоторые образцы техники могут поддерживать внутри емкости заданную температуру и влажность воздуха, гасить колебания при транспортировке, дозировать жидкость при разгрузке.

Специальные цистерны разделяются на:

  • цистерны для перевозки: вязких грузов;
  • пищевых продуктов (молоко, патока, спирт, вина);
  • кислот (азотная, соляная, серная и др.);
  • сжиженных газов (пропан, аммиак, и др.);
  • затвердевающих (пек, капролактан и др.);
  • некоторых других грузов.

Сфера применения современных автоцистерн очень широка, но основными областями считаются кратковременное хранение, транспортировка и дозированная выдача жидких продуктов. Назначение самих автоцистерн определяет область их использования и, в частности: для светлых нефтепродуктов, нефти, газа, масел, битума, цемента, мазута, пищевых, технических и агрессивных жидкостей.

Конструктивные особенности

В зависимости от сферы применения, каждый вид автоцистерн имеет свои конструктивные особенности. А определяются они и изготавливаются в строгом соответствии с требованиями ГОСТов и утвержденных нормативных актов.

Причем регламентируются не только габаритные размеры, грузоподъемность, волнорезы, механическая прочность и нагрузка на ось. Особое внимание уделяется безопасности перевозок в соответствии с ДОПОГ (Декларация о перевозке опасных грузов). От этого и отталкиваются производители.

В настоящее время существует несколько видов сечения цистерн: в форме эллипса, строгого круга, так называемого чемодана (квадрат или прямоугольник со скругленными краями), а также переменного сечения.

Каждый вид сечения цистерны определяется основными техническими характеристиками базового шасси либо автомобиля, либо прицепа, либо полуприцепа. В первую очередь берутся во внимание такие параметры, как грузоподъемность, нагрузка по осям, длина рамы.

Несущая и рамная: что лучше?

В последние годы широкое распространение получили полуприцепы-цистерны. Их можно встретить как на одноосной, так и на четырехосной платформе, хотя иногда попадаются и «сороконожки». Но самыми многочисленными, пожалуй, являются автоцистерны на базе двух- и трехосных полуприцепов. Объяснение таким приоритетам простое — соображения практичности.

Все полуприцепы-цистерны, независимо от параметров и страны-производителя, имеют рамную или несущую конструкцию. Однозначно сказать, какая из них лучше, невозможно: и у той, и у другой есть свои плюсы и минусы.

Рамная конструкция позволяет эффективно использовать полуприцеп-цистерну на зыбких поверхностях, скажем, на песке или торфянике. Еще один неоспоримый плюс — защита огромной емкости краями платформы полуприцепа. В то же время указанная конструкция не позволяет увеличить полезный объем цистерны без увеличения грузоподъемности шасси. Есть минус и в отношении устойчивости: из-за высокого центра тяжести приходится снижать скорость транспортировки, с большей осторожностью маневрировать (особенно на трассе). Да и при прямолинейном движении по шоссе и сильном боковом ветре цистерна «гуляет» из стороны в сторону.

Несущая конструкция, напротив, характеризуется низким центром тяжести. Это обеспечивает ей эффективное распределение нагрузки на седельное устройство тягача и оси базового полуприцепа. А за счет переменного сечения цистерны появляется возможность увеличить полезный объем цистерны без увеличения грузоподъемности шасси. Другой немаловажный аспект состоит в том, что защита цистерны обеспечивается боковыми залицовками (противоударная бронезащита) и противоподкатными брусьями (по бокам и сзади). Однако использовать указанную конструкцию на зыбких (сыпучих) поверхностях нежелательно.

Используемые материалы

Говорят, голь на выдумку хитра. И действительно, какие только материалы не используются при изготовлении цистерн! Для изделий последнего десятилетия и в России, и за рубежом чаще всего применяют различные виды стали: черную углеродистую, нержавеющую, низколегированную. Но не только их. В почете у производителей высокопрочный алюминиево-магниевый сплав. Вообще, материал, из которого изготавливается цистерна, зависит от физических свойств и массы перевозимого продукта, области ее применения и в обязательном порядке — от климатических условий. Как нельзя сделать обувь, одинаково пригодную и для пляжа, и для ледовой арены, так нельзя соорудить автоцистерну, которая окажется максимально эффективной и на Крайнем Севере, и на экваторе.

Объем и шасси

Удивительно, но факт: цистернами называются и небольшие бочки, объем которых составляет всего один-два кубометра. Такие емкости чаще всего монтируются на базе коммерческих автомобилей городского назначения. В Европе, например, их используют представители мелкого и среднего бизнеса для оперативной доставки прохладительных напитков и пива. В почете они и у коммунальщиков, озабоченных уборкой улиц в условиях плотной застройки. Да мало ли где еще используются такие «карлики».

Что касается других бочкообразных, то их объем может достигать 40 м3. Такие емкости применяются в промышленном и гражданском строительстве, сельском хозяйстве, военной и «штатской» авиации — словом, везде, где в них существует потребность.

Объем транспортируемой цистерны напрямую зависит от грузоподъемности базового автомобильного шасси и платформы прицепа или полуприцепа. А в качестве базы для автоцистерн используется практически любое шасси отечественного и зарубежного производства: от российской «Газели» до американского «Петербилта».

Список заводов и фирм, выпускающих автоцистерны на нашем континенте, огромен. Да что на континенте — даже на территории СНГ их счет идет на десятки. Достаточно вспомнить российские ОАО «ГРАЗ», ЗАО «Бецема», «Алексеевка Химмаш», Экспериментальный Ржевский, а также Воскресенский и Людиновский машиностроительные заводы, челябинскую «Строймашину» и НефАЗ из Татарстана. Отдельные виды цистерн производят в Беларуси и на Украине. И хотя новые фирмы по выпуску такой спецтехники появляются очень редко, число наименований неуклонно растет.

Читать еще:  Тюнинг ваз видео: умельцам на заметку

Автоцистерны для нефтепродуктов: технические характеристики, устройство и требования

Автоцистерна для нефтепродуктов — это разновидность грузового автомобиля. Её дополняет специальная ёмкость. В отношении такого авто действуют повышенные требования в плане безопасности, аналогично другим видам автомобилей, применяемым для транспортировки разных опасных грузов.

Есть много видов автоцистерн, объединённых в 2 группы:

  • транспортные — предназначаются для транспортировки нефтепродуктов тёмного и светлого типов;
  • заправочные — для заправки и транспортировки нефтепродуктов светлого типа, а также ГСМ.

Технические характеристики автоцистерны для нефтепродуктов

Технические характеристики автоцистерны для перевозки нефтепродуктов определяются её предназначением. К ним относятся:

  • вес автоцистерны;
  • размер трубопровода;
  • наибольшая скорость езды;
  • число отсеков;
  • объём автоцистерны для нефтепродуктов;
  • материалы её производства;
  • место расположения её технического шкафа;
  • форма автоцистерны.

Бензовоз позволяет перевозить нефтепродукты светлого и тёмного типов, к которым принадлежит мазут. Однако после того, как продукт доставлен, дальнейшее использование цистерны предполагает предварительную обработку её нагретым паром.

Основное различие между автозаправщиком и обыкновенным бензовозом состоит в том, что первый имеет сливной насос и раздаточный кран. Также множество современных АТЗ оборудованы счётчиками, учитывающими топливный расход.

В случае, когда автоцистерна для перевозки нефтепродуктов, средние размеры которой составляют 9 на 2,5 на 4 метра, оборудована несколькими отсеками, каждый такой отсек должен иметь отдельный слив, позволяющий устранить риск смешения.

Объёмы автоцистерны для перевозки нефтепродуктов

Материалами для производства цистерн для нефтепродуктов являются стеклопластик и сталь. Материал определяет, какие именно жидкости будут транспортироваться и в каких объёмах.

Стальная цистерна применяется для перевозки нефтепродуктов светлого типа. Она представляет собой прочную машину, имеющую довольно значительную массу (от семи до девяти тонн). Число отсеков определяется объёмом автоцистерны и может составлять от трёх до пяти. Объём стальной автоцистерны — 1 500 — 50 000 л.

Алюминиевые цистерны предназначаются для перевозки горючего. Они имеют меньшую массу (от пяти до семи тонн). Конструкция автоцистерны для перевозки нефтепродуктов из алюминия может включать пять отсеков, суммарный объём которых может достигать 36 000 л.

Стеклопластиковая цистерна предназначается для нефтепродуктов тёмного и светлого типов. Объём такой автоцистерны — 5 000 — 30 000 л.

Устройство автоцистерны для нефтепродуктов

Корпус автоцистерны и любой её отсек оснащён горловиной, чей размер определяется компенсацией расширения объёма жидкости при перевозке.

Объём горловины рассчитывают таким образом, чтобы достичь предупреждения перелива автоцистерны при осуществлении автоматизированного налива. Этот объём зависит от продуктивности насоса и от времени, необходимого для отключения насоса при достижении уровнем нефтепродуктов определённой отметки.

На горловину цистерны устанавливаются люки, обладающие герметичностью и имеющие огнеупорный фильтр. Горловина в автоцистерне имеет воздухоотводящие трубки, предотвращающие появление мешков воздуха при заполнении автоцистерны.

В горловинах присутствуют специальные планки для демонстрации предельного уровня при наливании жидкости, который определяется при тарировке цистерны. Такие планки содержат указание объёма автоцистерны, которое заверяется клеймом.

Конструкция

Устройство автоцистерны для перевозки нефтепродуктов предполагает наличие корпуса, имеющего вид горизонтальной ёмкости круглой либо (преимущественно) овальной формы. Материал корпуса автоцистерны — сталь, алюминий либо полимеры, обладающие электропроводностью. Внутри стенки цистерн для профилактики ржавчины оцинкованы.

Иногда в автоцистерне имеется два и более отсеков, которые разделяют герметичные перегородки. Каждый такой отсек имеет отдельное оборудование для налива и слива.

Цистерна и любой отдельный отсек оснащены съёмными алюминиевыми перегородками. Это волнорезы, они не достигают дна автоцистерны. Благодаря им уменьшается воздействие инерции, возникающей во время внезапного торможения авто, а также его резкого разгона. Волнорезы вдобавок предотвращают эмульгацию жидкости.

Производство автоцистерн для нефтепродуктов

Сейчас в РФ работают собственные производители таких автоцистерн, вытесняющие иностранных конкурентов. Самыми известными считаются следующие компании:

Требования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов

Важный нюанс, который обязательно нужно учитывать во время организации перевозки нефтяных продуктов с помощью автотранспорта — необходимые меры для избегания возгорания. До 30% аварий у грузоотправителей грузов происходит в ходе наполнения цистерны, 25% — при транспортировке в ней, ещё 25% — при сливе горючего.

Для обеспечения безопасного движения нефтепродуктов на автотранспорте, существует ГОСТ 5091396. Ещё организация подобной транспортировки требует от компании соблюдения международных норм относительно перевозки опасных грузов.

Чтобы минимизировать риски при транспортировке цистерной груза из категории опасных, выработаны требования к её оснащению, учитываемые в техзаданиях на разработку конструкции соответственно ГОСТу.

Автоцистерны для нефтепродуктов

Транспортировка нефтепродуктов – важный и опасный процесс. Для доставки нефтепродуктов используют специальный транспорт, который соответствует всем требованиям перевозки огнеопасных веществ – автоцистерны.

Характеристики автоцистерны для нефтепродуктов

Автоцистерна – грузовой автомобиль, оборудованный резервуаром для перевозки нефтепродуктов.

Автоцистерны делятся на два типа:

  • транспортные – предназначены для перевозки нефтепродуктов;
  • заправочные – необходимы для перевозки и заправки топливом.
Читать еще:  Ваз 2107 ремонт карбюратора

Отличаются эти автоцистерны только кузовом. Автоцистерны могут быть, как оснащены, так и не оснащены оборудованием для заправочных работ.

Каждый транспортный и заправочный полуприцеп-цистерна модифицирован для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, которые нельзя перевозить в одинаковых емкостях.

Автоцистерна для перевозки светлых нефтепродуктов (бензовоз) предназначена для перевозки бензина, дизельного топлива, моторного масла.

Бензин состоит из летучих и взрывоопасных частиц, поэтому бензовозы изготавливают с учетом высоких требований к пожарной безопасности. Конструкция бензовоза позволяет перевозить одновременно несколько видов топлива.

Автоцистерна для перевозки темных видов нефтепродуктов (битумовоз) предназначена для перевозки нефти, битума, мазута. Темные нефтепродукты имеют довольно густую консистенцию и могут замерзнуть при низких температурах, что осложнит процесс перекачки. Поэтому, чаще всего, автоцистерна битумовоза оснащена специальными системами, которые способны обеспечить подогрев груза до 250С, что позволяет транспортировать нефтепродукты на дальние расстояния.

Объемы автоцистерн для нефтепродуктов

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов изготавливают из стали или стеклопластика разного объема.

По типу материала цистерны делятся на несколько категорий:

  • из конструктивной стали;
  • из алюминия;
  • из нержавеющей стали;
  • из стеклопластика.

Автоцистерны из конструктивной стали используются для транспортировки светлых нефтепродуктов. Это прочные машины с достаточно большим весом от 7 до 9 тонн. Количество отсеков, в зависимости от объема цистерны, составляет от 3 до 5. Объем такой цистерны от 1500 до 50000 литров.

Автоцистерны из алюминия предназначены для транспортировки топлива. Благодаря материалу, легче, чем у предыдущего вида и вес машины составляет 5,7 тонн. Состоит цистерна из 5 отсеков общей вместимостью 36000 литров.

Автоцистерны из нержавеющей стали используются для перевозки светлых нефтяных продуктов. Вес конструкции – 6,5 тонн. Цистерна состоит из 4 отсеков, общий объем – 34000 литров.

Автоцистерны из стеклопластика предназначены для транспортировки темных и светлых нефтепродуктов. Объем цистерны составляет от 5000 до 30000 литров.

Методики проверки автоцистерн для жидких нефтепродуктов

Для перевозки нефтепродуктов используется большое количество калиброванных автоцистерн, которые одновременно играют роль транспорта и средства измерения.

Поскольку стоимость нефтепродуктов высока, к точности калибровки предъявляются повышенные требования.

Автоцистерна для перевозки нефтепродуктов является мерой полной вместимости. Это значит, что по установленному ГОСТ, автоцистерны, заполненные до горлышка, соответствуют своему номинальному объему. Но это относится только к цистернам прошедшим испытания. Такие автоцистерны на законных основаниях могут одновременно перевозить и измерять нефтепродукты.

Прохождение испытаний (поверки) осуществляется массовым и объемным методами.

При массовом методе транспортную меру взвешивают на весах, учитывая температуру, плотность воздуха и поверочной жидкости.

При объемном методе в автоцистерну закачивается поверочная жидкость, что позволяет определить действительную вместимость цистерны.

Автоцистерны, прошедшие поверку, регистрируют в реестре средств измерений.

Производители и поставщики цистерн для нефтепродуктов

В последнее время в России стали активно производить цистерны для нефтепродуктов, вымещая импортную продукцию с отечественного рынка.

  • «Bonum». Компания была основана в 2013 году, как импортер цистерн-полуприцепов. Видя все недостатки импортной продукции, ростовская компания решила сама производить автоцистерны. В первую очередь основатели BONUM внесли изменения в конструкцию турецких полуприцепов, адаптировав их для условий России. В 2015 году были выпущены первые автоцистерны-полуприцепы для перевозки светлых и темных нефтяных продуктов. На сегодняшний день – это надежный производитель, выпускающий автоприцепы двух комплектаций Классик и Премиум.
  • ТД «Фокс Танк». Машиностроительный завод производит автоцистерны европейского класса для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, а также авто-топливозаправщики вместимостью от 1200 до 45000 литров. Автоцистерны выпускаются на автомобильных шасси отечественного (ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ) и импортного (FORD, MANN, VOLVO) производства.
  • ООО «УралСпецТранс». Машиностроительный завод с новейшими технологиями производства и современным оборудованием, серийно выпускающий и обслуживающий авто-топливозаправщики, автоцистерны, прицепы-цистерны, полуприцепы-цистерны. Компания производит спецтехнику по индивидуальным заказам.

Где купить автоцистерну для перевозки нефтепродуктов

Продажей автоцистерн для перевозки светлых и темных нефтепродуктов занимаются как сами производители, так и компании посредники, представляющие продукцию различных компаний.

  • «Автобау». Компания является официальным дилером и партнером крупнейших Российских заводов-производителей спецтехники. Это позволяет предлагать потребителю продукцию по ценам не превышающих цен завода-производителя. Также компания занимается гарантийным и постгарантийным обслуживанием.
  • «АвтоСпецТрейд». Компания занимается продажей прицепов-цистерн и полуприцепов объемом от 10000 литров.
  • «АмурБизнесАвто». На протяжении многих лет занимается поставкой автоцистерн для перевозки темных и светлых нефтепродуктов от китайских, японских и корейских производителей.

Заводы-производители постоянно модернизируют свою продукцию. Все новинки в области спецтехники, в первую очередь, представляют на специализированных выставках.

Автоцистерны для нефтепродуктов на выставке

В нефтедобывающей отрасли транспортировка нефтепродуктов является одной из самых важных задач. Для того чтобы доставить продукцию, необходим транспорт, адаптированный для дорог и климатических условий России.

Часто производители оснащают автоцистерны для нефтепродуктов новейшим оборудованием и демонстрируют свои разработки на выставках.

«Нефтегаз» – это одна из самых крупных выставок, на которой представлен транспорт, химические реагенты, добавки и материалы для транспортировки нефти и нефтепродуктов.

На выставке обязательно будут присутствовать производители и поставщики автоцистерн для нефтепродуктов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector