2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как быстро определить техническое состояние двигателя без использования инструментов?

AWS › Блог › Как определить износ ДВС без разбора? Диагностика состояния мотора без вскрытия.

Уникальная диагностика состояния ЦПГ без вскрытия мотора. Если Вы все еще платите по 20 000 рублей в автосервисы за снятие головки блока цилиндров чтобы выявить причину повышенного расхода масла, то Вам посвящается эта запись.

Какую диагностику Вы делаете мотору перед покупкой машины чтобы определить реальное состояние мотора по износу? Электронную? Вскрываете ГБЦ чтобы определить причину расхода масла? Вы серьезно? А как Вы определяете текущее состояние мотора у своего автомобиля? Скорей всего никак! Масло не ест значит все ОК яко бы!

Что такое диагностика АГЦ?
АГЦ — Анализатор Герметичности Цилиндров.

Что она дает?
Диагностика АГЦ дает возможность БЕЗ РАЗБОРА ДВС оценить степень износа ЦПГ в конкретных цифрах и дать полную картину по состоянию ЦПГ мотора.

Какие неполадки выявляет АГЦ?
— дифференцированно и достоверно определять состояние ЦПГ любого двигателя внутреннего сгорания,
— контролировать состояние цилиндров, поршней, поршневых колец, впускных и выпускных клапанов
— определять техническое состояние колпачков, степень износа цилиндровых гильз, закоксовывания поршневых колец и неисправности клапанов газораспределения
Достоверность результатов максимальна, благодаря огромному статистическому материалу, накопленному за несколько лет и проверке сотен ДВС

А так же:
Текущий износ
Закоксовка колец
Поломка компрессионных колец
Поломка перегородок поршневых колец на поршне
Критический износ деталей ЦПГ
Закоксовка клапанов
Залегание колец
Нарушение герметичности клапанов
Трещина в тарелке клапана
Трещина в днище поршня
Прогар в деталях ЦПГ
Прогар клапана
Прогар поршня
Трещина в головке блока
+ есть опыт выявления косвенных неполадок по показателям диагностики.

Как проводится диагностика?
Диагностика АГЦ ни чем не отличается от процесса замера компрессии. Разница лишь в том, что замер происходит дважды. Сначала определение параметра полного вакуума, следом определение параметра остаточного вакуума. И так в каждом цилиндре.

Кому это нужно?
При покупке БУ авто Вы покупаете «кота в мешке». С помощью АГЦ Вы будете знать полную картину по износу мотора.
При возникновении судебных тяжб и возникновении рекламационных ситуаций АГЦ точно определит состояние и мы дадим Вам заключение.
При текущем уходе за Вашим автомобилем.
Просто для тех, кто любит спокойный сон, зная в каком состоянии у него мотор.

Почему такую хорошую диагностику не делают ни где в автосервисах?
Автосервису выгоднее с клиента взять плату за вскрытие мотора, чем проводить недорогие диагностики.

Сколько стоит диагностика степени износа ДВС?
В каждом регионе стоимость диагностики отличается. Так же на цену влияет степень сложности снятия свечей у бензиновых ДВС или снятия форсунок у дизельных моторов + стоимость снятия и установки впускного коллектора (при необходимости). Просим проявить понимание. Все машины разные, условия для проведения диагностики тоже разные. Конечную стоимость уточняйте по контактам в Вашем городе.Для примерного понимания цены вспомните стоимость замены свечей Вашего автомобиля. К ней прибавится цена за диагностику АЦГ 500 рублей за каждый цилиндр (Цена в Санкт-Петербурге)

Производитель противоизносных составов AWS открывает центры диагностики степени износа ДВС.


Где сделать диагностику АГЦ?
Диагностику АГЦ в г. Санкт-Петербург можно заказать по телефону +7 812 984-99-59 или сделать заявку на почту info(собака)aws-russia(тчк)ru

В других регионах диагностика АГЦ будет доступна в ближайшее время. Чтобы не пропустить это событие, подпишитесь на наш блог.
Так же тут будет очень много интересных примеров и видео о проведенных диагностиках и примеры безразборного ремонта и восстановления изношенных моторов.

Таблица определения состояния по показаниям АГЦ

Как узнать степень износа двигателя автомобиля

Начнем с того, что общий пробег автомобиля далеко не всегда указывает на реальное состояние важнейших узлов и агрегатов (двигателя, трансмиссии, элементов рулевого управления, навесного оборудования и т.д.). Что касается силовой установки, в ряде случаев возникает необходимость определить износ двигателя, например, при покупке подержанного авто. Важно понимать, что не всегда мотор, который при этом сильно изношен, обязательно должен плохо заводиться и «тянуть», а также шуметь, стучать и т.д.

В этой статье мы поговорим о том, на какие признаки следует обращать внимание в рамках поверхностной проверки ДВС, а также как можно узнать износ двигателя без его разборки.

Определение степени износа мотора по косвенным признакам

Прежде всего, проверку ДВС необходимо начинать с анализа работы двигателя. Как уже было сказано, в норме не допускаются затруднения при запуске, троение во время работы, стуки, шумы и другие посторонние звуки, вибрации и т.д. Однако даже наличие тех или иных отклонений не обязательно указывает на то, что двигатель износился.

Если опыта недостаточно, чтобы точно определить источник шума или другие причины сбоев, тогда, в первую очередь, следует обращать внимание на технические жидкости и их состояние. Начинать проверку следует с моторного масла. Важным показателем является расход смазки. Если двигатель начал «есть» масло, при этом нужно доливать около 1.0 литра на тысячу километров, тогда вполне вероятен сильный износ ЦПГ (при учете того, что мотор сухой, нет течей сальников и прокладок).

Дополнительно следует проверить и выхлоп, так как наличие сизого или синего масляного дыма из выхлопной трубы также укажет на причину повышенного расхода смазки. Параллельно следует открутить крышку маслозаливной горловины на заведенном моторе. Если явно виден дым, тогда это еще один признак проблем с поршневой группой и цилиндрами.

Все перечисленные выше признаки могут указывать на то, что в двигателе имеются проблемы с поршневыми кольцами, могут быть изношены стенки цилиндров. Также возможен вариант, когда масло расходуется в результате того, что необходима замена сальников клапанов (маслосъемных колпачков).

При этом становится понятно, что в одних случаях мотор еще можно в дальнейшем «оживить» с минимальными вложениями (раскосовка колец или их замена, установка новых маслосъемных колпачков, переход на более вязкую смазку), тогда как в других силовой агрегат необходимо разбирать и делать капремонт (расточка/гильзовка блока, замена поршней и т.д.).

Проверка поршневой и шатунной группы двигателя

Естественно, бeз cпeциaльнoгo oбopудoвaния, то есть «на глаз», описанными выше методами изнoc двигaтeля определить сложно. Можно выявить наличие проблемы, но точную причину установить может быть затруднительно. Учитывая эти особенности, следующим этапом при проверке становятся наиболее распространенные действия:

При этом важно понимать, что компрессия в двигателе зависит от многих факторов и условий. Например, снижение показателя может происходить не только по причине проблем с ЦПГ, но и в результате неполадок, которые связаны с ГРМ. Если точнее, компрессия падает в том случае, когда возник прогар клапана, к снижению компрессии приводят проблемы с ceдлами клaпaнoв.

Для замера манометр подключается к вытяжнoй тpубкe в пoддoне. Параллельно очень важно максимально гepмeтичнo перекрыть остальные отверстия и щели как в пoддoнe, так и в двигaтeлe. Еще понадобится иметь специальную насадку для манометра, а также техническую документацию для конкретной модели ДВС.

Естественно, на многих мелких СТО такую операцию выполнять не будут. Если же речь идет о проверке б/у авто перед покупкой, скорее всего продавец также ответит отказом на просьбу провести диагностику указанным способом. В итоге остается только выполнять замер кoмпpeccии, учитывая все возможные погрешности и различные нюансы для получения максимально точных результатов.

  • Если же говорить об измерении дaвлeния мacлa в двигателе, с этим несколько проще, а сам способ позволяет определить приблизительное состояние шатунных подшипников, шеек коленвала и т.д. Для решения задачи выкручивается датчик давления масла, после чего в это место через переходник подключается манометр.

Затем полученные результаты по давлению масла сравниваются с теми, которые указаны в технической документации для конкретного двигателя. При этом максимально точные данные не так важны, вполне допускается определенная погрешность по манометру. Дело в том, что на износ двигателя и его шатунной группы указывает достаточно значительное отклонение от нормы (около 15-20 %). Если это так, тогда силовой агрегат в скором времени будет нуждаться в дорогостоящем ремонте.

Что в итоге

Итак, теперь вы не знаете, как определить износ двигателя. Более того, оптимально воспользоваться не одним, а сразу несколькими методами, описанными выше. Выполнять ряд проверок можно даже одновременно (например, замер компрессии совмещают с проверкой свечей зажигания). Главное, чтобы все операции были выполнены правильно.

Если же возникает необходимость ремонта ДВС, точно оценить его состояние только по косвенным признакам (потеря тяги, стуки, шумы) или путем замера компрессии и давления масла, не получится. Для того чтобы точно узнать степень износа двигателя, потребуется в обязательном порядке разбирать силовой агрегат. Далее выполняется дефектовка двигателя, после чего осуществляется последующая переборка или выполняется капитальный ремонт мотора.

Компрессия в двигателе автомобиля: на что влияет и как проверить. Как делается проверка компрессии без компрессометра, замер показаний при помощи прибора.

Читать еще:  Индустриальное масло для вашего авто

Как самому определить прогар клапана двигателя. Основные симптомы погоревшего клапана, точное выяснение причин троения мотора. Диагностика, полезные советы.

Высокая компрессия в двигателе и основные причины повышения компресссии. Почему также происходит снижение компресссии по цилиндрам. Советы и рекомендации.

Особенности и порядок самостоятельного измерения точной компрессии дизеля и бензинового двигателя. Компрессиия «на холодную» и «горячую», неисправности.

Показатель компрессии дизельного двигателя. Главные причины и основные признаки снижения компрессии. Запуск мотора с недостаточным давлением в цилиндрах.

Проблемы с запуском дизеля. Признаки низкой компрессии и причины неисправности: ГРМ, зеркало цилиндров, поршень и кольца. Производим замер компрессии.

Как определить состояние двигателя

Очень часто для определения необходимости в ремонтных мероприятиях двигателя автовладельцы отправляются на СТО. Которые в свою очередь сразу же порекомендуют ремонтировать двигатель меняя все детали и выставляя огромный счет на ремонт. И для того чтобы избежать этого, можно самостоятельно провести диагностирование двигателя собственноручно не используя специальные приборы. И все необходимое для этого описывается в данной статье. Далее мы и поговорим, как определить состояние двигателя.

Как определить состояние двигателя по состоянию цилиндров и поршней

Важнейшая и дорогостоящая часть двигателя – ЦПГ (цилиндро – поршневая группа). Ее состояние можно оценить следующими способами:

  • необходимо выкрутить маслозаливную пробку, но не вытаскивать из горловины, двигатель при этом должен быть заведен. И пробка не должна подпрыгивать. Если же поршневые кольца износились, или появилась выработка на цилиндрах, то часть рабочих газов будет просачиваться внутрь двигателя и за счет давления приподнимать открученную маслозаливную крышку;
  • каждый мотор имеет систему вентиляции и рециркуляции картерных газов, которая направляет эти газы во впускной коллектор для их последующего смешивания с ТВС. При значительном износе ЦПГ на стенках впускных патрубков и коллектора образуется нагар, проникающий через патрубки вентиляции, который может свидетельствовать об износе силового агрегата.

Как определить состояние двигателя по герметичности системы охлаждения

Очень часто встречающаяся неисправность ДВС – пробитая прокладка ГБЦ. И в последствии – нарушение герметичности каналов охлаждения мотора которое ведет к его перегреву. Если перегрев вовремя замечен, то двигателю просто нужно время остыть, но если этот момент упущен, то последствия могут быть весьма серьезными, вплоть до покупки всего двигателя в сборе.

Для того, чтобы определить нарушение целостности прокладки ГБЦ необходимо следующее:

  • убедиться, что система охлаждения не имеет нарушений целостности патрубков, радиаторов, термостата и остальных элементов;
  • проверить объем охлаждающей жидкости в бачке – в случае если его приходится пополнять очень часто без видимых утечек – значит антифриз проникает в цилиндр через пробитую прокладку. Помимо этого, возможен вариант попадания жидкости для охлаждения в масло – об этом будет свидетельствовать увеличивающийся уровень масла в двигателе.
  • очень аккуратно открыть крышку бачка охлаждающей жидкости на работающем двигателе. В случае, если при повышении оборотов двигателя появляются пузырьки воздуха – вероятнее всего это прорыв рабочих газов двигателя в систему охлаждения.

Обобщая, при наличии всех перечисленных признаков, в совокупности с кипением силового агрегата, однозначно говорит о необходимости его ремонта. Далее мы расскажем, как определить состояние двигателя внутреннего сгорания по клапанам ГБЦ.

Как определить состояние двигателя по клапанам

Описанный ниже способ проверки состояния клапанов не дает 100%-ой гарантии, но для подтверждения диагноза, после инструментальной проверки, вполне подходит. Для этого берется достаточно плотная бумага (можно бумажную купюру) и подносится к выхлопной трубе. При этом не должно происходить всасывание бумажки в глушитель. Но в случае прогоревшего клапана, при наполнении цилиндра, будет происходить всасывание части отработавших газов через дефектный клапан. Это и объясняется всасывание бумажки в глушитель.

Данные способы лучше использовать на пробегах более 150.000 км, чтобы однозначно определиться в необходимости капитального ремонта. Помимо описанных способов оценки состояния двигателя, у него существуют следующие признаки неисправностей: стуки в любых частях двигателя, неровная работа, повышенный расход топлива, снижение приемистости.

Надеемся теперь Вы знаете, как определить состояние двигателя при покупке автомобиля. Если все же сомневаетесь в своих силах, то всегда можете воспользоваться услугами наших автоэкспертов.

Как быстро определить техническое состояние двигателя без использования инструментов?

Цель работы. Освоить методику определения технического состояния агрегатов и механизмов машин без разборки.

1. Ознакомиться с оборудованием рабочего места.
2. Изучить порядок определения технического состояния цилиндро-поршневой группы; коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и газораспределительного механизма.
3. Проверить техническое состояние указанных механизмов и сделать заключение об их годности к дальнейшей эксплуатации.
4. Исследовать расход картерного газа Q в зависимости от эффективной мощности двигателя Ne при постоянной частоте вращения л=2400 об/мин. Построить график Q—f(Ne) для мощностей, равных 100, 75, 50 и 25% номинальной. Установить мощности двигателя, при которых следует определять Q.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Оснащение рабочего места. Двигатель ГАЗ-51, установленный на контрольно-испытательном стенде СТЭУ-28 ГОСНИТИ (СТЭУ-40 или др.); газовый счетчик бытового типа (ЗКГФ-6 или ГКФ-6); компрессиметр для карбюраторных двигателей (ГАРО, модель 179); контрольный манометр (типа МКД ГОСТ 6200—52); водяной пьезометр; прибор Ленинградского филиала НИИАТ для определения технического состояния двигателя по утечке газов; стетоскоп; резиновые шланги; зажимы для шлангов вентиляции картера.

Содержание и порядок выполнения работы. Методы безразборного определения технического состояния отдельных узлов и агрегатов дают возможность исключить преждевременные разборочно-сборочные работы, приводящие к увеличению износа деталей.

К числу таких методов относится, в частности, проверка давления масла в масляной магистрали двигателя. Эта проверка проводится для оценки технического состояния коренных и шатунных подшипников без их разборки и основывается на том, что с увеличением зазоров в подшипниках давление масла в магистрали падает в силу уменьшения гидравлического сопротивления.

Давление масла проверяют контрольным манометром (точность отсчета которого 0,005 МПа), так как манометры, установленные на автомобилях, не дают достаточно точных показаний.

Чтобы замерить давление масла, двигатель прогревают до нормальной рабочей температуры (при этом температура воды на входе в радиатор должна быть равна 70—80 °С, а масла в картере 50—60 °С), затем глушат его. Отвертывают пробку-заглушку фильтра грубой очистки масла и вместо нее подсоединяют контрольный манометр. Снова заводят двигатель и при 1800 об/мин измеряют давление масла.

Для этих условий нормальное давление масла в новом двигателе 0,28 МПа, минимально допустимое 0,15 МПа.

Условия эксплуатации автомобиля в конкретном автохозяйстве примерно постоянные. Поэтому можно определить пробег автомобиля в километрах до минимально допустимого давления масла в магистрали.

Например, если с начала эксплуатации автомобиль прошел 30 000 км, а давление масла стало 0,21 МПа, то пробег автомобиля составит: 0,28°—о°21 (0,21-0,15) = 25800 км.

Наиболее точным безразборным методом определения технического состояния цилиндро-поршневой группы считается нахождение количества газов, прорывающихся в картер двигателя через зазоры (поршень— цилиндр, поршень — поршневое кольцо, поршневое кольцо—цилиндр). Чем больше зазоры, тем больше газов из камеры сгорания проникает в картер.

Количество этих газов измеряют газовым счетчиком, который соединяют резиновым шлангом с маслозаливным патрубком. В отверстие для масломерного щупа вставляют пробку. На шланги вентиляции картера ставят зажимы. Тормозным устройством стенда создают нагрузку, соответствующую номинальной мощности двигателя. В течение 1 мин проводят замер количества картерного газа, прошедшего через газовый счетчик. За показание берут среднее из трех замеров. Двигатель предварительно прогревают до нормальной рабочей температуры.

Количество газов, прорывающихся в картер, составляет для нового двигателя ГАЗ-51 24—27 л/мин, для двигателя с предельно изношенной цилиндро-поршневой группой— 110—115 л/мин.

Техническое состояние цилиндро-поршневой группы можно также оценить по давлению газов в картере двигателя, измеряемому водяным пьезометром (с изменением разрежения не более 0,0015 МПа и давления не менее 0,0015 МПа). Его соединяют резиновым шлангом с отверстием трубки под указатель уровня масла.

Для проверки давления необходимо, чтобы двигатель работал с полной нагрузкой или близкой к ней. Давление газов должно быть не более 0,0008—0,001 МПа.

Техническое состояние цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма можно определить по изменению давления (компрессии) в конце такта сжатия, утечке газов из цилиндров и наличию стуков в двигателе.

Давление конца такта сжатия проверяют компресси-метром при прокручивании коленчатого вала двигателя электростартером. По мере увеличения оборотов компрессия возрастает, но при этом наблюдается меньшая разница в значениях давления конца такта сжатия в отдельных цилиндрах.

Компрессию проверяют на прогретом двигателе, при исправном стартере и заряженной аккумуляторной батарее, что обеспечивает частоту вращения коленчатого вала 180—-200 об/мин.

Компрессию замеряют в следующем порядке: двигатель прогревают до нормального теплового состояния; вывертывают все свечи; полностью открывают дроссельную заслонку карбюратора; резиновый конусный наконечник ком-прессиметра вставляют в отверстие для свечи и удерживают в таком положении на протяжении всего замера; коленчатый вал двигателя проворачивают электродвигателем при я=180-200 об/мин до тех пор, пока показание прибора не достигнет максимальной величины; записывают показание компрессиметра; отвертывают колпачок спускного клапана на 1—1,5 оборота, а после возврата стрелки прибора в нулевое положение вновь завертывают; проверяют компрессию в остальных цилиндрах двигателя. За результат принимается среднее из трех замеров. Разность показаний в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,1 МПа.

Читать еще:  Квадроциклы armada: основные разновидности

Рис. 1. Схема прибора для определения технического состояния двигателя по утечке воздуха:
1 — гибкий шланг; 2 и 7 — вентили; Зкб — манометры; 4 — редуктор; 5 — воздушная камера; 8 — шланг; А и Б — калиброванные отверстия.

Для двигателей ГАЗ-51 компрессия равна 0,7—0,75 МПа. Если она на 30—40% ниже нормы, это указывает на наличие неисправностей (поломка или пригорание поршневых колец, повреждение прокладки головки цилиндров, неправильная величина теплового зазора).

Утечка воздуха из цилиндров может служить достаточно объективным показателем технического состояния двигателя. Ее измеряют прибором, принцип действия которого показан на рисунке 1.

Сжатый воздух из компрессора по шлангу через вентиль, редуктор и малое калиброванное отверстие Б поступает в воздушную камеру откуда через калиброванное отверстие А большего размера, впускной вентиль и шланг подается в камеру сгорания. Манометр показывает давление воздуха в магистрали, а показание манометра определяет утечку воздуха из цилиндров.

При закрытом вентиле манометр находится под давлением, на которое отрегулирован редуктор. При открытии вентиля и полной герметичности исследуемого цилиндра давление воздуха в камере равно давлению воздуха за редуктором.

Наличие в цилиндре неплотностей площадью Fn повлечет утечку из него воздуха и уменьшение давления Р в камере. Если P—f(FH), то можно характеризовать величину неплотности.

Рис. 2. Шкала измерительного манометра.

Для удобства работы шкала манометра тарируется в зависимости от технического состояния и диаметра цилиндров двигателя (рис. 2), что позволяет по ней оценить техническое состояние любого двигателя (хорошее, удовлетворительное, требующее текущего или капитального ремонта). Прослушивание же мест утечки воздуха (клапаны, головка блока) дает возможность определить конкретные неисправности.

Рис. 3. Стетоскоп (а), прослушивание стуков стетоскопом (б) и зоны прослушивания двигателя (в).

Стуки или шумы в двигателе определяют в местах их возникновения прослушиванием при помощи стетоскопа (рис. 3).

Стуки между клапаном и толкателем прослушиваются на прогретом двигателе (при работе на холостых оборотах) в зоне плоскости разъема головки и блока цилиндров (зона 4). Стуки в средней части двигателя указывают на износ втулок распределительного вала (зона 2), а в передней части— на износ распределительных шестерен (зона 5).

Стук поршней, пальцев и шатунных подшипников следует прослушивать на стенке блока цилиндров в местах, соответствующих в. м. т. и н. м. т. (зона 3), стук коренных подшипников — в плоскости разъема картера с поддоном (зона 1). Стуки подшипников прослушивают при различных оборотах двигателя. Стук коренных подшипников — глухой, низкого тона, а стук шатунных — более звонкий, среднего тона; при выключенном зажигании в проверяемом цилиндре стук подшипников исчезает.

Строят графики зависимостей Q=f(Ne) при п= = 2400об/мии и Ne, равной 100; 75; 50 и 25% номинальной мощности.

Вычерчивают принципиальные схемы измерений, указанные в пунктах 1,2, 3, 4, 5, и схему прослушивания двигателя.

2. Проанализировав экспериментальные данные, дают заключение о техническом состоянии двигателя.

Как быстро определить техническое состояние двигателя без использования инструментов?

Определение технического состояния двигателя.

Предварительные данные о состоянии двигателя можно получить, наблюдая за его пуском и прогревом.
Если двигатель исправен, его можно летом запустить в течение 2—3 мин, зимой — 8—10 мин. Увеличение продолжительности запуска свидетельствует об уменьшении компрессии, неисправности топливной аппаратуры или механизма пуска.
Прогрев исправного двигателя до исчезновения видимого дымления при закрытой шторке радиатора летом длится 5—8 мин. Необходимость более длительного прогрева указывает на неисправности в системе охлаждения или является признаком отложения нагара на клапанах, поршнях и поршневых кольцах.
О техническом состоянии двигателя судят также по цвету выпускных газов. Бездымный выпуск на установившемся режиме соответствует нормальной работе двигателя. При изменении режима работы появляется легкий дым и у исправного двигателя. Белый дым указывает на выброс не-сгоревшего топлива в виде паров и мелких капель. Причинами этой неисправности могут быть поздняя подача топлива, недостаточный прогрев двигателя, отсутствие вспышек, попадание воды в цилиндры. Светло-синий или темно-синий дым указывает на попадание картерного масла в камеру сгорания, подтекание или плохой распыл топлива форсунками, переохлаждение двигателя. Коричневый или черный дым свидетельствует о чрезмерно большой подаче топлива, неисправности форсунок, низкой компрессии, неправильной подаче топлива.
Профессором Г. В. Веденяпиным предложен более точный способ оценки дымления по осажденным на бумагу твердым и капельно-жидким частицам. Перед выпускной трубой на расстоянии, равном половине внутреннего диаметра трубы, помещают лист белой (желательно глянцевой) непрозрачной бумаги. Спустя 18 сек, что соответствует 1000 выпускам, лист бумаги удаляют и полученный отпечаток сравнивают с эталонным, имеющим равномерный желто-коричневый цвет. Если полученный отпечаток более темного цвета, это указывает на повышенное дымление. Пятна серовато-желтого цвета на отпечатке свидетельствуют о выбрасывании необуглившегося масла, а пятна серо-бурого цвета— на выбрасывание необуглившегося топлива. Если на отпечатке наблюдаются крупные частицы копоти, то это указывает на излишнюю подачу топлива или на засорение воздухоочистителя.

Если в нагаре выпускной трубы имеются следы масла и топлива, то можно предположить о неправильной установке распределительных шестерен или об изношенности деталей механизма газораспределения и поршневой группы. Наличие масла в нагаре указывает также на чрезмерно большой уровень масла в поддоне картера.
Стуки в работающем двигателе прослушивают по зонам (рис. 39) при помощи стетоскопа, представляющего собой стальной стержень диаметром 4—5 мм и длиной около 500 мм с закрепленным на конце деревянным наушником. xcity.dk


Зона а — клапаны; прослушивают на малых оборотах. Под колпаком головки цилиндров хорошо слышен легкий металлический стук. Увеличен зазор между торцами стержней клапанов и бойками коромысел.
Зона б — бобышки поршней, поршневые пальцы и шатуны; при резком изменении числа оборотов прослушивается звонкий металлический стук. Увеличен зазор между
поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна.
Зона в — подшипники и шейки распределительного вала; в случае сильного износа деталей слышен слабый стук.
Зона г — шейка коленчатого вала и коренные подшипники; прослушивают на номинальных и максимальных оборотах холостого хода. Сильный и средний стук низкого тона свидетельствует об увеличении зазора между коренными шейками коленчатого вала и вкладышами. При увеличении нагрузки стук прослушивается более четко.
Зона д — зацепление распределительных шестерен; прослушивается глухой шум в картере шестерен. О степени изношенности деталей кривошипно-шатунного механизма можно судить также по падению давления масла в магистрали. Следует иметь в виду, что увеличение зазора в коренных подшипниках на 0,01 мм вызывает падение давления масла на 0,1 кг/см2.
Важным показателем технического состояния двигателя является величина компрессии, т. е. величина давления в камере сгорания в конце такта сжатия. Снижение компрессии вызывается износом деталей цилиндро-поршне-вой группы, износом клапана и его гнезда, уменьшением зазоров в клапанах, поломкой пружины клапана, неправильной затяжкой шпилек крепления головки цилиндров, разрушением прокладки головки цилиндров и др. Ее определяют при помощи компрессиметра.

Этот прибор представляет собой манометр 4 (рис. 40) со шкалой 35—40 кг/см2, соединенный трубкой 5с наконечником. Между манометром и наконечником смонтирован выпускной вентиль 3. Наконечник представляет собой корпус форсунки, с которой сняты регулировочный винт, пружина, штанга и игла; в отверстие для штанги поставлена заглушка 2, а вместо иглы установлен шариковый клапан 1 с пружиной.


Прогревают до нормальной температуры двигатель со снятым воздухоочистителем. Компрессиметр устанавливают вместо форсунки проверяемого цилиндра, включают деком-прессионный механизм и прекращают подавать топливо. Пусковым двигателем прокручивают коленчатый вал, наблюдая при этом за показаниями компрессиметра. Если величина компрессии находится в пределах 20—23 кг/см2, то это указывает на плохое состояние камеры сгорания. Эксплуатация двигателя при давлении ниже 20 кг/см2 не допускается. Разница величин давления сжатия у отдельных цилиндров не должна превышать 2 кг/см2.
Для оценки общего технического состояния двигателя необходимо знать его мощность и расход топлива и только после этого, если необходимо, проверить отдельные узлы.
Наиболее точно определить величину мощности и расход горючего можно при помощи пневматической тормозной установки ГОСНИТИ ПТУ-70.
Если нет тормозной установки, мощность двигателя в полевых условиях можно проверить бестормозным способом, предложенным проф. Н. С. Ждановским. Сущность этого способа заключается в том, что нагрузка на работающие цилиндры двигателя создается путем выключения остальных цилиндров, а обороты измеряют тахометром.
Перед проверкой мощности таким способом двигатель хорошо прогревают. Температура воды должна быть не ниже 75° С, а температура масла в картере двигателя должна поддерживаться в пределах 72+4° С. Даже небольшое изменение температуры значительно снижает вязкость масла и, следовательно, тормозной эффект, создаваемый включенным цилиндром. Непрогретый двигатель не может работать на одном (проверяемом) цилиндре даже в том случае, если в прогретом состоянии он развивает номинальную мощность и соответствующее число оборотов. Поэтому попытки проверки бестормозным способом непрогретого двигателя не могут дать удовлетворительных результатов.
Число оборотов коленчатого вала двигателя на тракторе ДТ-75 можно измерить, фиксируя число оборотов вала отбора мощности и умножая его на передаточное число 3,18. На тракторе Т-74 обороты коленчатого вала замеряют при помощи специального легкого валика, устанавливаемого в передней части трактора при проверке.
В процессе испытаний проверяют правильность установки регулятора на номинальный скоростной режим, мощность каждого цилиндра и двигателя и неравномерность работы цилиндров в следующем порядке:
прогревают двигатель, пока температура воды не будет равна 75° С;
устанавливают максимальную подачу топлива и проверяют обороты коленчатого вала без нагрузки. На холостом ходу при правильной установке регулятора обороты коленчатого вала должны находиться в пределах 1830+15 об/мин;
прекращают подачу топлива, отвертывая накидные гайки трубок высокого давления, во все цилиндры за исключением первого;
замеряют число оборотов коленчатого вала, после того как они установились;
последовательно производят такие же операции со вторым, третьим и четвертым цилиндрами;
определяют среднее число оборотов коленчатого вала двигателя при работе на одном цилиндре и соответствующую этим оборотам мощность (табл. 16).
Недостаток или избыток мощности двигателя определяется умножением числа 0,05 на разность между номинальными оборотами коленчатого вала и средними оборотами, полученными в процессе испытания. Например, если во время испытания среднее число оборотов коленчатого вала равно 1640, то недостаток мощности определяют так (1700— 1640)-0,05=3%.
Если нормально прогретый двигатель останавливается при работе на одном цилиндре, это значит, что мощность, развиваемая этим цилиндром, составляет менее 80—85% от номинальной.
В случае отклонения мощности от номинальной необходимо проверить регулировку топливной аппаратуры и состояние клапанов.
В процессе бестормозной проверки мощности двигателя разница в числе оборотов коленчатого вала при работе на разных цилиндрах не должна превышать 150 об/мин. Отклонение числа оборотов при работе на одном цилиндре на 100 об/мин свидетельствует об изменении мощности на 5%.

Читать еще:  Перевозка грузов на большие расстояния автомобильным транспортом

Порядок проверки технического состояния двигателя и его систем

Перед заездом транспортного средства в помещение диагностической станции следует выполнить подготовительные и контрольные операции в указанном порядке:

  1. Определить тип двигателя проверяемого транспортного средства.
  2. Если транспортное средство оборудовано газовой установкой, произвести дополнительные операции:
    • проверить наличие у владельца транспортного средства всех необходимых документов (акта выдачи (диагностирования) транспортного средства, акта освидетельствования газового баллона (баллонов), свидетельства об обучении)
    • перевести двигатель транспортного средства в режим работы на газовом топливе, обеспечить работу двигателя в этом режиме на холостом ходу в течение не менее 3 мин
    • проверить с помощью прибора для проверки утечек герметичность газовой системы питания; при этом особое внимание следует уделить наполнительному вентилю, запорной арматуре, фиттингам и соединениям. При обнаружении утечек дальнейшую проверку технического состояния не проводить, двигатель заглушить и отбуксировать транспортное средство на стоянку для неисправных транспортных средств, соблюдая меры предосторожности
    • при отсутствии утечек перекрыть запорную арматуру газового оборудования и перейти на работу двигателя на жидком топливе. При этом следует выработать весь газ, находящийся в системе, до остановки двигателя
  3. Прогреть двигатель транспортного средства до рабочей температуры охлаждающей жидкости или моторного масла (для двигателей с воздушным охлаждением), указанной в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
  4. Обеспечить заезд транспортного средства в помещение диагностической станции.

После установки транспортного средства на соответствующие пост диагностической линии необходимо выполнить операции в указанной последовательности:

  1. Проверить техническое состояние элементов системы выпуска отработавших газов при работающем двигателе. При обнаружении негерметичности системы проверку экологических показателей отработавших газов не проводить. Оценить надежность крепления и подвешивания элементов системы выпуска отработавших газов, а также наличие и правильность установки соединений трубопроводов системы.
  2. При необходимости проверить комплектность и соответствие системы вентиляции картера.
  3. Проверить техническое состояние элементов системы питания и убедиться в отсутствии утечек топлива. При проверке определить: наличие крышки горловины топливного бака, надежность и герметичность ее закрытия; надежность крепления и отсутствие внешних повреждений топливного бака, трубопроводов топливной системы, кронштейнов фильтров и топливных насосов; наличие и состояние фиттингов и хомутов, соединяющих элементы топливных магистралей; состояние гибких шлангов топливной системы — отсутствие повреждений, не предусмотренных конструкцией транспортного средства контактов их с элементами шасси или двигателя. При обнаружении утечек топлива проверку экологических показателей отработавших газов транспортного средства не проводить, двигатель заглушить и отбуксировать транспортное средство на стоянку для неисправных транспортных средств, соблюдая меры предосторожности.
  4. При отсутствии утечек газа осмотреть элементы системы питания сжиженным или сжатым газом в следующем порядке:
    • проверить наличие на газовых баллонах клейма предприятия-изготовителя и нанесение даты последнего и следующего периодического освидетельствования. Оценить надежность крепления баллонов, их окраску и убедиться в отсутствии повреждений
    • определить надежность соединений трубопроводов и фиттингов системы питания, отсутствие не предусмотренных конструкцией транспортного средства контактов трубопроводов и гибких шлангов с элементами рамы или шасси
    • осмотреть краны, клапаны, редукторы и другие элементы системы питания на предмет отсутствия внешних повреждений и надежность крепления
  5. Проверить экологические показатели бензинового двигателя и сравнить с нормативными в следующем порядке:
    • установить рычаг переключения передач (селектор) в нейтральное положение, затормозить транспортное средство стояночным тормозом и заглушить двигатель
    • подготовить газоанализатор к работе согласно руководству по эксплуатации
    • подключить датчик оборотов к двигателю и газоанализатору
    • установить на выпускную трубу транспортного средства устройство для отвода отработавших газов
    • установить пробоотборный зонд газоанализатора в отверстие для введения зонда, расположенное в устройстве для отвода отработавших газов, на глубину не менее 300 мм от среза выхлопной трубы
    • убедиться, что отключены все обогатительные устройства двигателя
    • запустить двигатель, установить частоту вращения коленчатого вала на уровне ппов и обеспечить его работу в этом режиме не менее 15 с
    • установить минимальную частоту вращения (пт1п) вала двигателя и не ранее чем через 20 с измерить содержание оксида углерода и углеводородов
    • установить повышенную частоту вращения вала двигателя, равную ппов, и не ранее чем через 30 с измерить содержание оксида углерода и углеводородов
    • извлечь пробоотборный зонд из отверстия для введения зонда, снять устройство для отвода отработавших газов с выпускной трубы глушителя, отсоединить датчик оборотов от двигателя
  6. Проверить дымность дизельного двигателя и сравнить с нормативной в следующем порядке:
    • установить рычаг переключения передач (селектор) в нейтральное положение, затормозить транспортное средство стояночным тормозом и заглушить двигатель
    • подготовить дымомер к работе согласно руководству по его эксплуатации
    • подключить датчик оборотов к двигателю и дымомеру
    • подключить датчик температуры двигателя путем помещения его через отверстие, предназначенное для масляного щупа, в поддон картера двигателя до погружения в находящееся там моторное масло
    • установить пробоотборное приспособление к выпускной трубе транспортного средства. Трубка пробоотборника должна быть обращена открытым концом навстречу потоку отработавших газов и располагаться (по возможности) в направлении оси выпускной трубы или удлинительного патрубка, где распределение отработавших газов является наиболее равномерным. Трубку рекомендуется заглублять в выпускную трубу на расстояние, равное не менее чем утроенному диаметру выпускной трубы. Соединительные патрубки между пробоотборным приспособлением и дымоме- ром должны иметь длину (2,5 ± 0,5) м, устанавливаться (по возможности) с подъемом от места отбора пробы до дымомера и не иметь резких перегибов
    • установить на выпускную трубу транспортного средства устройство для отвода отработавших газов. При установке следует учитывать, что температура отработавших газов на выходе из выпускной трубы в процессе проведения измерений может достигать 400 °С, поэтому при использовании устройства для отвода отработавших газов, не рассчитанного на такой нагрев, следует применять специальную эжекционную насадку, понижающую температуру отработавших газов в устройстве
    • запустить двигатель и отключить устройство, предназначенное для пуска холодного двигателя
    • при работе двигателя в режиме холостого хода при минимальной частоте вращения быстрым (но не резким) нажатием до упора на педаль управления подачей топлива установить максимальную частоту вращения до включения регулятора. Затем отпустить педаль до установления минимальной частоты вращения. Этот процесс повторить не менее шести раз
    • при каждом последующем свободном ускорении зафиксировать максимальную дымность до получения устойчивых значений. Измеренные значения считаются устойчивыми, если четыре последовательных значения располагаются в зоне 0,25 м»1 и не образуют убывающей последовательности. Результатом измерения считается среднее арифметическое четырех значений
    • выдержать паузу не менее 60 с после проверки в режиме свободного ускорения, после чего (при необходимости) провести проверку в режиме максимальной частоты вращения. Для этого нажать педаль до упора и зафиксировать ее в таком положении, установив максимальную частоту вращения. Измерить дымность не ранее чем через 10 с после впуска отработавших газов в прибор
    • заглушить двигатель, отсоединить устройство для отвода отработавших газов и пробоотборное приспособление от выпускной трубы глушителя, отключить датчик оборотов от двигателя, вынуть датчик температуры из поддона картера и вставить масляный щуп на место
  7. Просмотреть полученные результаты измерений и завершить измерения согласно требованиям программного обеспечения диагностических приборов.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector